ВВЕДЕНИЕ
1 Правовой статус личности в Российской Федерации: общая характеристика
1.1 Понятие и содержание правового статуса личности
1.2 Виды правового статуса личности
1.3 Права и свободы человека и гражданина в России
2 Реализация принципов взаимоотношения между личностью и государством
2.1 Принцип гарантированности прав и свобод человека и гражданина
2.2 Принцип ответственности органов власти перед населением
2.3 Принцип законности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования. Годы, прошедшие с принятия всенародным голосованием Конституции Российской Федерации, в истории нашего государства и общества образуют относительно небольшой период. Однако, будучи сопоставим с целым демографическим поколением, он не так уж и мал. Практически все эти годы в научных дискуссиях и политических дебатах звучат мнения о необходимости изменения действующего Основного Закона или принятии новой Конституции. Действительно, многие конституционно закрепленные политико-правовые конструкции нуждаются в совершенствовании. Однако в целом российская Конституция 1993 г. открыла новые возможности совершенствования государственного управления социальными процессами, формирования гражданского общества и развития личности гражданина.
Бесспорным шагом вперед является то, что в Основном Законе страны в качестве базового был закреплен принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценностью, и одной из главных заслуг Конституции России является тот положительный эффект, который она оказала на массовое сознание россиян. Но это только начало пути. Следующая значимая задача конституционного регулирования жизнедеятельности российского государства и общества заключается не столько в совершенствовании юридического содержания конституционных норм, сколько в их реализации в практике взаимоотношений между государством и его органами, с одной стороны, и гражданами, гражданским обществом - с другой. Этим и обусловлена актуальность дипломной работы.
Объектом настоящего исследования являются принципы взаимоотношений, взаимодействия личности и такого института политической власти как государства.
Предмет исследования - правовые нормы конституционного и смежных законодательств о взаимоотношениях личности и государства.
Целью данной работы является исследование проблем правового регулирования принципов взаимоотношений между личностью и государством в РФ.
В ходе написания данной работы были поставлены и решены следующие задачи:
- Охарактеризованы понятие и содержание правового статуса личности.
- Рассмотрены виды правового статуса личности.
- Изучены права и свободы человека и гражданина в России.
- Проанализирован принцип гарантированности прав и свобод человека и гражданина.
- Раскрыт принцип ответственности органов власти перед населением.
- Рассмотрен принцип законности.
Методологическая основа исследования базируется на общенаучном диалектическом методе познания объективной действительности. В исследовании применяются диалектические и частно-научный методы: исторический, логико-юридический, сравнительно-правовой.
Степень научной разработанности темы работы. Указанной проблемой занимались такие деятели науки как Лукашева Е.А., Кутафин О.Е., Воеводин Л.Д., Баглай М.В., Жилинский С.Э., Ковешников Е.М., Лучин В.О., Козлова Е.И. и другие.
Нормативная база исследования: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральные законы.
Научная новизна исследования заключается в комплексной характеристике принципов взаимоотношений государства и личности как общего принципа права, а именно: определены понятие и содержание правового статуса личности; выделены и проанализированы его виды; определено место принципов взаимоотношений государства и личности в системе иных общих принципов российского права.
Проведено системное исследование основных проблем обеспечения и реализации принципов взаимоотношений государства и личности в деятельности законодательной, исполнительной и судебной власти; сформулированы предложения по совершенствованию российского законодательства, регулирующего вопросы данного взаимодействия.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
1 Правовой статус личности в Российской Федерации: общая характеристика
1.1 Понятие и содержание правового статуса личности
Права человека – это определённые нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, признанные мировым сообществом. Это неотъемлемые права каждого человека, в независимости от его национальности, местожительства, пола, этнической принадлежности, цвета кожи, религии, языка или любых других признаков. Все люди в равной степени располагают правами человека, исключая всякого рода дискриминацию. Эти права взаимосвязаны, взаимозависимы и неделимы
Правовой статус человека и гражданина - это определенная система прав и обязанностей, которая закрепляется законодательно государством в конституции и в иных нормативно-правовых актах страны. Права и обязанности являются основным исходным элементом права.
В настоящее время учеными правоведами предлагается не один подход к пониманию правового статуса личности и его структуры. Так, некоторые ученые включают в правовой статус личности институт гражданства. Однако, гражданство - в большей степени выступает как предпосылка, которая определяет правовой статус личности без каких-либо изъятий. Также известно, что иностранные граждане, как и лица без гражданства, живущие в данном государстве, то же обладают правовым статусом, но уже в уменьшенном объеме. Кроме того, в систему правового статуса индивида включают законные интересы, гарантии, юридическую ответственность, общую правоспособность и другие.[1]
В демократических государствах практически все права человека, зафиксированные в международных документах, транслируется в национальном законодательстве. Конституции или иные нормативные акты конституирующего характера – вот где в основном сосредоточены нормы о правах человека, и самое главное, они там не только провозглашены, но и граждане могут реально воспользоваться правами человека. Для того чтобы граждане могли воспользоваться своими правами, государством устанавливаются гарантии пользования правами. Гарантированность прав человека отражается в договорах, принципах международного права, обычного международного права и другие источники международного права. Государства обязаны осуществлять деятельность по защите прав и свобод человека.
Сегодня же ни одна конституция в мире не обходится без закрепления системы основных прав и свобод личности, и делается это сознательно и продуманно[2].
В Российском законодательстве прослеживается влияние международно-правовых актов по правам человека. Пункт 1 ст.17 Конституции РФ гласит: «В российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права в соответствии данной Конституцией». В данной статье Конституции правовой статус человека и гражданина России понимается как совокупность внутригосударственных и международных норм, содержащих права и свободы человека и гражданина.
Действующая Конституция Российской Федерации закрепляет принципы правового статуса личности, которые непосредственно связанны с основополагающими началами утверждаемой в стране системе понимания и признания прав человека:
Все права, свободы и обязанности человека и гражданина, без какого-либо исключения, осуществляются и применяются по принципу равноправия. Статьёй 19 Конституции РФ выделено несколько основных точек зрения принципа равноправия, а именно: абсолютно все равны перед законом и судом; гарантированность государством равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного положения и т.д.; равенство мужчин и женщин в правах и свободах и в возможностях для их реализации.
- Все права, свободы и обязанности человека и гражданина базируются на их гарантированности государством. Принято разграничивать экономические, политические, социальные и юридические гарантии. Конституция нашей страны гарантирует демократические принципы ведения судопроизводства, человеческое отношение к лицам, привлекаемым к административной или уголовной ответственности, налагаемой судом в соответствии с уголовным или административным судопроизводством.[3]
- Правой статус личности базируется на презумпции неотъемлемости прав и свобод человека и гражданина, с недопустимостью их ограничения. В части 2 статьи 55 Конституции страны закреплено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Частью 3 статьи 55 Конституции РФ установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.[4]
- Правовой статус личности базируется не только на обладании им правами, но ещё и обязанностями. Так, например, в части 2 статьи 38 Конституции нашего государства закреплено то, что забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. В статье 59 Конституции зафиксировано, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Статья 42 основного закона страны определяет, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, а в статье 58 записано, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду и бережно относиться к природным богатствам. Также имеют характер общественного долга такие права, как право на образование, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры и другие.
Разбираемый принцип отражен в статье 6 Конституции РФ и направлен именно к гражданину России. Частью 2 статьи 6 Конституции установлено, что гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
Определяя правовой статус человека и гражданина, наше государство использует всевозможные общепризнанные основные начала международного права и международные договоры, которые стали составной частью правовой системы Российской Федерации. Так, например, ратифицированная Россией Всеобщая декларация прав человека, договоры с несколькими странами о признании двойного гражданства.[5]