Реферат|Психология

Проблема нормы и патологии в клинической психологии

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2020 | Страниц: 12

Введение

  1. Понятие «нормы» и ее виды в клинической психологии
  2. Понятие «патологии» в клинической психологии
  3. Соотношение нормы и патологии развития

Заключение

Список источников

Адаптация человека к окружающей среде как природной, так и социальной сугубо индивидуальна. Значительная часть людей справляется с данной задачей. Но некоторые индивиды, слишком «хрупкие» или плохо подготовленные к жизни, не могут адекватно воспринимать и решать возникающие проблемы. У них отмечается аномальное развитие и неадаптивное поведение.

До недавнего времени именно психиатрия занималась изучением и описанием психических особенностей людей, поведение которых не укладывалось в общепринятые рамки нормального. Именно врачи-психиатры дали эти терминологии крайних вариантов нормы, слабо выраженных болезненных изменений психики индивида, а также ярко выраженных психических болезней, симптомы которых укладывались в те или иные синдромы.

Психологи занимались преимущественно исследованием психики здоровых людей. Однако, в настоящее время уже ни у кого не возникает сомнений в размытости границ между «нормой» и «патологией».

Рассмотрение проблемы соотнесения особенностей «психологической нормы» и «психических отклонений», довольно широко представленной в современных научных и практико-ориентированных публикациях, свидетельствует о том, что она пока еще далека от решения в виду своей сложности. Ее решение осложняет и недостаточная изученность сущности психики человека и принципов ее организации, наличие большого спектра теоретико-методологических подходов к пониманию личности человека, содержания и границ «нормального» и «аномального» в психике и т.д.

 

1. Понятие «нормы» и ее виды в клинической психологии

В науках, изучающих человека, выделяются разные виды норм — физиологические, статистические, индивидуальные и другие. В клинической психологии корректное обращение к данному понятию предлагает дифференцировку норм по полу, возрасту, культурной, социальной, этнической принадлежности субъекта. Многообразие факторов, обусловливающих различия в норме, уже само по себе показывает на неопределенность самой проблемы нормы, чьи корни, с одной стороны, в общебиологических законах психического развития человека и его психосоциального взаимодействия, а с другой – в этико-философских воззрениях. Другими словами, эта междисциплинарная проблема, не имеющая решения с учетом лишь какого-то одного из аспектов. Рассмотрим наиболее часто применяющиеся в клинической психологии виды норм [4].

Статистическая норма. Большинство свойств, характеристик или достижений у людей тождественны. Самое большое количество случаев расположено около средней величины и уменьшается по направлению к крайним величинам и экстремальным вариантам. Но само «среднее» не тождественно «частому», оно может быть даже исключительным или реально вовсе не проявляться.

Функциональная, индивидуальная норма. Нормальным воспринимается то, что создает человеку, как субъективное удовлетворение, так и самоактуализацию при адекватном восприятии реальности.

Объектом анализа и оценки здесь является не «средний» человек, а индивид со своими собственными возможностями, способностями, потребностями, желаниями, опытом и др. Этот индивид нормален, если он такой, каким должен быть со своей собственной точки зрения.

Но если эту концепцию довести до абсурда, то и невротика можно считать нормальным, если он ведет себя как невротик [6].

В целом, оценивая уровень развития индивида с точки зрения индивидуальной нормы, необходимо учитывать его собственный особенный путь развития и любое отклонение считать отклонением от нормы только в сопоставлении с этим путем. В идеальной норме при оценке человека на передний план выступают не количественные, а качественные показатели; соответственно — норма не среднее или наиболее часто встречающееся, а образцовое, идеальное.

  1. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М.: Мысль, 1988. – 439с.
  2. Ганнушкин П.Б. Избранные труды. – М., Медицина, 1964. – 650с.
  3. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека. – М., 2001. – 430с.
  4. Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М., изд-во МГУ, 2009. – 274с.
  5. Клиническая психология: учебник / Под ред. Б. Д. Карвасарского. — СПб: Питер, 2002. — 960 с.
  6. Леонгард. Акцентуированные личности. – М.: Знание, 2001 – 342с.
  7. Психология / Под ред. А.А. Крылова. СПб, 2008. – 471с.
  8. Репина Н.В., Воронцов Д.В., Юматова И.И. Основы клинической психологии. –з Ростов-н/Д.: Феникс, 2003. – 474 с.
  9. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под ред. С.Ю. Циркина. – Спб., 2000. – 452с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат Психология
2014 год 16 стр.
Реферат Внимание. Развитие внимания
Telesammit
Реферат Психология
2012 год 20 стр.
Реферат Имидж руководителя
Telesammit
Реферат Психология
2014 год 22 стр.
Реферат Методы анализа психологии труда
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское