Актуальность темы исследования. На сегодняшний день одной из парадигм, в которых исследуется функционирование знания в социальном контексте, является социальный конструктивизм. Обращение к социальному конструктивизму представляет собой возможность по-новому взглянуть на многие основные вопросы философии и в особенности на эпистемологию социального познания. Социальный конструктивизм рассматривает социальные взаимодействия как основу научной деятельности. Социальные взаимодействия, которые образуют социальную ситуацию, увязаны с установками и стереотипами индивидов, и совместно рассматриваются в качестве социальных конструктов, заключающих в себе определённую версию социальной реальности.
Основная суть парадигмы социального конструктивизма заключается в том, что значение и содержание знания не может быть установлено без принятия во внимание условий, при которых это знание было произведено. В парадигме социального конструктивизма социокультурные, политические, институциональные, коммуникативные аспекты научно-познавательной деятельности не только получают углубленное развитие, но и учитываются как важнейшие факторы научной деятельности.
Всё вышесказанное подтверждает актуальность и важность изучения особенностей субъект-объектных взаимодействий в социальном конструктивизме.
Степень разработанности темы исследования. Изучению социального конструктивизма посвящено множество работ современных российских и зарубежных исследователей. Одной из базовой работ по социальному конструктивизму является «Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания» П. Бергера и Т. Лукмана, в этой работе рассматриваются методы конструирования реальности. Также следует отметить работу Б. Латура «Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию», где акцентируется внимание на источниках, дающих импульс к развитию (в терминологии самого исследователя это актанты). Диссертационная работа Е.И. Шашловой посвящена онтологическому аспекту социального конструктивизма в гуманитарном знании. Т.Г. Лешкевич рассмотрела феномен субъектности в рамках парадигмы социального конструктивизма. О.Е. Столярова провела различие конструктивизма и реализма в области изучения технологий и науки. В.С. Вахштайн произвел анализ социальной реальности в рамках социального конструктивизма. Дж. Серл выступил с критикой конструктивизма, которая имела натуралистический характер. В работах B.C. Степина осмысляются конструктивные основания науки. И.П. Фарман даёт социально-практическое и методологическое описание конструктивизма. B.C. Швырев исследовал предпосылки научного знания в контексте конструктивизма. Е.В. Золотухина-Аболина провела исследование процесса конструирования реальности вниманием. Несмотря на наличие многих работ, посвящённых изучению особенностей субъект-объектных взаимодействий в социальном конструктивизме, до сих пор не сформировался определённый взгляд на данную проблему. Имеются разнообразные, а иногда и крайне противоречивые мнения исследователей.
Объект исследования – социальный конструктивизм как эпистемологическая парадигма.
Предмет исследования – особенности субъект-объектных взаимодействий в социальном конструктивизме.
Цель исследования – анализ особенностей субъект-объектных взаимодействий в социальном конструктивизме.
Задачи исследования:
1) изучить становление социального конструктивизма;
2) раскрыть основные идеи социального конструктивизма;
3) рассмотреть особенности представлений об объекте и субъекте в социальном конструктивизме;
4) рассмотреть особенности субъект-объектных взаимодействий и процесса познания в социальном конструктивизме;
5) рассмотреть особенности субъект-объектных взаимодействий в акторно-сетевой теории.
Методологические основы исследования. Решение поставленных задач исследования требуют применения комплексной методологии. В исследовании используются методы имманентного интерпретирующего анализа (при анализе той или иной философской концепции), герменевтики (при толковании различных исторических, философских и научных текстов), ретроспективного анализа (при исследовании философских идей разных исторических этапов), компаративистского анализа (при сравнении различных взглядов), синтеза как соединения интерпретированного материала в новом качестве.
Структура курсовой работы обусловлена поставленной целью и связанными с ней задачами. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя пять параграфов, заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассмотрено становление и основные идеи социального конструктивизма. Во второй главе проведён анализ субъект-объектных взаимодействий в социальном конструктивизме. В заключении подводятся итоги проведённого исследования.
ГЛавА 1. СТановление и основные идеи социального конструктивизма
1.1. Становление социального конструктивизма
Основной предпосылкой становления конструктивистских тенденций в онтологии и теории познания, по мнению различных исследователей, является кантианский переворот в философии, который открыл новое поле проблем.[1] Кант показал, что та реальность, которая предстаёт познающему субъекту как данная в его опыте, есть на самом деле конструкция. По Канту, мир таков, каким мы его конструируем посредством априорных форм рассудочной деятельности. Он утверждал, что наше знание о мире вещей есть результат конституирующей функции нашего рассудка. «Согласно Канту, мир, который мы переживаем, сконструирован нашим умом, чтобы подчиняться определённым фундаментальным законам, среди которых законы геометрии и арифметики, но Кант не думал, что мы можем поступать иначе. Напротив, он считал, что любой сознательный разум вынужден создавать мир, который подчиняется этим законам»[2]. Таким образом, субъективные состояния сознания индивида по своему содержанию зависят от внешнего опыта и определяются им. Это понимание опыта как имеющего дело с внешней реальностью, которое «встроено» в саму структуру индивидуального сознания, Кант называет «эмпирическим реализмом».
1. Абрамов П.Д. Многообразие видов субъекта // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2. – С. 23-29.
2. Алиева Н.З. Постнеклассическое естественнонаучное образование: концептуальные и философские основания. – М.: Академия естествознание, 2008. – 197 с.
3. Бакланов И.С. Социальный контекст познания в зеркале современной социологии знания. // Современные проблемы философии и социально-гуманитарных наук: сборник научных статей. / Отв. ред. Душина Т.В. Москва-Ставрополь, 2009. – С. 13-18.
4. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. – М.: Медиум, 1995. – 323 с.
5. Брайант Л.Р. На пути к окончательному освобождению объекта от субъекта. // Логос. 2014. – № 4 (100). – С. 275-292.
6. Брокмайер И. Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы / И. Брокмайер, Р. Харре // Вопросы философии. – 2000. – № 3. – С. 29-42.
7. Васнева Н.Н., Васнев С.А. Дегуманизация как проблема современного общества // Правовые вопросы высоких технологий. Экономика, управление и научно-технологическое сотрудничество: Сборник научных трудов. Т. 6 «Университетское образование и инновационные образовательные технологии». – М., 2010. – С. 237-241.
8. Вахштайн B.C. Возвращение материального. «Пространства», «сети», «потоки» в акторно-сетевой теории // Социологическое обозрение. – 2004. – Т.З. – №4.
9. Вахштайн В. Социология вещей и «поворот к материальному» в социальной теории. // Социология вещей: сборник статей / Под ред. В. Вахштайна. – М.: Территория будущего, 2006. – С. 7-42.
10. Даниелян Н.В. Роль конструктивизма в развитии научной рациональности. Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора философских наук. – Москва, 2013. – 31 с.
11. Ерофеева М.А. Акторно-сетевая теория и проблема социального действия. // Социология власти. – 2015. – №1. – С. 17-36.
12. Золотухина-Аболина Е.В. «Сотворение мира вниманием»: подступы к проблеме // Эпистемология & Философия науки. – 2010. – T.XXVI. – №4.
13. Ищенко Н.С. Коллективный субъект социального конструктивизма под знаком «одержимой личности». // Вестник Челябинского государственного университета. – 2012. – №4. – С. 43-45.
14. Ищенко Н.С. Проблема становления социального конструктивизма. // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 9: Исследования молодых учёных – 2010. – №8. – С. 48-55.
15. Кант И. Критика чистого разума. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 591 с.
16. Келли Дж. Теория личности. Психология личностных конструктов. – СПб.: Питер, 2000.
17. Князева Е.Н. Эпистемологический конструктивизм. // Философия науки и техники. – 2006. – №5. – С. 133-153.
18. Константинов А.В. Конструктивизм, конструкционизм, социальное конструирование реальности. [Электронный ресурс] URL: https://narrlibrus.wordpress.com/2009/10/24/constructivism
19. Конструктивистский подход в эпистемологии и науках о человеке. / Отв. ред. В.А. Лекторский. – М.: РООИ «Реабилитация», 2009. – 368 с.
20. Конт О. Дух позитивной философии [Электронный ресурс] URL: http://comte.newgod.su/lib/duh-pozitivnoj-filosofii.
21. Конышев В.Н., Сергунин А.А., Субботин С.В. Социальный конструктивизм о проблемах безопасности // Теории и проблемы политических исследований. – 2016. – № 3. – С. 94-112.
22. Коркюф Ф. Новые социологии / Пер. с фр. Е.Д. Вознесенской, М.В. Федоровой. – М.: Институт экспериментальной социологии. – 2002.
23. Кошелев А.А. Идентификация социальной реальности в концепциях М. Вебера. // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. – 2008. – №2. – С. 8-10.
24. Латур Б. Когда вещи дают сдачи: возможный вклад «исследований науки» в общественные науки. // Социология вещей: сборник статей / Под ред. В. Вахштайна. – М.: Территория будущего, 2006. – С. 342-365.
25. Латур Б. Надежды конструктивизма // Социология вещей: сборник статей. / Под ред. В. Вахштайна. – М.: Территория будущего, 2006. – С. 365-389.
26. Латур Б. Нового времени не было. Эссе по симметричной антропологии. / Пер. с фр. Д.Я. Калугина; Науч. ред. О.В. Хархордин. – СПб.: Изд-во Европ. ун-та в С.-Петербурге, 2006. – 240 с.
27. Латур Б. Об акторно-сетевой теории. некоторые разъяснения, дополненные ещё большими усложнениями. // Логос. – 2017. – №1. – С.173-200.
28. Латур Б. Об интеробъективности // Социология вещей: сборник статей / Под ред. В. Вахштайна. – М.: Территория будущего, 2006. – С. 169-198.
29. Латур Б. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию. – М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2014. – 384 с.
30. Лекторский В.А. Кант, радикальный конструктивизм и конструктивный реализм в эпистемологии // Вопросы философии. – 2005. – № 8. – С. 11-21.
31. Лекторский В.А. Реализм, антиреализм, конструктивизм и конструктивный реализм в современной эпистемологии и философии науки // Конструктивистский подход в эпистемологии и науках о человеке. – М.: РООИ «Реабилитация», 2009. – С. 5-40.
32. Ленк Г. К методологии конструктивного реализма // Конструктивистский подход в эпистемологии и науках о человеке. – М.: РООИ «Реабилитация», 2009. – С. 103-129.
33. Лешкевич Т.Г. Субъектность в парадигме социального конструктивизма // L’univers de l’homme / Вселенная человека. Международный журнал гуманитарных исследований. – Ростов-на-Дону, Париж, 2010. – №1.
34. Луман Н. Социальные системы. Очерк Общей теории – СПб.: Наука, 2007. – 648 с.
35. Малов Е.А. Акторно-сетевой анализ самодеятельных театральных коллективов Новосибирской области // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. – 2013. – №1. – С. 125-136.
36. Молокова О.В. Социальный конструктивизм как решение проблемы рационального в постнеклассической эпистемологии. // Антропологические измерения философских исследований. – 2014. – №6. – С. 133-139.
37. Патнем Х. Разум, истина и история. / Пер. с англ. Т.А. Дмитриева, М.В. Лебедева. – М.: Праксис, 2002. – 296 с.
38. Петренко В.Ф. Конструктивизм как методология множественности модельного описания и конструирования в познании. // Сборник статей Международной научно-практической конференции «Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность». – Москва, 2016.
39. Петренко В.Ф. Конструктивизм как новая парадигма в науках о человеке. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. – 2010. – № 2. – С. 127-133.
40. Петренко В.Ф. Психосемантика как направление конструктивизма в когнитивной психологии // Когнитивный подход: философия, когнитивная наука, когнитивные дисциплины. – М., 2007. – С. 435-463.
41. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. – М.: Между-нар. пед. акад., 1994.
42. Серл Дж. Конструирование социальной реальности / Перевод с английского А. Романовой. – 1999. [Электронный ресурс] URL: http://psyberlink.flogiston.rii/intemet/bits/searle.htm
43. Сивоконь А.С. Акторно-сетевой подход: истоки и перспективы в социально-философском дискурсе. // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. – 2015. – №5. – С. 162-168.
44. Степин B.C. Конструктивные основания научной картины мира // Конструктивизм в теории познания. / Рос. акад. наук, Ин-т философии; Отв. ред. В.А. Лекторский. – М.: ИНФРА-М, 2008.
45. Столярова O.E. Между «реальностью» и «конструкцией»: философия в поисках «новой объективности» // Философские науки. – 2006. – №8. – С. 74-90
46. Столярова О.Е. От конструктивизма к метафизике. Послесловие переводчика к статье Э. Пикерингa // Российский научный журнал. – 2008. – №5(6). – С. 92-96.
47. Столярова О.Е. Социальный конструктивизм: онтологический поворот (послесловие к статье Б. Латура) // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. – 2003. – № 3. – С. 39-51.
48. Тимощук Е.А. Интерсубъективность социокультурного мира. // Перспективы науки и образования – 2013. – №6. – С. 32-36.
49. Труфанова Е.О. Субъект и познание в мире социальных конструкций. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. – Москва, 2017. – 42 с.
50. Улановский А.М. Конструктивизм, радикальный конструктивизм, социальный конструкционизм: мир как интерпретация. // Вопросы психологии. – 2009. – №2. – С. 35-45.
51. Фарман И.П. Конструктивизм как метод и социально-культурная практика // Конструктивизм в теории познания. / Рос. акад. наук, Ин-т философии; Отв. ред. В.А. Лекторский. – М.: ИНФРА-М, 2008.
52. Филатов В. П. Обсуждаем статьи о конструктивизме // Эпистемология и философия науки: Научно-теоретический журнал по общей методологии науки, теории познания и когнитивным наукам. – 2009. – Т. 20. – № 2. – С. 142-156.
53. Харман Г. Государь сетей: Бруно Латур и метафизика. // Логос. – 2014. – № 4. – С. 229-247.
54. Шашлова Е.И. Место социокультурного контекста в исследованиях М. Фуко о субъекте // История философии и социокультурный контекст – II: Материалы международной конференции, Москва, 24-25 декабря 2012 года / отв. ред. Т.А. Шиян. – М.: РГГУ, 2012. – С. 64-73.
55. Шашлова Е.И. Онтологические основания социального конструктивизма в гуманитарном знании. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. – Ростов-на-Дону, 2012. – 162 с.
56. Шашлова Е.И. Трансформация социального конструктивизма в онтологии и теории познания. // Материалы Международного молодежного научного форума «Ломоносов-2011» / Отв. ред. А.И. Андреев, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов, М.В. Чистякова. – М.: МАКС Пресс, 2011.