Введение
Глава 1. Правовая культура: понятие, структура, функции
1.1 Правовая культура - понятие
1.2 Структура и функции правовой культуры
1.3 Функции правовой культуры
Глава 2. Проблемы правовой культуры современного российского общества и возможные пути их решения
2.1 Проблемы формирования национальной политико-правовой культуры
2.2. Пути повышения правовой культуры российского общества
Заключение
Список использованных источников
Успешное решение экономических, политических и социальных задач невозможно без повышения правовой культуры общества, воспитания у каждого гражданина глубокого уважения к закону, формирования готовности непосредственно и активно участвовать в претворении его положений в повседневную жизнь. В этой связи правовую культуру можно рассматривать как одну из важнейших предпосылок и необходимое условие формирования правого государства, реализации правовой реформы, усиления борьбы с преступностью.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что правовая культура составляет внутреннюю, ментально-духовную сторону правовой системы общества и глубоко пронизывает правосознание, право, правовые отношения, законность и правопорядок, правотворческую, правоприменительную и любую иную юридическую деятельность, регулирует поведения людей, сообразуясь с социокультурными, историческими особенностями различных этносов, выступает инструментом достижения социальной стабильности.
Степень разработанности темы исследования: В настоящее время существует немало авторов - юристов, ученых правоведов - работы которых посвящены правовой культуре. Среди них можно назвать проф. В. И. Каминскую, проф. А. Р. Ратинова, проф. В. П. Сальникова, проф. А. П. Семитко, проф. А.М. Лушников и др. Они занимаются исследованием и теоретическим определением термина правовой культуры, ее структуры, функций и т.д. Современные проблемы российского общества, связанные с правовой культурой и правовоспитанием, анализируются в статьях разных авторов в правовых периодических изданиях.
Объектом нашей работы является правовая культура как общественное явление.
Предметом исследования является сущность, содержание, формирование и развитие правовой культуры.
Целью данной курсовой работы является определение правовой культуры общества, рассмотрение видов и способы её формирования.
Для достижения главной цели исследования необходимо решить ряд задач:
- изучить теоретическую литературу по данной теме
- определить понятие правовая культура
- рассмотреть структуру и функции правовой культуры
- проанализировать проблемы формирования национальной политико-правовой культуры
- раскрыть пути повышения правовой культуры российского общества
- в заключение работы сделать краткие выводы по теме исследования
Методология исследования. Основными методами научного исследования в данной работе послужили анализ и синтез. В ходе исследования использовались также общенаучный метод и такие приемы, как сравнительно- правовой метод и системный подход. В первой главе, как теоретической части работы, применялся анализ и синтез. Во второй главе основными методами послужили сравнительно-правовой метод.
Источниками данных представленного исследования являлись разнообразные учебные материалы, такие как: учебники и учебные пособия, большую долю в представленном исследовании представляют статьи современных ученых опубликованные в специализированных периодических изданиях, монографии и диссертации ученых правоведов, которые можно прочитать в открытых источниках явились основополагающими кладезями информации для представленного исследования, жизнь в 21 веке не возможна без использования электронных источников информации, в связи с этим автор исследования использовал в своей работе статистические и иные информационные данные из официальных правовых сайтов.
Структура работы определяется последовательностью решения основных задач. Данная работа состоит из введения, заключения, двух глав и списка литературы.
Практическая значимость работы обусловлена тем, что ее результаты могут быть использованы, как проанализированный материал по данной теме. Выводы, предложенные по итогам изучения и исследований, логически завершают представленную работу, являясь, достойным решением всех поставленных выше задач.
Глава 1. Правовая культура: понятие, структура, функции
1.1 Правовая культура - понятие
В юридической теории и практике важное место отводится таким понятиям, как «правовая культура», «правосознание», «правовое воспитание». Их теоретическая разработка тесно связана с учениями о правонарушении и юридической ответственности, законности и правопорядка, правового государства и гражданского общества. Как показывает история любого общества, в становлении общественного порядка значительную роль играют не только органы государственной власти и органы местного самоуправления, а прежде всего те из них, которые обеспечивают формирование законодательства и его реализацию, но и население. В связи с этим проблема правовой культуры приобретает и практический характер. Формирование соответствующей правовой культуры, правовое воспитание становятся важнейшим направлением государственной деятельности[1].
Оттого, как население, отдельные граждане понимают право, относятся к нему, готовы в повседневной жизни соблюдать правовые нормы и другие нормы, обеспечивающие демократическое и стабильное развитие государства, во многом зависит и характер других государственно-правовых явлений[2]. Такое отношение во многом определяется правовой культурой человека, общества в целом.
Пытаясь ответить на вопросы о правовой культуре, исследователи вынуждены обращаться к рассмотрению не только содержания сознания, но и поведения человека. И дело здесь не только в том, что подчас правонарушение становится результатом неосознанного поступка, эмоциональной (иррациональной) реакцией на те или иные конкретные обстоятельства. И в этой ситуации неправомерное (и правомерное) поведение трудно объяснить только содержанием правосознания данного человека[3]. Более того, нередко в деятельности правоохранительных органов отмечаются и такие ситуации, когда правонарушитель грамотно может объяснить неправомерность своего поступка, установить вид совершенного правонарушения и возможные последствия, в том числе и санкции за совершенное правонарушение. Казалось бы, можно говорить о том, что для этого человека характерен достаточно высокий уровень правосознания, но его поведение отнюдь не свидетельствует об этом.
С учетом сказанного представляется необходимым, когда рассматривается правовая культура человека, общества, анализировать также и такой компонент, как стереотипы поведения, т.е. повторяющиеся образцы поведения, характерные для данного лица, сообщества. Только с учетом такой совокупности - правосознания и стереотипов поведения - анализ правовой культуры будет носить системный и комплексный характер.
Таким образом, в содержании правовой культуры можно выделить:
- ценности - это своеобразный мотивационный базис правовой культуры, включающий, по мнению исследователей, ценности: порядка (ориентация на поддержание стабильности государственно-правовой системы), развития (стремление к совершенствованию государства и права), равенства (равенства всех перед законом, равенства в правах и обязанностях и др.) и др.;
- представления или когнитивные ориентации — определенное правопонимание, познания о государственно-правовых явлениях прошлого, настоящего и будущего;
- аффективные ориентации - определенные чувства в отношении государственно-правовых явлений (они могут быть как положительными, так и отрицательными, но, как правило, неосознанными, непонятыми);
- оценочные ориентации - суждения и мнения о государственно-правовых явлениях, основанные на рациональном их восприятии, критическом анализе с учетом сформировавшихся представлений о том, какой характер должны носить (в идеале) такие государственно-правовые явления;
- установки - это готовность к переводу ценностей, представлений, ориентаций в практическую плоскость, определенное поведение;
- поведенческие стереотипы.