Введение
Глава 1. Понятие и виды коррозии
1.1 Понятие коррозии металлов
1.2 Механизм коррозии
1.3 Коррозия магистральных трубопроводов
Глава 2. Методы защиты от коррозии
2.1 Электрохимическая защита
2.2 Катодная защита
2.3 Протекторная защита
2.4 Анодная защита
2.5 Электродренажная защита
Заключение
Список использованных источников
Наиболее популярным способом транспортировки газа и нефти является использование трубопроводов. Данный способ используется уже порядка сотни лет, при этом их использование обеспечивает быструю безаварийную передачу больших объемов сырья. Долговечность и безопасность эксплуатации трубопровода зависит от методов применяемой защиты против коррозии. Именно поэтому рассмотрение данных методов, их преимуществ и недостатков является достаточно актуальной тематикой.
Объектом исследования является транспортировка нефти и газа по магистральным трубопроводам, а предметом – средства защиты от коррозии магистральных трубопроводов.
Целью данной работы является анализ методов защиты от коррозии магистральных нефтегазопроводов.
В первой части работы будет рассмотрено понятие и виды коррозии, во второй дан обзор существующих методов защиты от коррозии.
Глава 1. Понятие и виды коррозии
1.1 Понятие коррозии металлов
Коррозия металлов – это процесс самопроизвольного разрушения металлов и сплавов под действием окружающей среды (от лат. corrosio - разъедание)[4].
Коррозия имеет в основном отрицательные последствия:
- экономические потери в результате разрушения трубопроводов, деталей машин, судов, мостов и других металлоконструкций. Потери сырья и продукции из-за разрушения газопроводов, нефтепроводов, водопроводов;
- загрязнение продукции, что приводит к снижению ее качества;
- уменьшение надежности работы металлоконструкций;
- ущерб природе (утечка нефтяных и химических продуктов);
- угнетение роста и развития живых организмов, при попадании продуктов коррозии в окружающую среду.
К положительным последствиям коррозии можно отнести самопроизвольное разрушение металлических отходов в природе.
По химической природе коррозия относится к окислительно-восстановительным процессам.
Электрохимическая коррозия.
Это наиболее распространенный вид коррозии. Разрушение металла протекает в среде электролита и сопровождается возникновением в системе электрического тока. К электролитам относятся влажный воздух, морская и речная вода, конденсированная влага, растворы солей, щелочей, кислот. В качестве частиц-окислителей выступают ионы водорода () и растворенный в воде кислород ().
Поверхность любого металла или сплава является энергетически неоднородной из-за наличия примесей или вкраплений другого металла. При контакте с электролитами одни участки поверхности заряжаются положительно (катод), а другие – отрицательно (анод). Таким образом, поверхность металла представляет совокупность большого числа анодных и катодных участков (гальванических элементов). На анодных участках протекает окисление (разрушение) металла:
На катодных участках происходит восстановление окислителя ( или ):
Электрохимическая коррозия может быть усилена, если металл находится в контакте с другим металлом (в нашем исследовании - медь, цинк).
Железо - наиболее часто используемый человеком металл. Продукт коррозии железа - бурая ржавчина представляет собой смесь гидроксидов железа (II) и железа (Ш), продуктов их разложения и взаимодействия с углекислым газом, другими веществами из окружающей среды, что ведет к увеличивает загрязнения водоемов.
Рассмотрим коррозию железа с примесями меди. Железо более активный металл и является анодом, а медь становится катодом.
Если процесс протекает в кислой среде (), то основным окислителем являются ионы и протекают соответствующие процессы:
Если окружающая среда щелочная или нейтральная (), то окислителем является , растворенный в воде. При этом на аноде и катоде протекают следующие первичные процессы:
и вторичные процессы на катоде:
Уменьшение влажности приводит к дегидратации и образованию ржавчины .
Коррозия является самопроизвольно протекающим процессом. На скорость коррозии оказывают влияние следующие факторы:
- природа металла и примесей. Чем сильнее отличаются металлы (металл и примеси) по своей химической активности, тем скорость коррозии больше.
- температура. С ростом температуры скорость коррозии также увеличивается.