Введение
1 Теоретический раздел
1.1 Возникновение социального страхования в России
1.2 Понятие социального страхования и его особенности
1.3 Виды социального страхования
1.4 Функции социального страхования
1.5 Развитие социального обеспечения в России
1.6 Направление развития социального страхования
1.7 Эволюция социального страхования
1.8 Налоговые льготы
2 Аналитический раздел
2.1 Характеристика предприятия ОАО «НБАМР»
2.2 Анализ платежеспособности и рентабельности предприятия
2.3 Анализ финансовой устойчивости предприятия
2.4 Анализ оборотного капитала предприятия
2.5 Анализ коэффициентов фондоотдачи и фондоемкости
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Целью выполнения курсового проекта является проведение студентом самостоятельного исследования по одной из совокупности дисциплин для усвоения изученного теоретического материала и приобретения практических навыков.
Выполнение работы предполагает:
-углубление и систематизацию полученных знаний по дисциплине в целом и в частности по выбранной теме;
- выработку навыков сбора и обобщения практического материала;
- развитие умений применять полученные знания для решения конкретных научных и практических проблем, формулировать и аргументировать собственную позицию в их решении.
- привитие навыков научно-исследовательской работы, использование анализа и самостоятельных выводов по экономическим проблемам.
Темой данного курсового проекта является «Социальное страхование и его функции».
Актуальность данной темы содержится в том, что современное общество всё настойчивее требует обеспечения полноценной социальной защиты с тем, чтобы население в целом и отдельные социальные группы получили широкую социальную поддержку. Особенно эта поддержка необходима в тяжёлый для населения период кризиса. Ведь деятельность системы социального страхования в первую очередь адресована группам трудозанятого населения, которые особо остро ощущают на себе неблагоприятную экономическую обстановку.
1 Теоретический раздел
1.1 Возникновение социального страхования в России
В западных странах обязательное социальное страхование наемных работников появилось раньше, чем в России. Первой страной стала Германия, там в 1883-1889 гг. приняли закон об организации государственного социального страхования работников. Со-временем это начало появляться и в других странах мира.
В России существовало две формы страхования от несчастных случаев: индивидуальная и коллективная. В коллективной форме заключался договор между страховым обществом и управляющим организацией, которая обязывалась выплачивать определенную денежную сумму работникам, пострадавшим от несчастных случаев. Этот договор освобождал управляющих организаций от гражданско-правовой ответственности за причинение вреда.
В законе «О вознаграждении потерпевших рабочих вследствие несчастных случаев» от 2 июня 1903г, подробно проработан вопрос о гражданско-правовой ответственности. После вступления в силу этого закона, управляющие организациями стали активно поддерживать требования о введении государственного страхования работников, в целях уменьшения расходов по выплатам пострадавшим.
Первые российские законы о социальном страховании не предусматривали всех рисков утраты заработка и не охватывали наемных работников отдельных отраслей хозяйства и целых регионов страны. Пособие при нетрудоспособности было от половины до двух третей заработной платы и выплачивалось на четвертый день болезни. Пособие по беременности и родам выплачивалось в течение шести недель работницам, которые имели стаж не менее трех месяцев.
В законах «Об обеспечении рабочих на случай болезни», «О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве», «Об утверждении Совета по делам страхования рабочих», «Об утверждении Присутствий по делам страхования рабочих» отображаются основы обязательного социального страхования в стране, они были заложены принятием третьей Государственной Думой в 1912 году.
Финансирование социального страхования производилось за счет взносов предпринимателей и работников. Страхование от несчастных случаев осуществлялось только за счет предпринимателей. Рабочими органами страхования на местах были больничные страховые кассы и страховые товарищества, которые существовали на предприятиях с числом рабочих не менее 200. Для обслуживания рабочих более мелких предприятий создавались кассы на кооперированных началах. До революции в России действовало несколько тысяч страховых касс. В центре эту работу проводил Совет по делам страхования рабочих, а в губерниях - Страховые присутствия.
Пришедшие к власти, после Октябрьской революции, новые руководители страны решили, что законы принятые третьей Государственной Думой не отвечали интересам рабочих, но полного закона о социальном страховании так и не приняли.
Положение о социальном обеспечении трудящихся, которое было утверждено декретом СНК в октябре 1918 года, фактически заменила нормативные акты о страховании на случай болезни, беременности и родам, а также безработицы. Этот документ определял размеры пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, по безработице и пенсий по инвалидности, также он обозначил круг выплат. Но Положение так и не получило необходимого развития из-за условий гражданской войны и хозяйственной разрухи. Обеспечение трудящихся осуществлялось, в основном, в виде натурального продовольственного и вещевого довольствия.
Система социального обеспечения, финансируемая, в основном, из государственного казначейства, просуществовала до 1921 года, когда с переходом к новой экономической политике и введением хозрасчета на государственных предприятиях назрела необходимость возврата к той системе социального страхования, элементы которой были обозначены в первых декретах. Мотивировалось это тем, что в новых условиях государство не является единственным собственником промышленности и не должно нести все бремя обеспечения всех работающих по найму.
По декрету СНК от 15 ноября 1921 года «О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом» материальное обеспечение трудящихся основывалось на обязательных взносах предприятий, учреждений и хозяйств, использующих труд наемных работников. Конкретные нормы обеспечения определялись отдельными постановлениями СНК.
Пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам устанавливались в размере фактического заработка работника. В случае когда средств было недостаточно, то пособие по болезни могло быть сокращено до одной трети тарифной ставки. При рождении ребенка предусматривалось два вида пособия: на предметы ухода за новорожденным и на кормление ребенка до девяти месяцев в размере 25 процентов средней зарплаты. Пособие по безработице выплачивалось в размере от 1/6 до 1/2 средней зарплаты с учетом квалификации и стажа работы. В этих нормативных актах подчеркивалось, что фонды социального страхования твердо бронированы и не могут быть использованы на какие-либо другие цели. Тариф по всем видам страхования составлял 28,5 процента от фонда оплаты труда. Для социального страхования по временной нетрудоспособности, материнству и детству выделялось от 6 до 9 процентов; на лечебную помощь работающим - от 5 до 7 процентов от фонда оплаты труда. Кроме обычных тарифов существовали льготный и поощрительно-карательный, применение которых зависело от степени опасности и вредности условий производства.
Все большее внимание уделялось вопросам профилактического и социально бытового направления (санатории, дома отдыха, курорты, детские сады и ясли, молочные кухни)
Союзный совет социального страхования имел довольно широкие полномочия. Он рассматривал и утверждал разработанные инструкции и положения в развитие действующих законоположений, касающихся страхования отдельных категорий работников, порядка взимания страховых взносов, применения действующих тарифов к отдельным видам страхования и размеров страхового обеспечения; разъяснял законодательство о социальном страховании; устанавливал порядок хранения денежных средств органов страхования и др. Этим Советом в 1925 году был утвержден первый список профессиональных заболеваний.