Реферат|Психология

Соотношение социального и биологического в формировании и патологии психики

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2021 | Страниц: 20

Введение

  1. Понятие и развитие личности
  2. Биологические факторы в формировании и патологии психики
  3. Социальные факторы в формировании и патологии психики
  4. Соотношение биологических и социальных факторов в формировании и патологии психики

Заключение

Список использованной литературы

В психологии термин «развитие» традиционно употребляется тогда, когда речь идет о каком-либо изменении — прогрессивном (усложнение структуры) или регрессивном (упрощение структуры). Например, развитие памяти, внимания, чувственной сферы и др. [3,с.44]

В педагогике под развитием подразумевают количественно-качественные изменения личности от одной возрастной ступени к другой.

Таким образом, развитие — это процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. В течение жизни человека происходит его биологическое и социальное развитие.

Биологическое развитие связано с морфологическими (рост, вес, объем); биохимическими (состав крови, костей, мышц); физиологическими (пищеварение, кровообращение, половое развитие и созревание) изменениями.

Социальное развитие связано с психическими (совершенствование памяти, мышления, воли, характера); духовными (нравственное становление, изменение сознания); интеллектуальными (углубление и расширение знаний, интеллектуальный рост) изменениями.

Развитие человека (биологическое, социальное) — это сложный, длительный, противоречивый процесс, детерминированный множеством факторов, лежащих как в окружающей человека социальной среде, так и в нем самом. Показателями развития личности являются качественные изменения в сознании, поведении, деятельности, отношении человека к миру. Результат развития — становление человека как биологического вида и социального существа. Обычно если происходит морфологическое, физиологическое, психическое изменение, то употребляется термин развитие, если нравственное, духовное — термин формирование.

Таким образом, человек, появляясь на свет существом почти исключительно биологическим, в процессе развития превращается в существо социальное, в личность как субъект отношений и общественной деятельности. При этом развитие не сводится к простому накоплению количественных изменений и прямолинейному поступательному движению от низшего уровня организации к высшему.

Характерная особенность этого процесса — диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности.

Целью данной работы является рассмотрение вопроса соотношения социального и биологического в формировании и патологии психики.

Достижению поставленной цели подчинены следующие задачи:

  1. рассмотреть понятие и развитие личности;
  2. охарактеризовать биологические факторы в формировании и патологии психики;
  3. показать социальные факторы в формировании и патологии психики;
  4. раскрыть соотношение биологических и социальных факторов в формировании и патологии психики.


    1. Понятие и развитие личности

Личность - это человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности, определяемое включенностью в социальные связи системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.[3,с.23]

Развитие личности - процесс ее закономерного изменения как системного качества индивида в результате социализации. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества.

Таким образом, в процессе развития личности выделяются два важных фактора - генетический и средовой, из которых преобладание одного является отдельным вопросом в исследовании личности.[5,с.8]

Личностный рост обусловлен множеством внешних и внутренних детерминант.

К внешним, или детерминантам окружения, относятся: принадлежность человека к определенной культуре, социально-экономическому классу и уникальной для каждого семейной среде.

С другой стороны, внутренние детерминанты включают генетические, биологические и физиологические факторы. Дальнейшее описание множества изменений, сопровождающих развитие личности-физических, социальных, интеллектуальных, эмоциональных, моральных и т.д. - показывает, какой сложной является проблема развития человека.[5,с.9]

2. Биологические факторы в формировании и патологии психики

Биологические факторы - это тот род влияния на поведение, которое передается от родителей к детям благодаря механизмам наследственности.

Наряду с окружающей средой они играют ключевую роль в развитии личности человека. [7,с.101]

Так, исследования близнецовым методом предоставляют наглядное доказательство того, что эмоциональная устойчивость, экстраверсия, тревожность, сила, подвижность, уравновешенность устойчиво передаются по наследству.

К другим личностным особенностям, которые имеют как минимум умеренно выраженную генетическиую компоненту, относят отчужденность, агрессивность, стремление к достижениям, лидерство, воображение и чувство благополучия.

Биологические факторы играют важную роль в детерминации личности, особенно в отношении того, что делает человека уникальным индивидом.

Несмотря на то, что исторически сложилось так, что психология подчеркивает значение генетических и средовых детерминант в формировании личности как целого, современные ученые признают, что значение этих факторов может варьировать от одной характеристики к другой. Генетические факторы, как правило, более важны для таких характеристик, как интеллект, темперамент, и менее важны для формирования ценностей, идеалов, убеждений.

Примером таких индивидуальных различий по темпераменту, который касается уровней активности и пассивности, может быть следующий: некоторые дети более активны и более смелы, чем другие. Эти особенности могут сохраняться на протяжении многих лет: одни люди всегда имеют потребность в том, чтобы двигаться, действовать, другие, как правило, предпочитают читать или дремать; одни решительны и бесстрашны, другие, робки и осторожны.

Тот факт, что эти особенности проявляются рано, сохраняются на протяжении долгого времени и, по-видимому, относительно не зависят от обучения, позволяет предположить, что они относятся к генотипически обусловленным, или наследуемым, характеристикам.

Генетические детерминанты выявлены всеми исследователями, которые занимаются эволюционным наследием. Согласно их данным многие паттерны поведения человека уходят корнями в эволюционное прошлое и связаны с генами, общими для людей и представителей других видов, т.е., объединяет их с представителями других видов (уши, глаза, нос).

Но помимо этого, психологи-эволюционисты полагают, что всех людей объединяют и паттерны социальных отношений друг с другом. Например, характеристики, которые считаются желательными для представителей женского или мужского пола, различная включенность мужчин и женщин в заботу о детях, основные эмоции - все это, как предполагается, проявления эволюционного наследия, заложенного в генах.[8,с.112]

Психологи, которые занимаются изучением базовых эмоций (гнев, страх, отвращение, радость и т.д.) предполагают, что эти эмоции являются врожденными и соответствующая информация о них закодирована в генах.

Таким образом, дети так же, как и взрослые, а шимпанзе так же, как и люди, переживают подобные эмоции, потому что у них общее эволюционное наследие и общая генетическая структура. Это вовсе не означает, что опыт не оказывает влияния на то, какие эмоции чаще встречаются у данного индивида, или на то, когда и при каких условиях переживаются определенные эмоции и как они выражаются. Опыт оказывает корректирующее влияние, но развитие происходит в соответствии с заложенной генетической структурой.

  1. Желнин А.И. Сущность и перспективы человека в контексте проблемы социально-биологического кризиса//Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016. № 3 (27). С. 22-26.
  2. Жигарев Е.С. Социальное, биологическое, психическое как ступени диалектического восхождения в познании сущности личности//Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 6. С. 93-97.
  3. Зейгарник Б.В. Введение в патопсихологию. — М.: Издательство Московского университета, 1969. — 172 с.
  4. Патопсихология. Хрестоматия. М.: УРАО, 2015. - 224 с.
  5. Холмогорова А.Б., Рычкова О.В. 40 лет биопсихосоциальной модели: что нового?//Социальная психология и общество. 2017. Т. 8. № 4. С. 8-31.
  6. Шабалин В.Н., Шатохина С.Н. Влияние социальной среды на формирование психического здоровья //Ульяновский медико-биологический журнал. 2018. № 3. С. 124-132.
  7. Шкурко Ю.С. Следует ли социологии использовать данные биологических наук?//Социология. 2019. № 1. С. 101-107.
  8. Шульц Д. История современной психологии. СПб.: Евразия, 2017. -528с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат Психология
2014 год 16 стр.
Реферат Внимание. Развитие внимания
Telesammit
Реферат Психология
2012 год 20 стр.
Реферат Имидж руководителя
Telesammit
Реферат Психология
2014 год 22 стр.
Реферат Методы анализа психологии труда
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское