Курсовая работа|Уголовное право

Принудительные меры воспитательного воздействия

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2019 | Страниц: 40

Введение

Глава 1. Правовая природа принудительных мер воспитательного воздействия, применяемых к несовершеннолетним

1.1. Понятие принудительных мер воспитательного воздействия, применяемых к несовершеннолетним

1.2. Правовое регулирование применения принудительных мер воспитательного воздействия

Глава 2. Виды и содержание принудительных мер воспитательного воздействия  

2.1. Предупреждение

2.2. Передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа

2.3. Возложение обязанности загладить причиненный вред

2.4. Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего

Заключение

Список использованных источников

Актуальность темы исследования. Состояние преступности несовершен­нолетних и система борьбы с ней выступа­ют важнейшими индикаторами развития общества и характеризуются некоторыми особенностями. С одной стороны, уровень указанной преступности остается относи­тельно стабильным, что подтверждается, в частности, российскими статистическими данными о количестве лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем воз­расте. С другой стороны, характер и серь­езность угроз от вовлеченности отмеченной возрастной группы в преступную деятельность требуют постоянного совер­шенствования имеющихся средств и поиска новых методов борьбы с преступ­лениями несовершеннолетних. Это находит прямое выражение в положениях уголовного закона и практике его применения.

В последние пять лет согласно официальным данным МВД России коли­чество лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, де­монстрирует устойчивую тенденцию к уменьшению: в 2011 г. — 71 910 чел.; в 2012 г. — 64 270 чел.; в 2013 г. — 67 225 чел.; в 2014 г. — 59 549 чел.; в 2015 г. — 61 833 чел.; в 2016 г. – 60 241 человек. Тем не менее, необходи­мость закрепления особого, в некотором смысле привилегированного уголов­но-правового статуса несовершеннолетнего не оспаривается. Так, Уголовный кодекс РФ предусматривает освобождение несовершеннолетних как от уго­ловной ответственности, так и от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия. Однако в рамках действующего российс­кого законодательства уголовное наказание не является единственной мерой реагирования на совершенное несовершеннолетним преступление.

С принятием постановления Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. № 1 «О судебной практике применения законодательства,  регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних»[1] судам в категоричной форме было предписано в первую очередь рассматривать возможность освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия. Однако увеличения количества назначаемых принудительных мер воспитательного воздействия данное постановление не принесло. Удельный вес применения принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним, освобожденным от уголовной ответственности и наказания, от общего количества судебных решений, вынесенных в отношении несовершеннолетних, совершивших преступления, не превышает 5%.

Такая ситуация объясняется, в частности, тем, что в науке уголовного права отсутствует единый подход к определению понятия, целей, содержания, а также места принудительных мер воспитательного воздействия в системе институтов уголовного права. Как следствие, в статьях уголовного закона, регулирующих применение указанных мер, отмечаются пробелы, имеется нечеткость формулировок, отсутствует легальное толкование отдельных понятий.

Степень разработанности темы. В современный период значительный вклад в научное осмысление проблем социально-правовой сущности и законодательной регламентации принудительных мер воспитательного воздействия внесли такие ученые, как З.А. Астемиров, С.А. Боровиков, С.А. Бурлака, В.К. Дуюнов, П.В. Иванов, Т.М. Калинина, В.Д. Карелин, А.М. Магомедова, О.С. Носков, Е.В. Поводова, В.А. Посохова, А.А. Середин, Н.Ю. Скрипченко, Ф.Р. Сундуров, А.Е. Якубов и др.

Объект исследования образуют общественные отношения, складывающиеся в процессе применения мер уголовно- правового характера к несовершеннолетним, совершившим преступления.

Предметом исследования являются норму уголовного законодательства, регламентирующие сущность и виды принудительных мер воспитательного воздействия.

Цель исследования – уголовно-правовой анализ принудительных мер воспитательного воздействия как альтернативы наказания несовершеннолетних.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

- выявить понятие принудительных мер воспитательного воздействия, применяемых к несовершеннолетним;

- проанализировать правовое регулирование применения принудительных мер воспитательного воздействия;

- исследовать предупреждение как меру воспитательного воздействия;

- определить передачу под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

- рассмотреть возложение обязанности загладить причиненный вред;

- проанализировать ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Методологическую основу исследования составляет комплекс общенаучных (анализ, синтез, системно-структурный и др.) и частно-научных (конкретно-социологический, логико-юридический, историко-правовой, сравнительно-правовой и др.) методов.

 

Глава 1. Правовая природа принудительных мер воспитательного воздействия, применяемых к несовершеннолетним

1.1. Понятие принудительных мер воспитательного воздействия, применяемых к несовершеннолетним

Принудительные меры воспитательного воздействия – это не являющиеся уго­ловным наказанием меры государственного принуждения, применяемые к несовер­шеннолетним, совершившим преступления, с целью их исправления[2].

Необходимость существования рассматриваемого института вытекает из правила 18 Пекинских правил, в котором предусматривается необходимость наделения компетент­ного органа возможностью применения различных мер воздействия в целях обеспечения большей гибкости и во избежание по возможности заключения несовершеннолетнего в исправительные учреждения. В примерный перечень мер воздействия, предусмотренный Пекинскими правилами, входят опека, руководство и надзор, пробация, работа на благо общины, компенсация и реституция, участие в групповой психотерапии и т. д.

Верховный Суд РФ в п. 31 Постановления Пленума «О судебной практике приме­нения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» ориентировал суды на приоритетное применение при­нудительных мер воспитательного воздействия во всех случаях, когда исправление несовершеннолетнего возможно без применения наказания. В научной литературе ука­занное положение подвергается критике. В частности, отмечается, что отечественный уголовный закон расценивает наказание и принудительные меры воспитательного воз­действия как равноценные альтернативы, не отдавая предпочтения ни одной из них. Ука­занное мнение представляется ошибочным. Это связано с тем, что первоначальное рас­смотрение судом вопроса о возможности применения принудительных мер воспитатель­ного воздействия - проявление общего правила, согласно которому любые меры воздей­ствия (аналогично системе наказаний) должны располагаться в соответствии с принци­пом их системного расположения - от менее строгой меры к более строгой. Очевидно, что принудительные меры воспитательного воздействия являются значительно менее строгими мерами, чем уголовное наказание. В связи с этим следует согласиться с выска­занным в научной литературе мнением, в соответствии с которым указания на необходимость рассмотрения судами вопроса о возможности применения к несовершеннолет­нему принудительной меры воспитательного воздействия до рассмотрения вопроса о выборе наказания в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ недостаточно, в связи с чем необходимо законодательное закрепление правила о приоритетном применении альтернативных наказанию мер[3].

Значение принудительных мер воспитательного воздействия состоит в следую­щем: 1) принудительные меры воспитательного воздействия представляют собой альтернативу наказанию и условному осуждению[4]; 2) принудительные меры воспи­тательного воздействия представляют собой средство экономии уголовной репрессии[5]; 3) применение принудительных мер воспитательного воздействия позволяет ми­нимизировать отрицательные последствия «стигматизации» подростка в связи с по­паданием в орбиту уголовной юстиции.

Природа принудительных мер воспитательного воздействия характеризуется ду­ализмом. Принудительный характер рассматриваемых мер состоит в том, что правом их назначения и исполнения обладают органы, наделенные судебными и исполни­тельными властными полномочиями, в связи с чем назначенные меры исполняются независимо от воли и желания несовершеннолетнего или его законных представите­лей и обеспечиваются принудительной силой государства[6]. Воспитательный харак­тер рассматриваемых мер заключается прежде всего в том, что их применение пред­полагает комплекс мероприятий, направленных на воспитание несовершеннолетнего, которое достигается в первую очередь педагогическими средствами, при отсутствии элементов кары, которые характерны для наказания[7]. В научной литературе выска­зывалось мнение, в соответствии с которым недопустимо отождествлять содержание принудительных мер воспитательного воздействия с общепринятым научным пони­манием воспитания. Процесс реализации рассматриваемых мер по основным харак­теристикам тождественен исправлению несовершеннолетнего, поскольку в его лично­сти и поведении отчетливо выражены приобретенные ранее деформации[8]. Указан­ное мнение представляется ошибочным. Очевидно, что принудительные меры воспи­тательного воздействия направлены не только на исправление, но и на более широ­кое социальное воспитание (прежде всего, правовое и нравственное) несовершенно­летнего лица, совершившего преступление. Применение указанных мер направлено на привитие несовершеннолетнему базовых навыков позитивного поведения в обще­стве, на выработку у него необходимых навыков общения, призвано перевести его поведение в категорию общественно полезного или социально нейтрального. Дости­жение указанной цели становится возможным благодаря особенностям строения пси­хики несовершеннолетних, характеризующейся повышенной восприимчивостью к внешнему воздействию.

Также в научной литературе высказывалось мнение, согласно которому прину­дительные меры воспитательного воздействия имеют исключительно педагогическую природу[9]. Представляется невозможным согласиться с приведенным мнением. Это связано с тем, что об уголовно-правовом характере рассматриваемых мер свидетель­ствуют следующие обстоятельства: 1) перечень указанных мер предусмотрен нор­мами уголовного закона; 2) применение принудительных мер воспитательного воз­действия допускается только при наличии предусмотренных УК РФ[10] оснований; 3) по­рядок применения и исполнения рассматриваемых мер, основания и порядок их от­мены урегулированы нормами действующего законодательства.

Таким образом, принудительные меры воспитательного воздействия обладают сложной природой. Иными словами, указанные меры являются одновременно педа­гогическими и правовыми.

УК РФ не определяет целей принудительных мер воспитательного воздействия. По вопросу целей рассматриваемых мер в научной литературе имеет место дискуссия:

Согласно одной точке зрения, принудительные меры воспитательного воз­действия направлены на достижение тех же целей, что и уголовное наказание.

Также в научной литературе высказывалось мнение, согласно которому ос­новными целями принудительных мер воспитательного воздействия являются ис­правление несовершеннолетних правонарушителей и предупреждение совершения новых преступлений.

Более верным представляется мнение, в соответствии с которым применение принудительных мер воспитательного воздействия не исключает достижение цели восстановления социальной справедливости. Во-первых, большинство рассматрива­емых мер подразумевают определенные правоограничения в отношении несовер­шеннолетнего, совершившего преступление. Во-вторых, одним из аспектов социаль­ной справедливости является неприменение к виновному более строгих мер, чем это объективно необходимо, и в этом отношении принудительные меры воспитательного воздействия одновременно представляют собой средство реализации цели восста­новления социальной справедливости.

Относительно правовой природы принудительных мер воспитательного воздей­ствия в научной литературе ведется дискуссия:

Согласно одной точке зрения, принудительные меры воспитательного воз­действия представляют собой одну из форм реализации уголовной ответственности. Сторонники данной точки зрения приводят следующие аргументы:

основанием применения рассматриваемых мер является совершение дея­ния, содержащего все признаки состава преступления;

в ч. 2 ст. 87 УК РФ наряду с принудительными мерами воспитательного воз­действия предусмотрена и другая форма уголовной ответственности - наказание;

в ст. 92 УК РФ данные меры рассматриваются в качестве альтернативы нака­занию. Назначение рассматриваемых мер в соответствии с данной нормой сопровож­дается вынесением обвинительного приговора и в связи с этим служит формой реа­лизации уголовной ответственности;

вывод о том, что принудительные меры воспитательного воздействия пред­ставляют собой форму реализации уголовной ответственности, вытекает из анализа ч. 1 ст. 427 УПК РФ. В данной норме законодатель связывает применения принуди­тельных мер воспитательного воздействия с установлением возможности исправле­ния несовершеннолетнего обвиняемого «без применения наказания»[11];

Нормативно-правовые акты

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 25. ст. 2954.

Материалы судебной практики

  1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 N 1 (ред. от 29.11.2016) "О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних" // Бюллетень Верховного Суда РФ. N 4. 2011.
  2. Уголовное дело № 1-7/2011 // Архив судебного участка № 2 мирового суда Железнодорожного района г. Воронежа Воронежской области
  3. Уголовное дело № 1-251/2010 // Архив судебного участка № 22 мирового суда Брянского района Брянской области // СПС «Консультант Плюс»
  4. Уголовное дело № 1-1/2012 // Архив судебного участка № 43 мирового суда Островского района Костромской области // СПС «Консультант Плюс»

Книги, статьи, монографии

  1. Берсей Д.Д., Иванов С.А. Опасное состояние личности в свете современного российского уголовного законодательства // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2014. № 2 (41).
  2. Боровиков С. А. Правовое обеспечение назначения и исполнения принудительных мер воспита­тельного воздействия // Российский юридический журнал. - 2010. - № 1.
  3. Боровиков С.А. Принудительные меры воспитательного воздействия как альтернатива наказанию несовершеннолетних. М.: Юрлитинформ, 2009.
  4. Бурлака С. А. Принудительные меры воспитательного воздействия и их реализация в деятельно­сти органов внутренних дел: дис. ... канд. юрид. наук. - СПб., 2005.
  5. Иванов П.В. Принудительные меры воспитательного воздействия в судебной практике // Безопасность бизнеса. - 2006. - № 4
  6. Казакова Т. А. Принудительные меры воспитательного воздействия как альтернатива уголовному наказанию // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2014. - № 2.
  7. Комментарий к Уголовному кодексу РФ (постатейный) / под ред. А.В. Бриллиантова. – М.: Проспект, 2017.
  8. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: научно-практический (постатейный) / под ред. С.В. Дьякова, Н.Г. Кадникова. − 2-е изд., перераб. и доп. // «КонсультантПлюс», 2017.
  9. Медведев Е.В. Понятие и виды принудительных мер воспитательного воздействия // Уголовно-исполнительная система: право, экономика и управление. 2009. № 4.
  10. Овсянников И. В., Солонина С. Ю. Установление возможности исправления несовершеннолетнего путем применения принудительных мер воспитательного воздействия // Вестник Воронежского ин­ститута МВД России. - 2015. - № 1.
  11. Павлова А. А. К проблеме совершенствования принудительных мер воспитательного воздействия // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2011. - № 4.
  12. Поводова Е.В. Принудительные меры воспитательного воздействия: Проблемы теории и правового регулирования: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.08 / Поводова Елена Витальевна. – М., 2005.
  13. Тюшнякова О. В. К вопросу о правовой природе принудительных мер воспитательного воздействия // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Юридические науки. - 2013. - № 1.
  14. Уголовное право России. Общая часть: учебное пособие / отв. ред. А. А. Гребеньков. - Курск: Юго­-Западный государственный университет, 2016.
  15. Фильченко А. П. Принудительные меры воспитательного воздействия - форма реализации уголов­ной ответственности // Актуальные проблемы российского права. - 2014. - № 3.
  16. Шепельков В.Ф. Уголовный закон: преодоление противоречий и неполноты. - М., 2003.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Уголовное право
2019 год 27 стр.
Курсовая на тему: «Принудительные меры медицинского характера»
ania.sizikova
Курсовая работа Уголовное право
2017 год 32 стр.
Курсовая Принудительные меры медицинского характера
antiplagiatpro
Курсовая работа Уголовное право
2015 год 52 стр.
Принудительные меры медицинского характера
bugalter

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское