Актуальность темы исследования
Тема исследования является актуальной, поскольку в настоящий момент, характеризующийся важностью практического освоения английского языка как одного из международных языков общения, данная проблема соответствует сложившейся ситуации. Необходимость качественного совершенствования знаний по иностранному языку противоречит небольшому количеству часов учебной нагрузки, выделяемых на изучение этого предмета школьной программой. Таким образом, в рамках образовательного процесса можно достичь уровня практического овладения языком за счет активизации учебного процесса, что достигается повышением мотивации студентов, с одной стороны, и предоставлением им возможности участвовать в моделируемых речевых ситуациях, с другой. В статье доказывается, что игра обладает этими особенностями.
Согласно новым государственным стандартам по иностранному языку, основной целью предмета "иностранный язык" является формирование коммуникативной компетенции. Коммуникативная компетентность понимается как способность и готовность осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка, как устно, так и письменно, в ограниченном диапазоне типичных ситуаций и областей общения, доступных студенту. В то же время практическое знание грамматики иностранного языка признается базовым компонентом коммуникативной компетенции и составляет основу всех видов речевых умений.
Эта тема важна для изучения и практического применения в школах, она актуальна в связи с новыми тенденциями в системе образования, которые дают учителям простор для инноваций и реализации собственных идей и решений. Проблема формирования грамматических навыков иностранного языка рассматривается в работах отечественных педагогов и методистов (И. Л. Бим, Е. И. пассов, Г. В. Рогова, З. Н.Никитенко, н. д. Гальскова).
Объектом исследования является процесс формирования грамматических навыков иностранного языка на уроках английского языка.
Предметом исследования являются игровые технологии в формировании грамматических навыков иностранного языка.
Цель: повысить эффективность формирования грамматического навыка за счет использования игровых технологий.
Задачи: 1) изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования грамматических навыков иностранного языка с помощью игровых технологий;
2) определить уровень сформированности грамматических навыков иностранного языка;
3) разработать и проверить на практике серию игр, направленных на формирование грамматических навыков иностранного языка.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования, обусловленные его предметом, целями и задачами: теоретический-анализ психолого – педагогической литературы, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ; эмпирический-изучение предметно – игровой среды, беседы с преподавателем, наблюдения, констатирующие и формирующие эксперименты; методы обработки результатов-статистическая обработка фактического исследовательского материала, представленного в виде диаграмм.
Метод исследования:
- теоретические (изучение и анализ литературы по использованию игровых технологий);
экспериментальная (использование игр на уроках английского языка в ходе педагогической практики);
- описательно-аналитический.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Введение обосновывает выбор данной темы, определяет актуальность ее исследования, цели, объект, предмет и методы исследования. В первой главе мы раскрываем понятие специализированной иноязычной подготовки, а в этой главе также Раскрываем роль и значение игровых технологий в обучении.
Во второй главе описываются в основном дидактические и методические требования к использованию деловых игр, также здесь мы рассматриваем использование проектных методов в деловых играх, использование компьютерных технологий и выделяем их классификацию.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
1.1 Роль и место игровых в развитии грамматических навыков на уроках английского языка
Эффективное формирование грамматических навыков предполагает использование как активных, творческих и интенсивных форм учебной деятельности, так и традиционных форм. Учебный процесс должен включать в себя обучающие игры с преобладанием бизнес-тренинговых игр, творческие задания, максимально приближенные к реальным профессиональноориентированным ситуациям(от практики, профессиональногообсуждения, анализа ситуации проектной работы).
По мнению многих ученых, игровой метод является наиболее эффективным и эффективным методом обучения профессиональному иностранному языку.
Анализирую сложности и техники игры, Б.Р.Беспалькои Г.K.Селевковыделяют особое место в классификации таких бизнес-игр, которые позволяют решать сложные задачи: изучать и закреплять новый материал, развивать креативность и уметь изучать материал с разных позиций.
Согласноопределению А.A. Вербицкого, игра-это практически форма профессиональной деятельности. В соответствии со своей концепцией игра воспроизводит содержание профессиональной деятельности,формирует систему реляционных характеристик этой деятельности.
Проведение бизнес-игр, направленных на формирование профессиональных коммуникационных технологий, имеет ряд особенностей. Игра должна основываться на реальных речевых материалах, отражающих специфику общения в профессиональной и трудовой сферах. И в тренировочной игре момент самообучения больше, чем обучение. Это связано с некомпетентностью преподавателей иностранных языков в решении профессиональных проблем студентов, невозможностью без их помощи правильно провести деловую игру и оценить их коммуникативный (не лингвистический) результат. Таким образом, студенты участвуют в подготовке к образовательной игре и оцениваются по параметрам-коммуникативные цели достигнуты.
Игра установлена в мире, где игроки могут взаимодействовать и взаимодействовать с их содержанием последовательно. В тренировочных соревнованиях участники рассматривают себя не только как личности, но и в первую очередь как специалистов в сфере своей деятельности.
Игра предполагает взаимодействие ее участников. В зависимости от классификации форм взаимодействия человека можно выделить следующие виды игр: деловые кооперативные игры (например, соглашение о создании совместного завода между российскими и иностранными компаниями), конкурентные игры (например, создание и обсуждение конкурентных игр).
Изучая учебный материал и фиксируя его, игра и ее элементы позволяют более точно и осознанно изучать специфику его использования на языке. В настройках игры непроизвольная память в значительной степени реализуется. Деловая игра развивает и улучшает вокальную деятельность студентов. Они также поощряют участников к общению на иностранных языках не только в классе, но и вне класса.
Таким образом, при использовании образовательных игр формируется внутренняя мотивация к изучению иностранного языка. Помимообразовательных целей, игра и ее элементы способствуют решению образовательных задач: овладению социальной ролью профессии и принятию других точек зрения.
Игры в целом и игры, в частности, способствуют решению следующих методических задач: формированию психологической готовности учащихся к речевой коммуникации; обеспечению естественной потребности студентов в повторном повторении и речевом материале; обучению студентов выбору необходимых речевых участников игры являются формой и методом обучения, моделирующим предметные и социальные аспекты содержания профессиональной деятельности. Он предназначен для практики профессиональных навыков.
Содержание, технология и динамика профессиональной деятельности специалистов отражаются в образовательных играх на основе имитационных игровых моделей. Игра имеет следующие основные характеристики: моделирование деятельности сотрудников в этой области; различия в ролевых целях при принятии решений, которые способствуют возникновению противоречий, конфликтов интересов между участниками; распределение ролей участников в игре; неограниченное количество игроков;;
Преимущество запуска бизнес-игр в обучении заключается в том, чтоони позволяют вам овладеть навыками выявления, анализа и решения конкретных проблем в несерьезной среде. Этот подход позволяет участникам учиться работать в группе в процессе подготовки и принятия решений. Игра учит участников сосредоточиться на основных аспектах проблемы и установить причинно-следственную связь[Бельчиков, Бирштейн, 1989: 44].
Структура тренировочных соревнований состоит из трех основных компонентов [Исламзян А.m.2000: 16]: первый компонент-это роль, которую играют участники. Актеры в тренировочных соревнованиях-это участники, которые организованы в команды и выполняют индивидуальные или командные роли. Игровая среда-это профессиональный, социальный или социальный фон, который имитирует экспертную деятельность в игре. Выбор персонажей в игре должен осуществляться таким образом, чтобы учащийся обладал активной жизненной позицией, лучшими человеческими качествами человека. Второй составляющей тренировочной игры является начальная ситуация. Этоодин из способов организации игр. При создании ситуации необходимо учитывать реальную ситуацию и взаимоотношения участников общения. Выделяются следующие составляющие ситуации: 1) субъект, 2) субъект (субъект разговора), 3) отношение субъекта к объекту разговора, состоянию речевого поведения. Третий компонент-это ролевое действие, которое студент выполняет, когда он играет определенную роль. Ролевая игра тесно связана с ролью, которая определяет основное различие между интересами и мотивами участников и является неотъемлемой частью образовательной игры.
MaслыкоE.A. даетобразовательная игра, представляющая собой практическое упражнение, моделирующее различные аспекты профессиональной деятельности студента и обеспечивающее всестороннее использование имеющихся знаний в области профессиональной деятельности по следующим определениям,)
Согласно А.A.Вербицкому, игра-это инструмент для развития творческого, в том числе профессионального мышления;имитации определенных объектов и процессов, имитации деятельности менеджеров и специалистов; достижения определенных познавательных целей;игры в определенных игровых уголках позволяет организовать знания, умения и навыки, приобретенные на всех предыдущих этапах обучения, и объединить их в целые динамические системы.
Цель корпоративной игры-имитировать профессиональную ситуацию. И эти курсы очень важны, потому что в наше время недостаточно предоставить какую-то теоретическую информацию, еще нужно научить их использовать в жизни, то есть в профессиональной деятельности. (Вербицкий, 1999; 51).
Крюкова E.A.выделяет одну из разновидностей ролевых игр бизнес-игр и дают следующее определение-условное воспроизведение, имитация, имитация какой-то реальной деятельности, которую участники игры осваивают вместе. При этом каждый студент решает индивидуальную задачу в зависимости от своей роли и функций. Развитие навыков сотрудничества студентов в процессе совместной деятельности (Крюкова, 1998; № 1).1).1)
По словам Л.Г.Вишнякова, суть образовательной игры определяет ее главную цель-развитие и совершенствование профессиональных навыков студентов. Определены основные проблемы достижения целей и игровых тем, выделены некоторые аспекты профессиональной деятельности студентов и решены конкретные профессиональные задачи.