Введение
Глава 1. Теоретические основы судебного контроля
1.1. Понятие судебного контроля
1.2. Сущность и значение судебного контроля
Глава 2. Судебный контроль в финансовом праве
2.1. Анализ судебного контроля в Российской Федерации
2.2. Зарубежный опыт судебного контроля в финансовом праве
Заключение
Список литературы
В современных условиях судебный контроль в сфере исполнительной власти является одним из важнейших способов обеспечения законности, защиты прав и свобод граждан. Этот контроль, естественно, осуществляется в специфических формах, диктуемых спецификой взаимоотношения двух самостоятельных ветвей власти. Однако именно суд выступает в качестве универсального средства защиты прав и свобод граждан, не будучи зависим ни от одной ветви власти и обладая конституционными гарантиями этой независимости.
Судебный контроль в финансовом праве следует рассматривать как осуществляемую органами государственной власти и иными уполномоченными негосударственными органами деятельность за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования ресурсов всех звеньев финансовой системы, является одним из важных направлений деятельности любого государства. Главной задачей судебного контроля признается обеспечение соблюдения финансового законодательства, финансовой дисциплины и недопущения нецелевого использования бюджетных и внебюджетных средств.
Актуальность выбранной темы исследования выражается в том, что при проведении судебного контроля в финансовом праве проявляются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.
Объект исследования – финансовое право.
Предметом выступает судебный контроль в финансовом праве.
Цель работы – провести анализ судебного контроля в финансовом праве.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Исследовать теоретические основы судебного контроля;
- Провести анализ судебного контроля в Российской Федерации;
- Охарактеризовать зарубежный опыт судебного контроля в финансовом праве.
При написании исследования в работе были использованы следюущие методы: анализ, синтез, сравнительно-правовой метод, статистический.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды ведущих ученых экономистов по изучаемой проблеме, законодательные и нормативные акты РФ, нормативно-справочные материалы, рекомендации научно-исследовательских учреждений.
Структура работы определена поставленной целью и задачами, в соответствии с этим работа включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы.
Глава 1. Теоретические основы судебного контроля
1.1. Понятие судебного контроля
Судебный контроль - одна из наиболее спорных и неоднозначно понимаемых правовых категорий. В юридической литературе по-разному трактуются понятие и виды (формы) контроля, соотношение понятий судебного контроля и судебного надзора, взаимосвязь категорий судебного контроля, правосудия и иных видов судебной деятельности и т.д[1]. Высказывается даже мнение, что понятие судебного контроля вообще и судебного нормоконтроля в частности не следует относить к самостоятельным научным категориям.
Не ставя целью подробно проанализировать точки зрения на названные проблемы, отметим, однако, что, на наш взгляд, судебный контроль может рассматриваться в качестве самостоятельного научного понятия для характеристики одной из функций судебной власти в правовом государстве.
Судебный контроль является разновидностью государственного контроля за законностью правовых актов, решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления общественных и иных организаций и должностных лиц.
Предметом судебного контроля, таким образом, служат правовые акты, а также деяния (действия и бездействие) органов и должностных лиц, влекущие за собой определенные юридические последствия. В связи с этим вряд ли будет правильным включать в понятие судебного контроля функции судебных органов и должностных лиц в сфере руководства судебной деятельностью, которые не имеют юрисдикционного характера: анализ, обобщение и разъяснение судебной практики, контроль за соблюдением сроков рассмотрения дел в судах, контрольная деятельность органов судейского сообщества и т. д.
Контрольная деятельность суда протекает в определенных процедурно-процессуальных рамках, ее порядок регламентируется процессуальным законодательством. Судебный контроль может осуществляться в форме правосудия путем рассмотрения и разрешения дел в порядке конституционного, гражданского, административного или уголовного производства, а также в иных юрисдикционных формах.
Иную точку зрения, с которой, правда, трудно согласиться, высказывают В. А. Ржевский и Н. М. Чепурнова. Они достаточно жестко разграничивают и в какой-то мере противопоставляют такие виды (формы) судебной деятельности, как судебный контроль и правосудие, полагая, что контрольная деятельность суда выходит за рамки правосудия[2].
Конечно, правосудие не может сводиться к осуществлению судом контрольных функций, даже в самом широком смысле этого слова, но неверно также и полное отрицание возможности реализации судом контрольных полномочий при рассмотрении и разрешении целого ряда юридических дел.
Так, в гражданском и арбитражном процессе судебный контроль за законностью правовых актов и действий (бездействия) властных органов и должностных лиц осуществляется в первую очередь по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений (Гл. 23 - 26 ГПК РФ, Гл. 22 - 26 АПК РФ)[3].
Кроме того, судебный контроль может осуществляться и в рамках искового производства по делам об оспаривании правовых актов, решений, действий (бездействия) учреждений, предприятий, организаций и общественных объединений (П. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. № 2), по делам об освобождении имущества от ареста (исключении из описи) (Ст. 119 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»; и т. п[4].