Введение
Глава 1. Теоретические основы государственного финансового контроля
1.1. Подходы к определению термина «контроль»
1.2. Сущность и функции государственного финансового контроля
1.3. Виды финансового контроля
Глава 2. Механизм организации государственного финансового контроля
2.1. Классификация финансового контроля по методам, форме, времени, субъекту и объекту
2.2. Принципы и методы государственного финансового контроля
2.3. Объекты и субъекты финансового контроля
Глава 3. Прикладные аспекты организации государственного финансового контроля
3.1. Нормативно-правовое обеспечение финансового контроля
3.2. Зарубежный опыт и совершенствование финансового контроля в Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников и литературы
Сегодня во всем мире контроль государственных финансов рассматривают в соответствии с его подлинной ценностью – выделением и подтверждением роли и значения государства в регулировании развития экономики и росте благосостояния общества. Эффективное использование государственного финансового контроля дает возможность сегодня государству оперативно и эффективно влиять на процессы, которые происходят в экономике, обеспечивать концентрацию контрольных действий на наиболее приоритетных направлениях финансовой деятельности, которая приводит к повышению эффективности контрольных функций государства. Таким образом, исследование института государственного финансового контроля в России является своевременным и актуальным.
От эффективности государственного финансового контроля во многом зависит благосостояние общества, ради чего одна из важнейших функций государственного управления должна быть направлена на выявление отклонений от принятых стандартов законности, целесообразности и эффективности управления финансовыми ресурсами и государственной собственностью, а также на своевременное употребление необходимых соответствующих корректировок и мер предосторожностей.
Ретроспективный обзор теоретических и практических аспектов методологии и организации государственного финансового контроля раскрыт в трудах Р. Адамса, Х. Андерсона, М. Беккера, В. Бурцева, Ю. Воронина, М. Готлиба, Е. Грачевой, Р. Доджа, Д. Кармайкла, В. Родионовой и др.
Целью работы является исследование классификаций финансового контроля в зависимости от признака, а так же изучение особенностей объекта контроля.
Для достижения этой цели направленно решались следующие задачи
- рассмотрены существующие подходы к определению термина «контроль»;
- определены сущность и функции государственного финансового контроля;
- изучены виды финансового контроля;
- представлены классификации финансового контроля;
- определены основные принципы и методы государственного финансового контроля;
- рассмотрены объекты и субъекты финансового контроля;
- изучено нормативно-правовое обеспечение финансового контроля;
- исследован зарубежный опыт и возможности совершенствования финансового контроля в Российской Федерации.
Объектом исследования является система государственного финансового контроля РФ.
Предмет исследования – классификации финансового контроля, объект контроля.
Методологической основой исследования являются общенаучные и специальные методы познания явлений и процессов в системе государственного финансового контроля. В частности, в основу теоретического исследования положены: системный метод, методы научной абстракции, методы институциональной теории, методы аналитических процедур, обобщения результатов.
Информационной базой исследования являются законодательные, нормативно-правовые акты в сфере государственного финансового контроля, научные труды отечественных и зарубежных ученых по теории, методологии, методике и организации финансового контроля, материалы научно-практических конференций, информационно-аналитические и статистические органов власти, интернет-источники, прочие публикации.
Глава 1.Теоретические основы государственного финансового контроля
1.1. Подходы к определению термина «контроль»
Эффективность работы органов исполнительной власти и местного самоуправления в государстве в значительной степени зависит от осуществления контроля за выполнением законов, решений, распоряжений, а так же от надлежащей организации их выполнения. Систематический и всеобъемлющий контроль способствует обеспечению научной обоснованности управленческих решений, своевременной их реализации. Он является необходимым условием выявления и устранения недостатков в деятельности субъектов управления и причин, что их порождают. Особое значение приобретает государственный контроль в условиях функционирования хозяйствующих субъектов различных форм собственности.
Контроль в широком понимании – это процесс, который связан с обеспечением соответствия функционирования объекта управления принятым управленческим решениям и направлен на успешное достижение поставленной цели. Контроль является самостоятельной функцией (этапом) управления и особым видом деятельности, которой присущая целевая направленность, конкретное содержание и способы ее осуществления.
В общем виде контроль – это одна из функций управления в виде мониторинга процесса функционирования объекта управления с целью оценки обоснованности и эффективности принятых управленческих решений, выявления отклонений от этих решений и осуществления корректирующих действий[1].
Анализируя понятие «контроль», нужно обратиться к толкованиям, которые предлагают юридические словари и энциклопедии. В отмеченных литературных источниках контроль объясняется как систематическая проверка исполнения законов, директив, постановлений и указов; как государственные или общественные мероприятия по надзору, проверке, учету деятельности поведения физических и юридических лиц. То есть контроль является проверкой с целью обеспечения достоверности и законности определенных действий и процессом отслеживания фактического выполнения планов.
Контроль – это общая функция управления, которая отвечает за надзор и проверку соответствия функционирования объекта принятым управленческим решениям, определение результатов их выполнения, выявление допущенных отклонений от соответствующих нормативных документов (законов, стандартов приказов) и принципов организации и регулирования деятельности, на которую направленная проверка.
Таким образом, обеспечение законности и дисциплины в публичном управлении достигается в процессе повседневной деятельности органов власти и находит свое внешнее отражение в прекращении нарушений законов и дисциплины; применении мероприятий по ликвидации причин и условий, которые их порождают; возобновлении нарушенных прав и законных интересов граждан, общественных организаций; наказание лиц, виновных в нарушении законности и дисциплины; в создании атмосферы неизбежности наказания за нарушение требований законности и дисциплины; в воспитании работников аппарата управления в духе строгого соблюдения государственной дисциплины. Этим обеспечивается строгое соблюдение законности каждым звеном государственного управления, каждым его работником с целью организации их четкой работы, поддержания государственной дисциплины, а также охраны и защиты прав и законных интересов граждан в повседневной деятельности аппарата управления.
Система мероприятий относительно формирования, сохранения и использования государственных финансовых ресурсов, имущества и других активов, денежно-кредитная политика и стратегия управления государственными обязательствами должна быть предметом исследования для критической оценки эффективности государственного управления, как в целом, так и отдельных его структурных элементов[2].
Исходя из того, что контроль – непременная составляющая управленческого процесса, без которой управления не происходит, он обеспечивает обратную связь в процессе, дает информацию о состоянии исследуемого явления или процесса, позволяет устранять и предупреждать нарушения. Контроль не является самоцелью, не существует сам по себе, не может осуществляться хаотически, произвольно, беспредметно.
С другой стороны, контроль – не совсем обычная функция управления, это самостоятельное общественное явление, которое используется для наблюдения за тем, как осуществляется на конкретном уровне сам процесс управления. Поэтому в определенных случаях контроль выступает как нечто существующее самостоятельно, как проявление общественного договора, в силу которого возникают и действуют власть, государство, прочие органы управления, создаваемые обществом с целью собственной самоорганизации, упорядочивания и ранжирования отношений.
Следовательно, контроль является одной из функций управления и представляет собой систему наблюдения за действиями управляемого объекта для оценки эффективности принятия управленческий решений.
Кроме общего определения термина «контроль» существуют еще и узкоспециальные определения этого термина, в которых контроль трактуется как, например, аналитическая функция управления, которая заключается в наблюдении за ходом определенных процессов, выявлении отклонений от программы или как элемент управления экономическими объектами и процессами, который состоит из надзора за ними с целью проверки их соответствия состоянию, предвиденному законами, юридическими нормативными актами, а также программами, планами, договорами, проектами, соглашениями.