Курсовая работа|Политология

Практика информационного воздействия как элемента политического манипулирования в современном политическом процессе России

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2018 | Страниц: 38

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. Российский исследовательский опыт в изучении информационного воздействия как технологии политического манипулирования

1.1.   Понятие политического манипулирования в контексте современной действительности

1.2.   Характеристика основных манипулятивных методик управления массами  

Глава II. Современное информационное воздействие в России

2.1.   Информационная среда и информационное воздействие в современных условиях

2.2. Особенности технологий информационно-политического воздействия в контексте политического манипулирования

Глава III. Деструктивность влияния пропаганды на современный политический процесс в России

3.1.     Конформность и патернализм во взглядах российского электората

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность темы исследования обусловлена ролью информационного воздействия в современной политике, а также слабой теоретической базой исследования информационного воздействия как элемента политического манипулирования.

В современном мире манипулятивные технологии выступают как основной инструмент влияния в политике. Все больше в общественной жизни возрастает роль информации и информационных технологий, происходит становление «информационной экономики» вследствие чего манипулировать обществом проще всего именно информационно воздействуя на него.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что на данный момент информационное воздействие является самым действенным элементом политического манипулирования, вследствие чего представляет интерес для проведения исследования. Таким образом, актуальность темы исследования не вызывает сомнения.

Степень разработанности исследуемой проблемы. Феномен информационного воздействия стал предметом целого ряда глубоких исследований отечественных ученых. Так, изучением и анализом данной темы занимались, к примеру, С. Кара-Мурза[1], А. Цуладзе[2], С. Зеленский[3], И. Козлов[4], М.Казаков[5], А. Зубкевич, Г. Колесникова [6], А. Горбачев[7]и многие другие. 

Целью работы является установление взаимосвязи между действующей практикой информационного воздействия в России и признаками разложения общественно-политического строя страны.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:

- рассмотреть понятие политического манипулирования в контексте современной действительности;

- дать характеристику основным манипулятивным методикам управления массами;

-  проанализировать информационную среду и информационное воздействие в современных условиях;

- выявить особенности технологий информационно-политического воздействия в контексте политического манипулирования;

- рассмотреть конформность и патернализм во взглядах российского электората;

- проанализировать проблему феномена патриотизма.

Объектом исследования является внутриполитический дискурс России в период третьего срока президентства В.В.Путина.

Предмет исследования – общественно-политический строй в России и факторы, негативно влияющие на него.

Методология исследования: бихевиоральный подход.

Гипотезы работы:

В настоящее время развернута масштабная пропагандистская работа Кремля, направленная на формирование такой политической культуры, которая способна выработать у населения чувство правильности и безальтернативности действующего политического курса. Пользуясь политической близорукостью народа, властвующая элита ставит в приоритет не решение острых социально-экономических проблем, а их всяческое избегание за счёт переориентирования внимания граждан на второстепенные проблемы или хуже того, на сомнительные авантюры во внешней политике. Результатом этого на сегодняшний день является факт наличия сверхцентрализованного государства, пронизанного сетью финансово-политических клик, ставящих своей целью обогащение и сохранение своих властных позиций на разных уровнях.

В России дефицит ответственности политических элит компенсируется за счёт политического манипулирования, основной целью которого является снятие с субъекта политики или власти сомнений в его профессиональной компетенции, а также негативных ассоциаций, связанных с ним. Это достигается за счёт такой интерпретации действительности, при которой всё внимание переносится на объективные обстоятельства или на другие акторы политического процесса.

В последнее время, российским политическим элитам всё сложнее становится восполнять низкий уровень политической ответственности и всё труднее фиксировать свой авторитет в глазах общества на необходимом для равновесия политической системы уровне. В связи с этим, властью в буквальном смысле навязывается макет национальной идеи, целью которой является, в первую очередь, усиление патриотических и патерналистских настроений в обществе.

Структура работы обусловливается целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, поделенных на шесть пунктов, заключения и списка литературы.

 

Глава I. Российский исследовательский опыт в изучении информационного воздействия как технологии политического манипулирования

  • Понятие политического манипулирования в контексте современной действительности

Политическое манипулирование представляет собой понятие, которое охватывает PR, рекламу, а также все средства, посредством которых можно выработать у человека устойчивые социально-политические представления и побудить его к определенной политической деятельности.

Учеными даются различные определения манипуляции.

С. Кара-Мурзой приводится несколько определений манипуляции, сделанных разными учёными. Так, по мнению Г. Франке, манипуляцией является «психическое воздействие, которое производится тайно, а, следовательно, и в ущерб тем лицам, на которых оно направлено». По Г. Шиллеру, для манипуляции необходима фальшивая действительность, в которой её присутствие не будет ощутимо. Как полагает Р. Борецкий, манипуляция является последовательно и целенаправленно осуществляемым управлением массовым сознанием (а посредством него, в результате - и поведением), обращённым в большей степени к иррациональной сфере восприятия, которое опирается на внушение и ставит своей задачей предотвращение социальных конфликтов.[8]

Основной целью осуществления политического манипулирования является управление политическим поведением участников политического процесса посредством информационно-психологического воздействия на мотивационную сферу личности. Это делается с целью получение, реализация и сохранение власти. Политическое манипулирование представляет собой своеобразную реализацию скрываемых замыслов, достижение которых напрямую зависит от их поддержки.

Выделяют два основных типа управления человеком: открытое или явное и скрытое или тайное.[9] При явном управлении, цели ставятся и реализуются открыто, при тайном их замалчивают. Как полагает исследователь преобладание определенного типа зависит от нескольких причин, таких как степень несовпадения интересов управляемых и управляющих; цивилизованность общества; возможности и умений правящей элиты использовать различные способы скрытого влияния на массы.

В научной литературе выделены основные признаки манипуляции, которые перечислены ниже.

  1. Вид духовного, психологического воздействия (а не физическое насилие или угроза насилия). В качестве мишени действий манипулятора выступает дух, психические структуры личности.
  2. Открытое воздействие, факт которого не должен заметить объект манипуляции. В случае, если попытку манипуляции вскрывают и разоблачение становится широко известным, акцию обычно свертывают, потому как раскрытый факт данной попытки причиняет манипулятору значительный ущерб. Особенно тщательно скрывают главную цель - так, чтобы даже при разоблачении самого факта попытки манипуляции не выяснились дальние намерения. Вследствие этого сокрытие, утаивание информации является обязательным признаком, несмотря на то, что в некоторые приемы манипуляции включены «предельное самораскрытие» и игра в искренность.
  3. Для данного воздействия требуется значительное мастерство и знания. Обычно, к разработке манипуляционной акции привлекаются специалисты или специальные знания, взятые из литературы или инструкций. В настоящее время существует система подготовки специалистов данной сферы, научные учреждения, научная и научно-популярная литература.
  4. Отношение к людям, сознанием которых манипулируют, не как к личностям, а как к объектам, особого рода вещам.

Считается, что манипуляция состоялась только в случае, когда человек под воздействием полученных сигналов перестраивает свои мнения, воззрения, настроения, цели и начинает действовать по новой программе. Как было отмечено С. Фаером, успех манипуляции гарантируется в случае, когда манипулируемый верит в естественность и неизбежность происходящего. Для манипуляции необходима фальшивая действительность, не выдающая её присутствия.[10]

В технологию политической манипуляции входят следующие моменты[11]:

а) под видом объективной информации неявного, но желательного для конкретных групп содержания происходит внедрение в сознание;

б) воздействие происходит на болевые точки общественного сознания, которые возбуждают тревогу, страх, ненависть и т. д.

в) реализация замыслов и скрываемых целей, достижение которых связано с поддержкой общественным мнением.

Полагаем, необходимо отметить, что первый пункт относится к задачам, второй - к методам, а третий - к целям политического манипулирования. Чтобы успешно решать задачи и достигать цели есть определенные средства политических манипуляций, называемые политическими технологиями, ядром которых являются избирательные методики, используемые в период предвыборных кампаний. Данные средства классифицируют по разным критериям. Так, относительно совместимости с действующим законодательством они подразделяются на регламентируемые законом и выходящие за пределы правовых норм, по форме - на экономические, агитационные, административные и провокационные, по содержательной направленности - на рекламу и антирекламу, по способу воздействия - на прямые и скрытые, по функции - на PR (поддержание связи с общественностью), агитацию (призыв к действию) и др., по уровню воздействия - на межличностные, групповые и массовые, по информационным носителям - на печатные, наружные, электронные и т. д.[12]

Все средства политических манипуляций основаны на создании и внедрении в массовое сознание социальных мифов или другими словами идей, которые утверждают интересы манипуляторов и принимаются на веру большинством без серьёзного осмысления. Несмотря на то, что считается, что слепая вера в мифы давно ушла в прошлое, ежедневной политической практикой это опровергается. Новые политические мифы созданы согласно точному плану, в соответствии с личной и социальной психологией людей и целями манипуляторов. Э. Фроммом было доказано, что политическое манипулирование лишает человека способности составления целостной картины мира, подменяя её абстрактной мозаикой из тенденциозно связанных между собой фактов. Как полагает М. Лернер, у человека появляется полная мешанина понятий без всякой взаимосвязи событий. Единственной системой, в которой он имеет способность подставить отдельные факты, является система стереотипов, которые уже сложились у него в голове. Данная система главным образом ориентирована на соревнование и борьбу, где понятия добра и зла принимаются на веру.[13]

Таким образом, при анализе различных дефиниций манипуляции выявлено, что большинство исследователей сходятся в понимании манипулирования как информационно-психологического воздействия, но понимание его методов и целей осталось противоречивым.

Итак, политическое манипулирование представляет собой скрытое управление политическим сознанием и поведением людей, имеющее цель принудить их действовать или бездействовать в интересах манипуляторов, навязывание воли манипулятора манипулируемому в форме скрытого воздействия.

  1. Источники

Статьи

  1. Баталов Э. Политическая культура России сквозь призму civic culture // Pro et Contra. 2002. №3.
  2. Горбунов К.В., Фёдорова Е.Е. Особенности технологий информационно-политического воздействия: потребности и возможные опасности. // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. 2014. № 35. С. 6-18.
  3. Гордеев Д.А. Информационно-политические технологии в государствах CHГ. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: //http://www.infowar.ru/publications/gordeev/sng.rtf
  4. Гуляихин В. Н., Галкин А. П. Политические и правовые ценности граждан в трансформирующемся российском обществе: опыт регионального исследования. // Политика и Общество. – 2010. – № 12.
  5. Журнал Министерства обороны Российской Федерации «Ориентир» № 10, 2012 г.
  6. Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества//Полис. 1997. № 4.
  7. Казаков М.А., Зубкевич А.А. Манипулятивные технологии и имиджевые коммуникации на этапе смены идеологии развития политических лидеров и элит современной России // Астраханский Вестник экологического образования. – 2012. – № 4(22). – С. 65 – 72.
  8. Козлов И.В. Особенности манипуляции массовым сознанием на современном этапе общественного развития // Вестник Гуманитарного факультета ИГХТУ. – 2007. – №2. – С.73 – 81.
  9. Козлова В. А. "Информационная среда и информационно-психологическое воздействие" Наука-2020, №. 1(1), 2012, с. 41-50.
  10. Козлова О.В. Противоречия патриотизма в современной России [Эл.Ресурс]. – режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/protivorechiya-patriotizma-v-sovremennoy-rossii
  11. Левашов В.К. Как живешь, Россия? Патриотизм в контексте современных социально-политических реалий [Эл.Ресурс]. – режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/152/785/1219/Sotsis_08_06_p67–76.pdf
  12. Липсет, С.М. Размышления о легитимности/С.М. Липсет//Апология. 2005. -№ 5.
  13. Милюкова О., Федотов А. Этакратизм российского массового сознания // Власть. 2012. № 7. С. 12
  14. Новиков В.К. Информационное оружие – оружие современных и будущих войн. М.: Горячая линия Телеком, 2012. — 172 с.
  15. Сабиров А. Своеобразие политической культуры человека в современном российском обществе // Власть. 2012. № 5. С. 66.
  16. Тимофеева Л.Н. Политическая коммуникативистика: проблемы становления // Полис. 2009. №5
  17. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы [Эл.Ресурс]. – режим доступа: //rg.ru›oficial/doc/postan_ rf/122_1.Shtm.
  18. Пропаганда убивает. Государственное ТВ сеет рознь / Немцова Ж. // Юрист. – 2016. - №2. – С. 13.
  19. Пропаганда 2.0. Новые изменения в действии / В. М. Байдар // Пропаганда как она есть. – 2015. – №1. – С. 23.
  20. Пугачев В.П. Технологии скрытого управления в современной российской политике // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. 2003. №3. С. 66-102.
  21. Устюжанин В.А. "Методы информационного воздействия" Вестник университета, №. 21, 2014, с. 326-332.
  22. Федоров А.В. Образ России в современной западной прессе. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://psyfactor.org/lib/fedorov28.htm
  23. Фролова О. С., Генералова С. В. Политическая культура современной России // Молодой ученый. — 2017. — №23. — С. 234-236.
  24. Швидунова А. СМИ как субъект политического процесса и инструмент политических технологий. URL: http://www.i-u.ru/biblio/archive/shvidunova_smi_ as_subject_of_/ Politnauki_5-12.indd
  25. Щупленков О.В., Щупленков Н.О. Политическая социализация и идентичность в условиях трансформации российского общества // NB: Проблемы общества и политики.-2013.-6.-C. 1-58.
  26. Сабиров А. Своеобразие политической культуры человека в современном российском обществе // Власть. 2012. № 5. С. 66.

Книги

  1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: Норма, 2005. С. 115.
  2. Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России: Курс лекций. В 3-х ч. СПб.: БГТУ,2004. 30 п.л
  3. Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. — М., 1999. — 235 с.
  4. Дифференциация гражданских и политических практик в России: институциональная перспектива: науч.-аналит. докл. Института социологии РАН. М., 2013. С. 174.
  5. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием – М.: Алгоритм-ЭКСМО, 2006. – 864 с.
  6. Кара-Мурза С.Г. Государственный патернализм — цивилизационное измерение. URL: http://rexstar.ru/uploads/content/lib_7cdb3690a58a72149f fc5c384f81ddee.pdf
  7. Колесникова Г.И. Социальный механизм манипуляции сознанием личности. Дис. ... д-ра философских наук: 09.00.11. – Ростов-на-Дону, 2010. – 364 с
  8. Новиков В.К. Информационное оружие – оружие современных и будущих войн. М.: Горячая линия Телеком, 2012. — 264 с.
  9. Общественное мнение – 2015. М.: Левада-Центр,   - 234 c.
  10. Почепцов Г.Г. Информационно-политические технологии. М., Центр, 2003. — 384 с.
  11. Почепцов Г. Как становятся президентами. Избирательные технологии ХХ века. 2008.
  12. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Ведение в политологию. // 4-е изд., перераб. и доп. - М.: 2005. - 477 с
  13. Синюшкин В. Технологии работы со СМИ в политических кампаниях. М., 1997.
  14. Фаер С. Приёмы стратегии и тактики предвыборной борьбы. М., 2001.
  15. Цуладзе А. М. Политические манипуляции, или Покорение толпы. // М., 2005.

Выступления политических лидеров

  1. «Путин: государственными СМИ должны руководить патриоты». [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://ria.ru/society/20131219/985198788.html#ixzz2tW6wcTRS
  2. «Дмитрий Медведев выступил на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума». [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http:// www.kremlin.ru/ news/8093
  3. Литература

Книги

  1. Аронсон Э., Пратканис Э. Р. - Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление, Перераб. изд. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 384 с. — (Проект «Психологическая энциклопедия».)
  2. Белов, Г. А. Политология / Г. А. Белов. – М.: Наука, 2014. – 266 с.
  3. Большаков В.В. Путин навсегда. Кому это надо и к чему приведет?– М.: Алгоритм, 2014. – 384 с
  4. Бурлацкий, Ф. М. Современный левиафан. Очерки политической социологии капитализма / Ф. М. Бурлацкий. – М.: Мысль, 2015. – 778 с.
  5. Горбачев А.А. Манипулирование электоратом в процессе современной России: дисс…канд.полит. наук: 23.00.02. – М., 2011. – 204 с
  6. Дифференциация гражданских и политических практик в России: институциональная перспектива: науч.-аналит. докл. Института социологии РАН. М., 2013. С. 174.
  7. Зелинский С.А. Анализ массовых манипуляций в России. Анализ задействования манипулятивных методик управления массами в исследовании деструктивности современной эпохи на примере России. Психоаналитический подход. — СПб.: Издательско-Торговый Дом «Скифия», 2008.— 280 с.
  8. Железова, В. Ф. Власть под псевдонимом / В. Ф. Железнова. – М.: Норма, 2012. – 270 с.
  9. Краснов, М. А. Ответственность власти (государство в открытом обществе) / М. А. Краснов. – М.: Магистр, 2010. – 156 с.
  10. Козлов, В. П. Тайны фальсификаций / В. П. Козлов. – М.: Аспект Прогресс, 2014. – 269 с.
  11. Козырев, Г. И. Введению в политологию / Г. И. Козырев. – М.: Академический проект, 2013. – 208 с.
  12. Косолапов, Н. А. Политико-психологический анализ социально-территориальных систем / Н. А. Косолапов. – М.: Пресс, 2014. – 240 с
  13. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч Т. 39.— М.: Гос. издательство художественной литературы.- 1956.
  14. Цуладзе А. Политическая мифология. –М.: ЭСКМО, 2003. – 383 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Политология
2012 год 51 стр.
Курсовая Политическое сознание молодежи
diplomstud
Курсовая работа Политология
2013 год 44 стр.
Курсовая Эволюция интеграции в ЕЭС / ЕС
diplomstud
Курсовая работа Политология
2015 год 42 стр.
Курсовая Государственная политика Хрущёва в отношении церкви
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское