Введение
1 Теоретико-правовые основы противодействия экстремизму в системе высшего образования
1.1 Понятие, формы молодежного экстремизма и его политико-правовая природа
1.2 Правовая политика противодействия молодежному экстремизму в России и зарубежных странах: общий анализ
2 Проблемы формирования правовой политики противодействия экстремизму в студенческой среде
2.1 Правовые нормы федерального законодательства о высшем образовании по противодействию экстремизму
2.2. Региональная правовая политика по противодействию экстремизму в высших учебных учреждениях
2.3. Проблемы формирования локальной политики ВУЗов по противодействию молодежному экстремизму
Заключение
Список использованных источников
В настоящее время экстремизм во всех своих проявлениях стал одной из основных внутренних угроз безопасности Российской Федерации. Довольно часто в средствах массовой информации появляются сообщения о совершенных террористических актах, убийствах на почве расовой и религиозной ненависти, убийствах представителей органов власти. В большинстве случаев данные деяния совершаются с особой жестокостью и цинизмом, с целью вызвать наибольший общественный резонанс, и, как следствие, подорвать авторитет государственной власти и силовых ведомств, и дестабилизировать обстановку в обществе.
Поражает многообразие форм экстремистской и террористической деятельности, стремление добиться общественного резонанса и устрашению населения. В отдельных регионах России наблюдается расширение информационной, идеологической, психологической, ресурсной взаимосвязанности экстремистских сообществ и группировок, как между собой, так и с террористическими организациями за пределами РФ. В этих условиях подрастающее поколение оказывается самой незащищённой в культурно-психологическом отношении категорией населения, находящейся в своеобразном ценностном и духовном вакууме.
Международный и российский опыт противодействия терроризму свидетельствует о том, что силовые методы решения данной проблемы могут лишь временно локализовать конкретную угрозу совершения террористических актов. Но в целом такие угрозы будут сохраняться до тех пор, пока существует система воспроизводства инфраструктуры терроризма. Ключевые звенья этой системы – идеология терроризма и экстремизма, ее вдохновители и носители, каналы распространения указанной идеологии, а также лица, подпадающие под ее влияние («Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации»).
Поскольку одним из важнейших направлений и одновременно важнейшей составной частью антитеррористической политики выступает формирование антитеррористического сознания населения, общероссийской социокультурной идентичности, то налицо актуальность выработки целостной системы противостоянии молодежному экстремизму и внедрения ее в регионах.
В этом аспекте важным средством воздействия видится высшая школа. Отсюда цель данной курсовой работы – изучить правовую политику противодействия экстремизма в системе высшего образования.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
- описать понятие, формы молодежного экстремизма и его политико-правовую природу;
- исследовать правовую политику противодействия молодежному экстремизму в России и зарубежных странах;
- изучить правовые нормы федерального законодательства о высшем образовании по противодействию экстремизму;
- описать региональную правовую политику по противодействию экстремизму в высших учебных учреждениях;
- исследовать проблемы формирования локальной политики ВУЗов по противодействию молодежному экстремизму.
Объект исследования – антиэкстремисткая деятельность современного вуза.
Предмет исследования – нормативно-правовое обоснование, методы и формы работы вуза в рамках антиэкстремистской политики.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
1 Теоретико-правовые основы противодействия экстремизму в системе высшего образования
1.1 Понятие, формы молодежного экстремизма и его политико-правовая природа
Обращаясь к этимологии слова «экстремизм» можно сказать, что оно является производным от латинского «extremus», то есть «крайний». В традиционном понимании экстремизм – это приверженность к крайним взглядам, мерам, наиболее часто проявляемым в политике, международных отношениях, религии и т.д. Законодатель не дает определение экстремизму как явлению. Однако в 2002 году в Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности» правовое закрепление получил перечень деяний, квалифицирующихся как экстремистские. В данный пункт уже дважды вносились изменения, при этом каждое влекло за собой дискуссии.
Существуют различные подходы к осмысливанию экстремизма как явления. Так А.Г. Хлебушкин предлагает определять экстремизм, как противоправную деятельность, осуществление которой причиняет, или может причинить существенный вред основам конституционного строя или конституционным основам межличностных отношений. По мнению В.А. Пономаренкова и М.А. Яворского экстремизм – это насильственные и (или) противоправные деяния общественных объединений, иных организаций, должностных лиц и граждан, совершаемые по мотивам религиозной, расовой, половой и иной социальной неприязни, а также призывы к совершению таковых деяний [1, с. 26].
С.Н. Фридинский понимает под экстремизмом «деятельность общественных, политических и религиозных объединений либо иных организаций, средств массовой информации, физических лиц по планированию, организации, подготовке, финансированию либо иному содействию ее осуществлению, в том числе путем предоставления финансовых средств, недвижимости, учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, иных материально-технических средств, а также совершение действий, направленных на установление единственной идеологии в качестве государственной; на возбуждение социальной, имущественной, расовой, национальной или религиозной розни, унижение национального достоинства; на отрицание абсолютной ценности прав человека; на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; на подрыв безопасности Российской Федерации, а равно публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению таких действий» [2, с. 12].
В настоящее время согласно информации, представленной на официальном сайте Национального антитеррористического комитета, в Российской Федерации экстремистскими признаны 8 организаций. Наибольшую озабоченность общества вызывают молодежные экстремистские организации. Министр внутренних дел РФ Р.Г. Нургалиев на расширенном заседании коллегии МВД России 6 февраля 2009 г. отметил, что на учете в органах внутренних дел состоят 302 неформальных молодежных объединения с признаками экстремистских взглядов.
А. А. Хоровинников выделяет такие формы экстремистской деятельности, как экстремизм национального характера, связанный с дестабилизацией национальных отношений, экстремизм в сфере культуры, языковой экстремизм в сфере культуры, экологический. Отдельно исследователь указывает на существование политического экстремизма, который включает в себя левый и правый; по способу воздействия предложено деление на явный и скрытый, а также высказана мысль о наличии экстремизма скрытого и внешнего характера.
Социологи предлагают следующие типы экстремизма. Н. Н. Афанасьев находит целесообразным в зависимости от сфер жизнедеятельности общества выделить: экономический, национальный, политический, религиозный, экологический и духовный экстремизм [3, с. 27].
А. А. Галкин различает две разновидности экстремизма: конъюнктурный и стратегический. И. А. Сазонов в качестве критериев для своей классификации экстремистской деятельности выделяет следующие: по сфере действия (экономический, социальный, духовный, внешний, внутренний и т. д.); по отношению к политическому спектру («левый», «правый» и экстремизм «центра»); по глубине социально-политических изменений (революционный и реформаторский); по источнику инициативы (агрессивный, наступательный, ответный, защитный); по направленности социально-политических последствий (регрессивный и прогрессивный).
А. А. Козлов установил различие экстремистов по идеологической составляющей: националисты (ксенофобы), неофашисты-неонацисты; радикалы в области социально-экономических вопросов; религиозные экстремистские формирования; экологические и культуроохранные экстремисты; мимикранты.
И. Д. Лопатин классифицирует экстремизм по признаку масштабности: экстремизм одиночек; малых групп (до 100 человек); крупных групп (более 100 человек); государств и межнациональных объединений.
В юриспруденции выделяют следующие классификации экстремистской деятельности. Д. Е. Некрасов говорит о практической востребованности классификации по субъектам, осуществляющим экстремистскую деятельность и их социально-правовой природе: индивидуально физическими лицами; юридическими лицами; нелегальными организациями и государствами [4, с. 16].
М. А. Яворский предлагает различать административно наказуемый и уголовно наказуемый экстремизм.
Н. В. Степанов основными видами рассматриваемого нами явления считает: экстремизм ксенофобского толка; неофашистского характера; леворадикального характера; экстремизм, связанный с агрессивными формами исламского фундаментализма.
Кроме того, этот же автор проводит дифференциацию между политическим, религиозно-идеологическим, национально-этническим, социально-экономическим и иным экстремизмом, в качестве которого указывает лишь на бытовой.
С. М. Иншаков, а вслед за ним и Н. Г. Иванов выделяют два крупных вида экстремизма: рациональный и иррациональный.
По мнению Т. А. Скворцовой, религиозный экстремизм целесообразно разграничивать по источникам возникновения: фундаменталистский, модернистский, протестный и возникающий в результате взаимного проникновения религии и государства.
Исходя из предложенных классификаций экстремизма, можно заключить, что в них затрагиваются различные стороны рассматриваемого понятия, которые помогают глубже познать и зафиксировать его в нашем сознании как явление объективной реальности. Указанные типологии разнообразны не только по критериям, которые положены в основу деления, но и по их познавательной направленности и смысловой нагрузке.
По мнению отдельных исследователей и по известному философскому закону, количественные изменения должны преобразоваться в некое качество [5, с. 233].
При этом далеко не во всех классификациях имеются даже критерии деления, на основании которых должно происходить расчленение, отсутствует логическое объяснение того, почему именно данный термин использует автор и что он под ним подразумевает.
Безусловно, каждый исследователь будет стремиться предложить свое видение проблемы. Есть авторы, которые с одним и тем же основанием классификации выделяют разные виды экстремизма.
Существуют исследователи, которые с одним и тем же основанием классификации выделяют схожие виды экстремизма, но, судя по проведенному нами анализу, вкладывают в них различное содержание.
По все видимости, подобные обстоятельства серьезно затрудняют восприятие видов экстремистской деятельности, порой не позволяя провести четкой демаркационной линии.
Однако приходится признать, что подобные классификации и различные качественные характеристики экстремизма были восприняты не только в некоторых трудах в области юриспруденции, что не характерно для права ввиду неопределенности границ этих типологий и определений, но в подзаконных правовых актах Российской Федерации [6, с. 54].