Введение
Глава 1. Нормативная и организационно-правовая основа защиты прав человека в Европейском Союзе
1.1.Становление и развитие нормативной основы защиты прав человека
1.2. Организационно-правовая основа защиты прав человека
Глава 2. Судебные гарантии прав и свобод человека в Европейском Союзе
2.1. Правовые позиции Суда Европейского Союза и защита прав человека
2.2. Значение практики Европейского Суда по правам человека для защиты прав человека в государствах-членах Европейского Союза
Заключение
Список использованных источников
Актуальность данной темы обусловлена тем, что процесс общественной деятельности человека в значительной степени зависит от объема прав и свобод, которые определяют ее социальные возможности, характер жизнедеятельности, систему связей людей в обществе. Поэтому проблема прав человека всегда была предметом политической борьбы за обладание этими правами, расширение их сферы и определение положения человека в обществе. Принцип равенства всех членов человеческого сообщества, как и многие другие основные принципы, которые составляют то, что сегодня называется правами человека.
Главная цель исследования – изучить механизмы защиты прав человека в Европейском Союзе
Для достижения главной цели исследования необходимо решить ряд задач:
- выявить особенности становления и развития нормативной основы защиты прав человека в Европейском Союзе;
- рассмотреть организационно-правовую основу защиты прав человека в Европейском Союзе;
- проанализировать правовые позиции Суда Европейского Союза в контексте защиты прав человека;
- раскрыть значение практики Европейского Суда по правам человека для защиты прав человека в государствах-членах Европейского Союза.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с организацией и функционированием механизмов защиты прав человека в Европейском Союзе.
Предметом исследования являются нормы международного права, регулирующие организацию и функционирование механизмов защиты прав человека в Европейском Союзе
Методология исследования. Для достижения поставленных целей и задач воспользуемся методами: формально-юридическим методом, историческим методом, методом анализа и синтеза, методом формализации, методом восхождения от простого к сложному, функциональным методом, статистическими методами и др.
Источниками данных представленного исследования являлись: нормативные и законодательные акты, учебники и учебные пособия, статьи современных ученых опубликованные в специализированных периодических изданиях, монографии и диссертации. Жизнь в 21 веке не возможна без использования электронных источников информации, в связи с чем автор исследования использовал в своей работе статистические и иные информационные данные размещенные в сети Интернет.
Практическая значимость работы обусловлена тем, что ее результаты могут быть использованы, для последующего анализа международно-правового регулирования в рассматриваемой сфере. Выводы, предложенные по итогам изучения направлены на решение задач исследования.
Структура работы определяется последовательностью решения основных задач. Данная работа состоит из введения, заключения, двух глав разделенных на параграфы и списка литературы.
Глава 1. Нормативная и организационно-правовая основа защиты прав человека в Европейском Союзе
1.1. Становление и развитие нормативной основы защиты прав человека в Европейском Союзе
Основным приоритетом в деятельности Европейских сообществ долгое время были вопросы экономической интеграции. Однако руководящие органы Европейского Союза и Суд ЕС большое внимание придавали защите прав человека. К моменту принятия Договора о ЕС 1992 г. права человека стали рассматриваться в качестве базовых ценностей Европейского Союза.
В статье 6 Договора о ЕС записано: «Союз основан на принципах свободы, демократии, уважения прав человека и основных свобод, а также господства права – принципах, общих для государств-членов» (п.1); «Союз уважает основные права человека, как они гарантированы Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, подписанной 4 ноября 1950 г. в Риме, и как они вытекают из общих конституционных традиций государств-членов, в качестве общих принципов права Сообщества» (п.2).
На основе указанных положений Договора сформулированы основные принципы правового статуса человека и гражданина в Европейском Союзе[1]:
1) уважение прав человека и его основных свобод;
2) равенство предоставляемых возможностей;
3) гарантированность прав и свобод.
Принцип уважения прав человека и его основных свобод означает, что органы государственной власти в своей деятельности должны уделять приоритетное внимание обеспечению прав и свобод человека и гражданина и не нарушать эти права и свободы.
Принцип равенства предполагает предоставление всем гражданам без всякой дискриминации одинаковых условий для реализации прав и свобод.
Этот принцип включает в себя несколько элементов: юридическое равенство (все равны перед законом); социальное равенство (равенство независимо от социального положения); политическое равенство (равенство независимо от политических взглядов, принадлежности к какой-либо политической партии, занимаемой должности); равенство мужчин и женщин во всех сферах деятельности.
Принцип гарантированности прав и свобод направлен на создание такого порядка, при котором права и свободы должны соблюдаться, обеспечиваться конкретными мерами и, при необходимости, защищаться государственными органами. В качестве основных средств защиты прав и свобод граждан выступают суды и специальные должностные лица – омбудсмены (уполномоченные) по правам человека.
Нарушение государством-членом ЕС прав и свобод граждан может служить основанием для предъявления иска через Суд ЕС (ст.46). Если такие нарушения носят систематический или грубый характер, то к государствам-нарушителям могут быть применены меры ответственности. С инициативой по этому вопросу выступает Комиссия ЕС или не менее 1/3 государств-членов. Предварительное заключение выносится Советом ЕС и выносится на обсуждение Европарламента. Для принятия решения о применении ер ответственности требуется квалифицированное большинство (2/3) голосов депутатов[2].
Наряду с Европейской конвенцией о защите прав и основных свобод 1950 года, которая принята Европейским Союзом в качестве общепризнанной основы правового статуса личности на европейском континенте, институтами ЕС были приняты несколько специальных документов в области прав человека.
Так, в 1989 году Европарламент утвердил Декларацию основных прав и свобод, в которой провозглашались основные права и свободы человека и гражданина в регионе ЕС. В том же 1989 году на саммите Европейского Совета была одобрена Хартия об основных социальных правах трудящихся. В ней, в частности, признавались права на занятость, справедливое вознаграждение за труд, на улучшение условий труда, на социальную защиту и ряд других прав трудящихся[3].
15–16 октября 1999 г. на внеочередном саммите глав государств-членов ЕС в г. Тампере (Финляндия) было принято решение образовать специальную комиссию для разработки Европейской хартии об основных правах. Такой документ был подготовлен группой депутатов Европарламента и национальных парламентов.
Хартия была торжественно принята Европейским парламентом, Комиссией и Советом ЕС 7 декабря 2000 г. Ее текст был опубликован в качестве межинституционального соглашения ЕС
Таким образом, можно сказать, что процесс формирования концепции прав человека в праве Европейского союза прошел довольно длительный и сложный путь от полного отрицания до возведения в ранг основополагающего принципа и необходимого условия для присоединения новых членов. Кроме того, на сегодняшний день процесс формирования механизмов защиты прав человека все еще находится в динамике.