Введение
Глава I. Норвежско – российские отношения
1.1.История норвежско – российских взаимоотношений
1.2.Особенности современного развития российско-норвежских отношений: на примере взаимодействия в Арктике
1.3.Договор согласования морских границ в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане
Глава II. Российско – финляндские взаимоотношения
2.1. История сотрудничества в российско-финляндском пограничном регионе
2.2. Изменения в границе России и Финляндии
Заключение
Список литературы
Российско-норвежские отношения на современном этапе входят в новую фазу своего развития. Богатая история сотрудничества, интенсивность диалога последних лет, а также международно-политический контекст создали уникальные условия для построения стратегического партнерства двух стран в Арктике.
Мировые геополитические процессы конца XX - начала XXI веков, а также политическое и экономическое развитие России и Норвегии в этот период привели к трансформации отношений между странами, корректировке основных направлений сотрудничества и появлению в нем новых тенденций. Российско-норвежское взаимодействие в настоящее время наиболее интенсивно развивается в северных приграничных регионах и во многом ориентировано на Арктику -регион, в котором сконцентрированы на современном этапе государственные: интересы России и Норвегии.
Одним из наиболее перспективных направлений российско-норвежского взаимодействия в Арктике является энергетика, в частности совместное освоение нефтегазовых месторождений в Баренцевом море. Такое развитие отношений соответствует последним- тенденциям в мировой геополитике -вопросы энергообеспечения и энергобезопасности вышли из плоскости экономического диалога и воспринимаются как полноправные политические факторы глобального и регионального сотрудничества, двусторонних и многосторонних отношений.
Для обеих стран - крупнейших в мире экспортеров энергоносителей, запасы углеводородного сырья, находящиеся в арктических регионах, имеют стратегическое значение. Кроме того; обеим странам необходимо реагировать на новые внешнеполитические вызовы, связанные с нарастанием конкуренции между государствами за освобождающиеся, ото льдов территории и континентальный шельф-Арктики.
Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в сфере пересечения российско – норвежской и российско – финляндской границ.
Предмет исследования - новые границы России с Норвегией и Финляндией.
Цель настоящей работы – охарактеризовать нововведения границы России с Норвегией и Финляндией.
Достижение указанной цели представляется возможным с помощью следующих задач: 1) изучить сущность, специфические особенности российско – норвежских отношений, а также охарактеризовать нововведения в российско –норвежской границе; 2) рассмотреть сущность, специфические особенности российско финляндских отношений, а также изучить нововведения в российско – финляндской границе.
Указанные цель и задачи работы обусловили ее структуру, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава I. Норвежско – российские отношения
- История норвежско – российских взаимоотношений
До падения железного занавеса большинство российско-норвежских контактов осуществлялось через официальные каналы, прежде всего через министерства иностранных дел в Осло и Москве.
На сегодняшний день поставлена задача установления прямых контактов между российскими и норвежскими партнерами – органами власти и управления, организациями, предприятиями и школами, и с 1990 г. уже существует обширная сеть таких контактов.
Пограничное соседство на севере естественным образом играет основную роль в отношениях Норвегии и России. В этом регионе страны имеют общие интересы и проблемы, и именно в этом направление развитие сотрудничества характеризуется наибольшими результатами.
Во времена «холодной войны» российско-норвежские контакты на севере ограничивались в основном отношениями, связанными с охраной государственной границы. Сегодня можно сказать, что двусторонние отношения определяются в основном интересами и проблемами, выходящими за рамки государственных границ. Наиболее характерными примерами являются сотрудничество в области охраны окружающей среды и ядерной безопасности, рыболовства и охраны природных ресурсов[1].
Норвегия и Россия часто встречаются « с глазу на глаз», но контакты на широком международном уровне и международное региональное сотрудничество также играют важную роль. Особенным приоритетом у Норвегии пользуется сотрудничество в Баренц-регионе. Норвегия и Россия сотрудничают также в рамках международных организаций. Актуальными примерами являются НАТО, где Норвегия активно участвует в программе сотрудничества альянса с Россией, а также Организация Объединенных Наций, особенно во время норвежского членства в Совете Безопасности в 2001-2002 г.г. Россия является важным партнером и в Совете Европы, и в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
Совет государств Балтийского моря
Норвегия и Россия принимают активное участие в сотрудничестве в рамках Совета государств Балтийского моря вместе с другими государствами региона. Норвежскими приоритетными направлениями являются энергетика, экономическое сотрудничество, развитие демократии, здравоохранение и общественная безопасность.
Северное измерение Европейского Союза
Целью этого сотрудничества является укрепление связей между Европейским Союзом и странами Северной Европы, которые на сегодняшний день не входят в состав Союза, в том числе Норвегия и Россия. Норвегия среди прочего уделяет в этой связи большое внимание сотрудничеству в области охраны окружающей среды и ядерной безопасности.
Арктический Совет
Членами организации являются страны Северной Европы, США, Канада, Россия и представители коренных народов. Целью Совета является осуществление и координация сотрудничества между арктическими странами, особенно в области охраны окружающей среды и устойчивого развития.
Совет Министров Северных стран
Развитие демократии в северном регионе является здесь основной темой сотрудничества. В рамках организации основан также фонд для финансирования природоохранных проектов в рамках сотрудничества в Баренц-регионе и Совете Государств Балтийского моря.
Активное соседство
С 1992 г. Норвегия поддерживает демократические преобразования в России и переход к рыночной экономике посредством ежегодных ассигнований через Министерство иностранных дел Норвегии на реализацию российско-норвежских проектов сотрудничества. Размер ассигнований составляет 100-150 млн. норвежских крон в год. Многие из упомянутых в этой брошюре областей, такие как здравоохранение, охрана окружающей среды и культура, получают средства из этого бюджета. В качестве конкретных примеров совместных проектов можно привести борьбу с туберкулезом, ветеринарное сотрудничество в рыбоводстве, развитие экологически чистых способов производства в промышленности, сотрудничество в области исполнения наказаний (места заключения), сотрудничество на уровне административно-территориальных единиц, строительство энергосберегающих центров, сотрудничество в области науки, женские конференции и семинары для журналистов[2].
В процессе реформ, в котором Россия находится со времени распада Советского Союза, реализация этих проектов внесла свой вклад в построение независимого гражданского общества. Например, решающее значение для стабильности и гражданской безопасности в регионе имеет создание в России функциональной системы здравоохранения и системы социального обеспечения, охватывающей все слои населения.
Сотрудничество в рамках различных проектов способствовало также установлению сети контактов, которой не было 10 лет назад. Сегодня налицо тесные российско-норвежские связи на всех уровнях, начиная от органов власти и заканчивая межличностными контактами. Границу, которая была герметично закрыта в недалеком прошлом, пересекают сегодня в обе стороны большое количество норвежцев и россиян, занятых в различных видах двустороннего сотрудничества. Активная деятельность – нормальное явление для соседних народов.
Граница – арена для сотрудничества
Российские границы с рядом европейских стран от Черного моря на юге до Баренцева моря на севере неоднократно подвергались изменениям в результате революций, гражданских и мировых войн, роста и падения империй. Однако российско-норвежская граница, за исключением периода 1920-1944, когда Петсамо-коридор был норвежско-финской границей, оставалась без изменений и является старейшей государственной границей России.
Географическая встреча Норвегии и России происходит сначала на участке реки Якобсэльв, затем граница поворачивается на запад через горы в долину Пасвик и оттуда продолжается на юг до Трериксройсы. В долине Пасвик находится пограничный пункт Стурског, через который в 2001 г. проследовало 66 510 российских граждан и немногим меньше норвежцев. Каждая страна имеет своего пограничного комиссара. Основой для их совместной работы является Договор о границе 1949 г., по которому они должны сотрудничать по состоянию границы, ее инспекции и демаркации. Пограничные комиссары должны также предотвращать нарушения границы. Непосредственный контроль на границе осуществляется норвежскими полицейскими и российскими пограничниками.
В последние годы сотрудничество на границе расширилось и включает в т.ч. борьбу с преступностью и паспортный контроль. В 1998 г. Норвегия и Россия подписали специальное соглашение по борьбе с преступностью, и в штат Посольства в Москве и Генконсульства в Мурманске входит теперь и атташе по вопросам полиции (офицер связи полиции).