Введение
Глава 1. Теоретико-правовые основы, раскрывающие понятие, место, и сущность решений Конституционного суда РФ
1.1. Понятие и сущность Конституционного суда Российской Федерации
1.2. Общая характеристика полномочий Конституционного суда РФ
Глава 2. Значение Актов Конституционного суда РФ и судебной практики в регулировании административных правоотношений
2.1. Роль правовых позиций Конституционного суда РФ в повышении эффективности законодательства об административных правонарушениях
2.2. Проблемы административного права в решениях Конституционного суда РФ
Заключение
Список использованных источников
Принятие Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года стала основным толчком к созданию абсолютно нового, демократического государства. Прописанные в Конституции права и свободы можно считать в большей части революционными по сравнению с советским правовым наследием, что в большей степени определило направление в развитии органов, защищающие динамично развивающееся законодательство от возможного произвола со стороны властей. Именно поэтому, на заре новой России, был создан особый орган государственной власти, а именно – Конституционный Суд Российской Федерации.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что при применении того или иного нормативного акта участник правоотношений должен не только однозначно понимать норму права, но и предвидеть последствия своего поведения.
Степень разработанности. В административно-правовой науке вопросы решений Конституционного Суда пока не получили всесторонней разработки. Но некоторые аспекты нашего исследования получили разработку у отдельных учёных-административистов. Среди них Д.Н.Бахрах, А.Л.Бурков, И.И.Веремеенко, Н.М.Конин, П.И.Кононов, В.М.Манохин, А.Ф.Ноздрачёв, О.Н.Ордина, Г.И.Петров, Р.А.Ромашов, Ю.Н.Старилов, М.С.Студеникина, Ю.А.Тихомиров и В.А.Юсупов.
Объект исследования – общественные отношения возникающие в процессе реализации актов КС РФ, в области административных правонарушений
Предмет исследования – Акты Конституционного суда РФ
Главная цель исследование – произвести правовой анализ и выявить роль и место актов КС РФ в регулировании отношений связанных с административными нарушениями.
Для достижения главной цели исследования необходимо решить ряд задач:
- определить понятие и сущность Конституционного суда Российской Федерации
- рассмотреть общую характеристику полномочий Конституционного суда РФ
- проанализировать роль правовых позиций Конституционного суда РФ в повышении эффективности законодательства об административных правонарушениях
- охарактеризовать проблемы административного права в решениях Конституционного суда РФ
Методология исследования. Основными методами научного исследования в данной работе послужили анализ и синтез. В ходе исследования использовались также общенаучный метод и такие приемы, как сравнительно- правовой метод и системный подход. В первой главе, как теоретической части работы, применялся анализ и синтез. Во второй главе основными методами послужили сравнительно-правовой метод.
В данной работе используются различные источники, такие как нормативные и законодательные акты, научно-исследовательская литература, анализируются мнения ученых, занимающихся данной проблемой а также судебная практика по исследуемому вопросу.
Структура работы определяется последовательностью решения основных задач. Данная работа состоит из введения, заключения, двух глав и списка литературы.
Практическая значимость работы обусловлена тем, что ее результаты могут быть использованы, как проанализированный материал по данной теме. Выводы, предложенные по итогам изучения и исследований, логически завершают представленную работу, являясь, достойным решением всех поставленных выше задач.
Глава 1. Теоретико-правовые основы, раскрывающие понятие, место, и сущность решений Конституционного суда РФ
1.1. Понятие и сущность Конституционного суда Российской Федерации
Конституционный суд - это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Он играют важную роль для соблюдения принципа законности, в защите прав граждан и организаций, что объясняет и особую роль решений Конституционного Суда Российской Федерации.
В судебной системе Российской Федерации предусмотрен Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Согласно ст. 4 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации[1]», Конституционный суд РФ относится к федеральным судам, а конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации являются судами субъектов Российской Федерации[2].
Конституционный Суд Российской Федерации может быть упразднен только путем внесения поправок в Конституцию Российской Федерации, а конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации. Здесь мы рассмотрим только Конституционный Суд Российской Федерации, какие у него есть полномочия, какая процедура рассмотрения дел, какие акты он вправе выносить.
Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации по конституционному контролю указаны в ст. 3 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», и они достаточно широкие.
1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации[3]:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.
2) разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;
3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле;
3.1) по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле;
4) дает толкование Конституции Российской Федерации;
5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
5.1) проверяет на соответствие Конституции Российской Федерации вопрос, выносимый на референдум Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом, регулирующим проведение референдума Российской Федерации;
6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.
Сейчас Конституционный Суд Российской Федерации не вправе по собственной инициативе проводить анализ соответствия какого-либо нормативного акта на предмет соответствия Конституции Российской Федерации и признать его несоответствующим.
Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации правомочен осуществлять свою деятельность при наличии 2/3 от общего числа судей.
Требования, предъявляемые к судьям Конституционного Суда Российской Федерации, самые высокие по сравнению с требованиями к другим судьям.
Согласно ст. 8 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ«О Конституционном Суде Российской Федерации[4]», судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, с высшим юридическим образованием и стажем работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.
Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации - 70 лет.
Общие принципы судопроизводства в указанном суде установлены Разделе II Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 04.06.2014) «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Решения Конституционного Суда подразделяются на три вида:
Постановление (им заканчивается разрешение дел о соответствии нормативных актов Конституции, споры о компетенции, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан, о запросах судов на конституционность закона, дела о толковании Конституции, проверяет на соответствие Конституции Российской Федерации вопрос, выносимый на референдум Российской Федерации)[5].