Современный этап развития международной обстановки характеризуется резким нарастанием взаимосвязи между государствами в военной области. Это подтверждает факт подписания в мае 2002 года Договора между США и Россией о сокращении стратегических наступательных ядерных потенциалов.
Однако, несмотря на сокращение военной мощи мировых держав, значение военной силы в международных отношениях продолжает оставаться существенным.
Оценка современной международной обстановки, с точки зрения обеспечения безопасности России, сопряжена со значительной неопределенностью в отношении потенциальных источников угроз.
Россия преодолела последствия системного политического и социально-экономического кризиса конца XX века - остановила падение уровня и качества жизни российских граждан, устояла под напором национализма, сепаратизма и международного терроризма, предотвратила дискредитацию конституционного строя, сохранила суверенитет и территориальную целостность, восстановила возможности по наращиванию своей конкурентоспособности и отстаиванию национальных интересов в качестве ключевого субъекта формирующихся многополярных международных отношений.
Реализуется государственная политика в области национальной обороны, государственной и общественной безопасности, устойчивого развития России, адекватная внутренним и внешним условиям. Созданы предпосылки для укрепления системы обеспечения национальной безопасности, консолидировано правовое пространство. Решены первоочередные задачи в экономической сфере, выросла инвестиционная привлекательность национальной экономики. Возрождаются исконно российские идеалы, духовность, достойное отношение к исторической памяти. Укрепляется общественное согласие на основе общих ценностей - свободы и независимости Российского государства, гуманизма, межнационального мира и единства культур многонационального народа Российской Федерации, уважения семейных традиций, патриотизма.
В целом сформированы предпосылки для надежного предотвращения внутренних и внешних угроз национальной безопасности, динамичного развития и превращения Российской Федерации в одну из лидирующих держав по уровню технического прогресса, качеству жизни населения, влиянию на мировые процессы.
В условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства, Россия в качестве гаранта благополучного национального развития переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности.
Актуальность темы обусловлена современной обстановкой национальной безопасности мира. А также взаимоотношения между государствами. Также актуален вопрос о внешней безопасности, что может являться угрозой для современного общества и мира в целом.
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы осветить мировые проблемы, посмотреть на взаимоотношения государств, на примере России поговорить о внешних угрозах, найти решение задач по защите Российской Федерации от внешних угроз.
Задачами данной работы, направленными на достижение ее цели, являются следующие:
1) рассмотреть характер взаимоотношений между странами;
2) исследовать систему международных договоров;
3) проанализировать существующие проблемы во взаимоотношениях между странами на современном этапе;
4) определить основные характеристики внешней угрозы безопасности РФ;
5) разработать направления решения задач по обеспечению защиты РФ от внешних угроз.
Объектом курсовой работы будут взаимоотношения государств или одно государство в целом.
Предметом исследования будут система внешней политики, направленная в сторону национальной безопасности.
При написании курсовой работы мной были изучены источники: Конституция Российской Федерации (от 12 декабря 1993 года), стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утв. Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537), концепция внешней политики 2008 года и 2013 года.
Глава I Современная международная обстановка
1.1 Взаимоотношения между государствами.
В развитии системы международных отношений по-прежнему сохраняются две основные тенденции, характерные для функционирования мирового сообщества: во-первых, сближение, интеграция, формирование глобальных пространств в экономике, информационной, культурной и других сферах жизни и, во-вторых, фрагментарность, дезинтеграция, рост противоречий, все большая несогласованность действий в решении глобальных проблем.[1]
В постсоветских республиках в последние годы сохранились прежние курсы внутренней и внешней политик. Страны Балтики переживают определенное разочарование от последствий своего пребывания в ЕС, их завышенные ожидания в отношении помощи от ЕС не оправдались. В годы кризиса ситуация резко ухудшилась, особенно в Латвии.
Тяжелая экономическая и политическая ситуация сложилась на Украине еще до кризиса. Сегодня она еще больше обострилась. Произошло падение престижа президентской власти, война политических партий и блоков, ухудшилась социально-экономическая ситуация в стране, огромные внешние долги и т.п.
Условия транспортировки газа в Европу через территорию Украины стали предметом острого конфликта между Россией и Украиной.
Резко ухудшилась обстановка в Молдавии. Политическая ситуация заметно обострилась весной 2009 г., когда оппозиция устроила бунт. Было разграблено и подожжено здание парламента и других административных зданий. Оппозиции удалось добиться отмены результатов выборов в парламент и проведения их повторно. Победа оппозиции на повторных выборах еще больше усугубила обстановку в стране.
Грузино-осетинский конфликт в августе 2008 г., в который оказалась вовлечена и Россия, вызвал неоднозначную реакцию в странах ближнего зарубежья. Украина поддержала Грузию и поставляла ей вооружение и специалистов. Прибалтийские республики, как и Европа, обвинили в агрессии Россию. Государства, входящие в ЕврАзЭС, посчитали главным виновником конфликта Грузию. Независимость Южной Осетии и Абхазии не признала ни одна страна ближнего зарубежья. Конфликт привел к разрыву дипломатических отношений между Грузией и РФ.
Приоритетным направлением внешней политики России является развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами- участниками СНГ.[2]
В СНГ осталось 10 государств. Грузия вышла в 2008 г. из организации, о чем она заявляла задолго до грузино-осетинского конфликта. Туркмения сохраняет статус ассоциированного члена. На саммите в Душанбе осенью 2007 г., была принята Концепция дальнейшего развития СНГ до 2020г. Концепция предусматривает:
- формирование зоны свободной торговли (2008-2011 гг.);
- переход на инновационный путь развития (2011-2015 гг.);
- Формирование общего рынка инновационных и наукоемких отраслей экономики (2015-2020гг.)
Концепцию не подписали Грузия, Украина, Туркмения, Азербайджан.
На этом саммите Россия, Казахстан и Белоруссия подписали соглашение о создании Таможенного союза. В 2010 г. таможенные пошлины отменят Россия и Белоруссия, а в 2011 Казахстан. В декабре 2009г., на саммите СНГ эти же три страны подписали соглашение о создании с 2012 г., единого экономического пространства, т.е. общего рынка товаров, капиталов, услуг и рабочей силы.[3]
Экономический кризис подтолкнул страны содружества к пониманию необходимости общей региональной валюты СНГ.
В ноябре 2008г. на саммите Совета глав правительств (СГП) была утверждена стратегия экономического развития СНГ и План мероприятий по ее реализации. Документ не подписали Узбекистан. Подписали с определенными оговорками Азербайджан, Украина, Молдова.
Активизировала свою деятельность Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Положительные результаты дает антинаркотическая операция, пресечение незаконного оборота оружия. Регулярно проводятся военные учения стран организации.
В феврале 2009 г. было принято решение о создании коллективных сил оперативного развертывания (КСОР). Создана объединенная группировка сил Центрально-Азиатском регионе коллективной безопасности, а также совместная российско-армянская и российско-белорусская группировки.
В последние годы в Европе сохраняются прежние тенденции политического и экономического развития, но проявляются и некоторые новые процессы. Это – прежде всего последствия расширения ЕС. В 2009 г. исполнилось 5 лет со дня вхождения в Союз 10 новых стран, среди которых прежде всего бывшие социалистические страны Восточной Европы. Присоединение стран Восточной Европы к ЕС привело к покупке значительно заниженным ценам многих предприятий западными компаниями. Не выдержав конкуренции, разорилась масса предприятий легкой промышленности. Выросла безработица, разоряются фермы, мелкие и средние предприниматели.
Модернизация экономики идет очень слабо, современные наукоемкие и инновационные сектора почти не развиваются. «Завышенные ожидания» стран Восточной Европы в отношении размеров помощи западноевропейских стран их развитию не оправдались.
Экономический кризис привел к обострению ситуаций. Борьба за распределение бюджетных средств резко обострилась между всеми членами Союза. Экономический кризис не пощадил и развитые страны Европы. Банкротство крупных банков, знаменитых компаний, массовые увольнения, снижения зарплат и пособий, рост кредитной задолженности стали его последствиями.
Большие трудности и противоречия возникли не только в экономической сфере. «Старые» и «новые» члены ЕС по-разному относятся к мировой политике США, сотрудничеству с Россией, проектам создания коллективной безопасности в Европе.
Европа переживает больше трудности, связанные с расширением ЕС, с экономическим кризисом. Она не определилась сл своим геополитическим статусом, не стала полноценным глобальным центром силы. Единой Европы не получилось, нарастают противоречия и разногласия между странами.
Главная цель российской внешней политики на европейском направлении является создание по-настоящему открытой, демократической системы общерегиональной, коллективной безопасности и сотрудничества, обеспечивающий единство Евро-Атлантического региона.[4]