Во всех экономических системах главной производительной силой является персонал организаций. Своим трудом он создает материальные и духовные ценности. Чем выше человеческий капитал и потенциал его развития, тем лучше он работает на благо своего предприятия. Работники предприятия, тесно связанные между собой в процессе трудовой деятельности, не только создают новый продукт, выполняют работы и оказывают услуги, но и формируют новые социально-трудовые отношения. В деловых рыночных отношениях социально-трудовая сфера становится основой жизнедеятельности как отдельных работников, так и отдельных профессиональных групп, целых производственных коллективов. Сочетание личных и производственных мотивов деятельности работников является одной из важнейших задач как социального планирования, так и в целом всего производственного менеджмента.
Актуальность развития социального проектирования в организации обусловлена, тем, что оно имеет обширную область применения практически на каждом уровне деятельности современной организации и проектные технологии социального развития предопределяют повышение имиджа организации и высокую конкурентоспособность ее персонала на рынке труда. В связи с этим тема социального проектирования становится особенно актуальной как в теоретическом, так и в практическом смысле.
Управление социальным развитием представляет собой некоторую совокупность способов, процедур, а также приемов, которые помогают менеджерам решать существующие в организации социальные проблемы на основе научного подхода, знания определенных закономерностей протекания социальных процессов, точного аналитического расчета и выверенных социальных нормативов. Это своеобразный организационный механизм всестороннего воздействия на социальную среду организации, который является заблаговременно спрогнозированным, продуманным, спроектированным, а также используемым всю совокупность факторов, которые тем или иным образом влияют на эту среду.
Цель данной курсовой работы – рассмотреть процесс планирования социального развития предприятия.
Объектом исследования является ООО «Нико-секьюрити».
Предмет исследования – отношения, складывающиеся в процессе анализа социального развития предприятия.
В рамках цели курсовой работы поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть сущность социального развития предприятия;
- Изучить социальную инфраструктуру;
- Провести анализ социального развития на примере ООО «Нико-секьюрити»;
- Разработать направления совершенствования социального развития организации.
Методологическую основу исследования формируют принятые в отечественной науке способы и формы научного познания, такие как системный подход, методы сравнительного анализа, методы детализации, группировки и обобщения и другие.
Практическая значимость работы заключается в том, что отдельные части работы могут использоваться в качестве методической основы для построения и усовершенствования системы управления персоналом на предприятиях.
Информационная база, которая использовалась при написании данной работы следующая: научно-теоретическая литература по управлению персоналом; периодическая литература (журналы) с описанием особенностей кадровой политики; материалы практической деятельности ООО «Нико-секьюрити. В ходе выполнения теоретической части работы использованы труды таких авторов как В.Г. Веснин, И.Б. Дуракова, А.Я. Кибанов, Е.В. Маслов, М.Х. Мескон, Ю.А. Цыпкин, С.В. Шекшня и др.
Структура работы следующая: введение, основана часть из трех глав, заключение, список использованной литературы, приложения.
1.Теоретические аспекты планирования социального развития на предприятии
1.1 Сущность социального развития предприятия
Непременный объект управления – развитие социальной среды организации. Эту среду создает сам персонал с его различиями по демографическим и профессионально-квалификационным признакам.
Успешная деятельность организации зависит от высокой результативности совместного труда работников, их квалификации, уровня образования, от того насколько условия труда и быта благоприятствуют удовлетворению материальных и духовных потребностей людей.
Социальное развитие организации – изменение к лучшему социальной среды организации, тех условий (материальных, общественных и духовно-нравственных), в которых работники организации трудятся, вместе с семьями живут и в которых происходит распределение и потребление благ.
Управление социальным развитием организации– совокупность способов, приемов, процедур, позволяющих решать социальные проблемы на основе научного подхода, знания закономерностей протекания социальных процессов, точного аналитического расчета и выверенных социальных нормативов [5, с.48].
Социальные факторы выражаются в окружающих социальных условиях и адекватных изменениям последствиях.
К основным факторам непосредственной среды организации относятся:
- потенциал организации, ее социальная инфраструктура;
- условия работы и охрана труда;
- социальная защищенность работников;
- социально-психологический климат коллектива;
- материальное вознаграждение труда и семейные бюджеты;
- внерабочее время использование досуга.
Потенциал отражает материально-технические и организационно-экономические возможности организации, т.е. ее размеры и территориальное расположение, численность персонала и характер ведущих профессий, профиль производства и объемы выпускаемой продукции, форму собственности, состояние основных фондов, финансовое положение.
В научных трудах российских и зарубежных ученых нет однозначного понимания содержания социальных стратегий. Так, российские исследователи (В.Ф. Богачев С.С. Бузановский , С.В. Рогов и др.) соотносят социальную сферу деятельности организации только с областью кадровой работы, выделяя следующие направления:
- подбор кадров, наем персонала и увольнение, профессиональная ориентация, оценка кадров и т.п.;
- обучение кадров (подготовка и переподготовка, повышение квалификации и т.п.);
- расстановка кадров (работа с резервом на выдвижение, аттестация кадров, внутризаводское перемещение и ротация кадров и т.п.);
- использование кадров (организация труда, системы материального и морального стимулирования, социально-психологический климат в коллективе и т.п.).
Несколько другого мнения придерживаются словацкие специалисты в области стратегического планирования, считающие, что вопросы социального развития - составная часть комплексной стратегии организации, которые решаются при разработке субстратегии социально-экономического стратегия должна включать в себя следующие аспекты:
- цели, предполагаемые условия и основные направления долгосрочной кадровой и социальной политики предприятия и ее ожидаемое воздействие на численность работников, их профессиональную и квалификационную структуру;
- порядок решения количественных и качественных задач кадровой политики, обусловленных необходимостью удовлетворить потребности в трудовых ресурсах для достижения целей остальных частных субстратегий;
- организационное, социально-экономическое и ресурсное обеспечение необходимого уровня стабильности кадров, развития системы воспитания, повышения и изменения квалификации, материальной заинтересованности;
- содержание и способы совершенствования организации труда - как индивидуального, так и коллективного (например, использование бригадных форм организации труда, создание творческих бригад и т.д.);
- объем и формы использования профессиональной квалификации работников вне предприятия (например, сотрудничество с различными институтами, высшей школой, проектными организациями и т.д.).
Аналогичный подход использует И.Е. Ворожейкин,который включает в содержание управления социальным развитием организации следующие позиции:
- условия, охрана и безопасность труда;
- материальное вознаграждение трудового вклада; социальная защита работников;
- социально-психологический климат коллектива;
- семейные доходы и расходы работников.
Развернутое понимание социальной стратегии дает А.Н. Петров, который считает, что ее компоненты должны быть такие, как:
Базовая социальная стратегия, суть которой заключается в реализации комплексного развития социальной сферы организации и которая включает в себя следующие составляющие (таблица 1):
а) совершенствование социальной производственной структуры персонала:
- анализ социально-производственной структуры работников предприятия;
- выработка основных направлений действий в области социальной деятельности с учетом целей и планируемых результатов других функциональных стратегий;
- определение конкретных задач работы с группами сотрудников: женщинами, молодежью, рабочими, служащими и т.д.;
б) улучшение условий и охраны труда, укрепление здоровья работников (в разработке данного раздела базовой концепции большое влияние имеет специфика производства,
в) улучшение жилищно-бытовых и социально-культурных условий работающих и их семей (определяются основные цели и средства по созданию и совершенствованию социальной инфраструктуры предприятия).
Таблица 1 - Содержание стратегии социального развития организации (социальная стратегия)
Стратегия
|
Социальные программы
|
Социальная защищенность
|
Совершенствование социально-производственной структуры коллектива предприятия
|
Жилье
|
Дополнительные выплаты
|
Улучшение условий и охраны труда
|
Мать и детя
|
Пенсии
|
Укрепление здоровья работников
|
Молодая семья
|
Льготы
|
Улучшение жилищно-бытовых и социально-культурных условий работающих семей
|
Молодой специалист и др.
|
Товары для работников
Система социальных услуг для работников
|
Социальные программы применяются для решения наиболее приоритетных задач социального развития предприятия (в практике советских предприятий уже разрабатывались целевые программы «Здоровье», «Жилье», «Мать и дитя» и др.).
Социальная защищенность, или «социальный пакет», используемый в практике ряда российских и зарубежных компаний и выполняющий функцию социального стабилизатора в условиях социальных угроз, исходящих из внешней среды. В условиях либеральной экономики, роста цен и инфляционных процессов социальная защищенность работников организации приобретает существенное значение. Организация может устанавливать дополнительные (к выплачиваемым из централизованных фондов) компенсации работающим, пенсионерам, женщинам матерям за счет средств из прибыли; уменьшать стоимость товаров и услуг, реализуемых в рамках социальной инфраструктуры организации. В современных условиях важным становится обеспечение работников продуктами и товарами первой необходимости и повышенного спроса (автомашины, холодильники, электронная аппаратура и т.д.) за счет организации.