Введение
1.Общая характеристика политических прав и свобод граждан
1.1. Понятие политических прав и свобод
1.2 Отдельные виды политических прав и свобод
- Модели и проблемы осуществления некоторых политических прав и свобод
2.1. Особенности реализации политических прав и свобод человека и гражданина в современной России
2.2. Совершенствование реализации политических прав в современной России
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью решения, как на государственном уровне, так и на региональном, проблемы обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина. На сегодняшний день Российское государство не совсем справляется с выполнением своей главной конституционной обязанностью – защитой прав и свобод человека и гражданина. И на государственном уровне, и в общественном мнении, и в науке признано, что в указанной сфере сложилась неудовлетворительная ситуация. Одной из важнейших категорий прав, которые в настоящее время подвергаются частым нарушениям во всех регионах государства, являются политические права и свободы. С каждым днем растет количество нарушений в этой области, в связи, с чем происходит утрата доверия населения ко всем структурам государственной власти.
Механизм гарантий реализации политических прав и свобод в России только формируется и во многом не совершенен. Российское конституционное законодательство внесло существенные изменения в систему этих гарантий, в связи, с чем теоретическое исследование этого законодательства и практики его применения становится более актуальным.
Целью исследования является определение понятия политических прав и свобод человека и гражданина, выявление их системы, особенностей и проблем реализации, а также определение направлений совершенствования гарантий политических прав и свобод в РФ.
В соответствии с поставленной целью в процессе исследования решались следующие задачи:
- определение понятия, системы политических прав и свобод;
- выявление особенностей реализации и способов совершенствования политических прав и свобод в РФ.
Объектом исследования являются общественные отношения, скалывающиеся в процессе реализации отдельных политических прав и свобод в РФ.
Предметом исследования выступают юридические нормы, содержащиеся в федеральном конституционном законодательстве, закрепляющие политические права и свободы; практика их применения, система гарантий реализации этих прав и свобод в РФ.
Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы и заключения.
1.Общая характеристика политических прав и свобод граждан
1.1. Понятие политических прав и свобод
Политические права и свободы характеризуют прежде всего взаимоотношения гражданина и государства, положение гражданина в системе политической власти, его возможности участвовать в формировании и деятельности органов власти и управления, в выработке и реализации юридических норм и в процессах публично-политического управления как непосредственно, так и посредством избирательных и референдумных институтов и процедур, деятельности политических партий и общественных объединений, различных форм политических активности, а также использования средств массовой информации и иных политико-коммуникационных средств.
Реализация или нарушения политических прав, их состояние существенно влияют не только на положение с правами человека в целом, на уровень удовлетворения интересов и потребностей граждан, но и на характер политической системы и политического режима. По достижению определенного уровня развития эти права становятся основой политической демократии и обеспечивают равное партнерство гражданина и институтов власти. Не менее значимо сегодня состояние с политическими правами для легитимации институтов политической власти и политического лидерства.[1]
Политические права и свободы зачастую относят к правам первого поколения. Согласно доминирующему концептуальному представлению государство может вмешиваться в данную группу прав ограниченно (или даже минималистки). Сторонники естественных прав человека настаивают на естественном и неотчуждаемом характере политических прав, которые поэтому законами не создаются, а лишь юридически легитимизируются, детализируются и защищаются.
При этом государство должно гарантировать всем гражданам одинаковый результат пользования данными правами. Это особенно очевидно проявляется в принципе равенства при проведении выборов (равное избирательное право) и осуществлении иных видов права на политическое участие. В то время как в области социально-экономических прав (прав второго поколения) государство должно обеспечивать лишь равные стартовые условия. Это права-требования, в отличие от прав-свобод политических прав.
Согласно Статье 5 Венской Декларации и Программы Действий, принятой на Всемирной конференции по правам человека 25 июня 1993 г., «Все права человека универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны.
Международное сообщество должно относиться к правам человека глобально, на справедливой и равной основе, с одинаковым подходом и вниманием. Хотя значение национальной и региональной специфики и различных исторических, культурных и религиозных особенностей необходимо иметь в виду, государства, независимо от их политических, экономических и культурных систем, несут обязанность поощрять и защищать все права человека и основные свободы». Однако в реальности существует разрыв между названными международными принципами и их применением в законах и на практике.[2]
Политологи прав человека обращают внимание на искусственный характер деления этих прав «по поколениям» на основе ли различий в их содержании или на основе хронологии их закрепления в международных пактах о правах. Следует учитывать также происходящие в практической политике пересечение и взаимозависимость прав не только внутри каждого поколения прав, но и между поколениями прав.
Так и в наше время сохраняется нестрогое законодательное разделение политических и гражданских прав. Об этом свидетельствуют также как названия международных актов о правах человека (например, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.), так и отсутствие международных конвенций о политических правах, за исключением Конвенции о политических правах женщин (1952 г.) и Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств (2002 г.). Политические права не выделяются в отдельный раздел даже в таком новейшем европейском «билле о правах» как Хартия фундаментальных прав Европейского Союза 2000 г.[3]
Политические права утверждались главным образом в интерпретации «свобод от вмешательства» и в связи преимущественно с такими историческими событиями конца XVIII в. как Декларация независимости 1776 г., Конституция США 1787 г., как французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Названным конституционным актам предшествовали, либо же в той или иной степени их развивали Билль о правах 1688 г. в Англии, декларации и билли о правах и конституции штатов в США. [4]
Во всех вышеназванных правовых актах термин «политические права» не использовался и тем самым политические права не отделялись от гражданских прав. Концептуальное их выделение стало предлагаться с XIX в. на основе, например, деления субъективных прав человека на частные и публичные. В последнем случае индивид выступает в качестве «члена государственной корпорации» и обладает субъективным публичным правом.
В России, следуя этой теоретико-методологической конструкции, Б.А.Кистяковский также признает субъективные публичные права «публичными и политическими», основанными «на разграничении сферы деятельности между личностью и государством». Беря, таким образом, за основу классификации прав человека «отношение личности к государству», Кистяковский полагает, что «все субъективные публичные и политические права заключаются или 1) в свободе личности от государства, или 2) в праве личности на положительные услуги со стороны государства, или 3) в праве личности на участие в организации государства, т.е. вправе влиять на направление государственной деятельности».
Первую категорию субъективных публичных прав, отметил ученый, «часто называют просто свободами или политическими свободами, гарантируемыми конституцией». Приводя список субъективных публичных прав этой категории, Кистяковский не отделяет политические права от гражданских (неполитических).