ВВЕДЕНИЕ
1 КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ГАРАНТИЙ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
1.1 Развитие концепции гарантий прав и свобод
1.2 Понятие и классификация прав и свобод
2 ХАРАКТЕРИСТИКА ГАРАНТИЙ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА РФ
2.1 Личные и политические права и свободы человека и гражданина
2.2 Экономические, социальные и культурные права и свободы человека и гражданина
2.3 Сущность и роль конституционно правовых гарантий в обеспечении прав и свобод человека и гражданина
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Права и человека и гражданина - один из важнейших институтов конституционного права, с помощью которого регулируется правовой статус личности, определяются способы и меры воздействия на нее, пределы вторжения в частную жизнь, возможности участия граждан в процессе политического волеизъявления, устанавливаются юридические и иные гарантии защиты и реализации прав и свобод.
Основные права человека представляют собой императивные нормы и носят универсальный характер. Они не даруются государством, но даны человеческому существу изначально. Выражение «права человека» стало общепринятым с 1945 г., когда в практике деятельности ООН оно заменило бытовавшее ранее выражение «естественные права». В большинстве статей Конституции права и свободы адресуются «каждому» (т.е. человеку), в некоторых – гражданину.
Конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина – это его основные, фундаментальные, неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством и составляющие ядро правового статуса личности. Права и свободы предполагают юридически признанную возможность каждого избирать вид и меру своего поведения.
Система конституционных прав человека имеет логические основания, отражающие специфику прав и свобод и тех сфер жизнедеятельности человека и гражданина, которых они касаются. Конституционные права и свободы могут быть классифицированы на частные и публичные; субъективные.
Конституционные права и свободы общепринято классифицировать на три группы: личные; политические и социально-экономические. Эта классификация, как и все иные классификации, не должны нарушать принцип неделимости прав человека. Таким образом, актуальность рассмотренной темы не вызывает сомнение.
Цель работы – проанализировать систему гарантий, прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Поставленная цель может быть решена с помощью следующих задач:
- Рассмотреть развитие концепции прав и свобод.
- Рассмотреть понятие и классификацию прав и свобод человека и гражданина.
- Рассмотреть личные и политические права и свободы человека и гражданина.
- Рассмотреть экономические, социальные и культурные права и свободы человека и гражданина.
- Рассмотреть сущность и роль конституционно-правовых гарантий в обеспечении прав и свобод человека и гражданина.
Объектом работы является отношения, отражающие основы гарантий прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации.
Предмет работы – нормы права, регулирующие реализацию гарантий прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации.
Методами написания курсовой работы являются: сравнительно-правовой; исторический, диалектический; формально-юридический; логический.
При написании работ использовались правовые акты, такие как Декларация прав и свобод человека и гражданина, Всеобщая декларация прав человека, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, в работе также использованы труды С.А. Авакьян, М.А. Баглай, О.Е. Кутафина, Л.Ю. Грудцына, Л.О. Красавчикова.
1 КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ГАРАНТИЙ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
1.1 Развитие концепции гарантий прав и свобод
Сущность и содержание правового положения личности как правового явления могут быть познаны с научных позиций только на основе уяснения соотношения общества, права, государства и личности. Широко известный тезис Маркса о том, что сущность человека «в своей действительности... есть совокупность всех общественных отношений», если его не абсолютизировать, дает возможность научно решить вопрос о положении личности в обществе в различных аспектах, в том числе в контексте ее взаимосвязей с правом и государством. Человек, который живет в обществе, не может быть свободным от общества. Проблема личности - это проблема человека, включенного в систему общественных отношений, в социальную структуру общества. Индивиды, как отмечали Маркс и Энгельс, «находят уже заранее установленными условия своей жизни: класс определяет их жизненное положение, а вместе с тем и их личную судьбу, подчиняет их себе». В то же время человек не только «продукт», но и активный субъект общественных отношений, преобразующий природу, общество и самого себя[1].
Права человека различны по своей сущности. Есть права, которые выступают как прирожденные качества человека, - право на жизнь, на достойный уровень жизни, на личную неприкосновенность и другие. Государство должно считаться с этими притязаниями человека и стремиться к их обеспечению. Но существуют и права, которые получают реальное воплощение только благодаря законодательной деятельности государства, например право на участие в решении политических дел, тайна переписки, неприкосновенность жилища и другие. Это не означает, что государство может признать или не признать данные права. Человек объективно имеет неотъемлемое право на эти социальные блага. Однако только законодательное закрепление превращает их в реальность.
В правах человека сконцентрированы все важнейшие социальные нормы и принципы - не только правовые, но и моральные, политические, религиозные, философские, которые в различные эпохи придавали им своеобразную окраску в соответствии с экономическим строем и культурой того или иного общества. Прогресс общества невозможен, если с каждой новой ступенью развития человек не получает все больший объем свободы. Античный раб свободнее первобытного дикаря, средневековый крепостной свободнее античного раба, а наемный рабочий буржуазного общества свободнее средневекового крепостного.
Права человека как определенные требования (притязания) необходимого минимума условий нормальной жизнедеятельности возникли еще при первобытнообщинном строе. Эти притязания опирались на выработанные практикой обычаи, традиции, ритуалы и ставили своей целью обеспечить взаимодействие членов первобытного общества (рода, племени и т.д.). В то время отсутствовала дифференциация прав и обязанностей и действующие нормы воспринимались как равные для всех и необходимые для организации человеческого общежития[2].
С расколом общества на классы предоставляемые людям права стали соразмеряться с их имущественным положением. Постепенно права сосредоточились в руках экономически господствующего класса, а обязанности были возложены на представителей неимущих классов. Такое размежевание прав и обязанностей - политическое признание различий в имущественном положении - характеризует низкую ступень государственного развития, низшую стадию культуры классового общества.
Однако уже на этой стадии возникает гражданская идея, то есть идея определенного комплекса прав и обязанностей гражданина. Зарождение этой идеи относится к VI - V вв. до н.э. и связано с теми регионами, где сформировалась наиболее духовная культура - политическая мысль, формы государственной организации, искусство, литература и т.д., то есть в античных полисах. Полис - первая в истории человечества форма сообщества, которую можно определить как гражданский коллектив, он «сумел выработать и затем передать в наследство грядущим поколениям огромное духовное богатство, идеи гражданства, демократии, республиканизма». Хотя в древних полисах прав гражданства были лишены не только рабы, но и некоторые категории свободных - те, кто занимался физическим трудом. Труд был постыдной обязанностью.
При всей своей ограниченности институт гражданства в древних полисах мог быть порожден только высоким уровнем культуры. В то же время гражданство выступало средством функционирования той культуры, ее дальнейшего развития и обогащения. Разложение рабовладельческого строя и формирование феодального общества внесли существенные изменения в концепцию прав человека. Важным шагом в развитии идеи свободы явилось устранение из социальной структуры категории полностью бесправных.
Феодальное общество было строго ритуализировано, вся его жизнь основывалась на традициях, обычаях, предписаниях закона, опиравшихся на «освященную старину». Роль закона по сравнению с эпохой рабовладения возрастала, что связано как с идеей «божественного» происхождения права, так и с жестким традиционализмом феодального строя. Особенность положения личности в эпоху Средневековья состояла в том, что любой член общества всегда от кого-то зависел, хотя значительные слои этого общества считались юридически свободными. «Как свобода не исключала зависимость, так и зависимость не означала отсутствие всяких прав. Средневековое общество - общество, знающее широкий диапазон градаций свободы и зависимости».
Закрепление основ правового статуса личности в Конституции РФ 1993 г. базируется на принципиально новой концепции прав человека, взаимоотношения его с государством по сравнению с той, которая получила свое отражение в советских конституциях.
Отказ от постулат, провозглашенных в последних и переход к новым принципам был ознаменован принятием Съездом народных депутатов СССР 5 сентября 1991 г. «Декларации прав и свобод человека», а затем Верховным Советом Российской Федерации в 1991 г. «Декларации прав и свобод человека и гражданина».
Можно выделить основные изменения, к которым привело принятие Конституции 1993 г.:
- Новое законодательство России ознаменовали собой отказ от классового подхода в закреплении правового статуса личности. Классово-идеологический подход к правам человека приводил к подавлению личности, нарушению её свободы, означал принудительное навязывание человеку социалистических ценностей, непризнание права человека на свободу мысли.
- Впервые, причем на конституционном уровне, юридически признана категория «права человека»; в социалистической же доктрине человек и его права не признавались как самозначные категории, существовало понятие «права граждан», а права «человека» и «гражданина» как было показано выше неравнозначны, они отражают различные аспекты статуса личности[3].
- Важной чертой современной конституционно закрепленной концепции статуса личности является признание субъектом прав и свобод индивидуально каждого конкретного человека, в отличие от социалистической, где центровым понятием был коллектив.
-
Еще одной чертой, качественно отличающей новую концепцию прав человека, является отказ от характерного для социалистической теории принципа приоритета государственных интересов над интересами личности.
- Новое конституционное законодательство стоит на позициях признания основных прав и свобод человека не отчуждаемыми и принадлежащими каждому от рождения. Советская теория исходила из постулата о том, что права граждан предоставляются им социалистическим государством.
- В Конституции России впервые получил закрепление принцип примата норм международного права, в частности в области прав человека.
Согласно ст. 17 Конституции в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права[1].
В советском государстве сфера прав человека считалась сугубо внутригосударственным делом. Не допускалось вмешательство международных организаций в положение дел с правами человека в СССР.
Действующая Конституция признает, что каждый вправе в соответствии с международными договорами России обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46).