Статья|Социология

Факторы, определяющие отношение студентов к предпринимательской деятельности

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2015 | Страниц: 10

Статья посвящена анализу результатов исследования представлений студентов о пред­принимательстве и их желания изучать основы создания собственного бизнеса. Отно­шение к предпринимательству рассматривалось в рамках диспозиционной концепции саморегуляции поведения. Было установлено влияние двух основных факторов на предмет исследования: ориентации на ценности потребления и удовлетворенности материальным положением.

Ключевые слова: предпринимательство, успех, ценности труда, ценности по­требления, студенты.

Студенчество, как и молодежь в целом, можно рассматривать как группу, находящуюся в «переходном состоянии... от относительной определенности, обеспечиваемой родителями, к неопределенности самостоятельной жизни» [3, 43]. В данной ситуации формируется предрасположенность к особому типу вос­приятия и освоения экономической действительности, что может способствовать адаптации к наличным и будущим экономическим условиям жизнедеятельности.

С одной стороны, предпринимательская деятельность может воспринимать­ся студентами как носитель комплекса свойств и характеристик, с другой — как потенциальный объект освоения. В процессе эмпирического исследования нами решалась задача изучения установок студентов на овладение навыками создания собственного бизнеса и их представления о предпринимательстве, которое ана­лизировалось в рамках диады «затраты — вознаграждения»[1].

Молодежный бизнес в постсоветской России был институционализирован в 1988 г. При комитетах комсомола создавались «молодежные центры» по орга­низации свободного времени юношества. Центрам разрешалось вести совместную хозяйственную деятельность с государственными, кооперативными и иными общественными предприятиями путем создания на этой основе совместных ор­ганизаций и производств по выпуску товаров, отвечающих потребностям молоде­жи. Созданные совместные предприятия освобождались от уплаты подоходного налога и платы за прибыль [10]. В данных условиях была создана определенная среда для последующего создания крупного бизнеса, истоки которого нередко были комсомольско-молодежными.

Малый и средний бизнес стал наиболее активно развиваться в 90-е гг. К лич­ностным особенностям молодых предпринимателей в то время относились высокий уровень притязаний (выходцы из теневого бизнеса), Деловая хватка и неплохие организаторские способности (номенклатурно-комсомольская среда). Для детей родителей из военно-промышленного комплекса была характерна ориентация на профессионализм, уверенность, последовательность и систематич­ность в достижении жизненных целей [8, 39]. То есть личные качества молодых предпринимателей были четко связаны с социальными источниками формиро­вания данного слоя.

В настоящее время государство пытается способствовать созданию малого и среднего бизнеса, в том числе в студенческой среде, например путем создания бизнес-инкубаторов в вузах. Проблема заключается в том, что хотя достаточно много молодых людей задумываются о создании собственного бизнеса, как пра­вило, им не хватает начального капитала и бизнес-идеи. Нужно отметить, что есть определенные условия, облегчающие создание бизнеса студентами, — нередко предприниматели входят в число их друзей [4, 10]. Это позволяет психологически и организационно облегчить им создание собственного предприятия.

Отношение к предпринимательству мы рассматривали как разновидность социально фиксированной установки, по терминологии В. А. Ядова, или атти- тьюда. «Это предрасположенность к восприятию, оценке и поведению, относя­щаяся к отдельным социальным объектам, ситуациям и их свойствам» [11,35]. Аттитьюд имеет три аспекта — эмоциональный, когнитивный и поведенческий (поведенческая готовность). Отношение к предпринимательству фиксировалось нами только в когнитивном и поведенческом аспекте: изучались представления о занятии бизнесом и желание освоить основы этого занятия. Предполагалось, что аттитьюды в когнитивном и поведенческом «измерениях» будут коррели­ровать; в качестве факторов отношения к предпринимательской деятельности будет выступать ориентации студента, с одной стороны, на жизненные ценности, с другой — на ценности труда и потребления.

Функции ориентации молодежи на получение знаний и навыков создания собственного бизнеса, форм восприятия ими предпринимательства могут быть рассмотрены в рамках тезаурусной концепции молодежи. Тезаурус представляет собой «полный систематизированный комплекс знаний и установок в той или иной области жизнедеятельности, позволяющий в ней ориентироваться». В со­знании одного человека возможно сосуществование различных тезаурусных конструкций и выстраивание тезауруса с подвижной иерархией элементов. Какие из элементов актуализируются, зависит от объективных обстоятельств и субъек­тивного определения ситуации [5, 170].

На наш взгляд, субъективное определение ситуации студентами состоит в по­нимании необходимости увеличения разнообразия экономических знаний и уста­новок, что может позволить им лучше вписаться в рыночную среду. Освоение знаний и умений для создания своего бизнеса — один из способов увеличения указанного разнообразия. Но это не означает, что не может быть других способов. Поэтому аттитьюд, измеряемый нами в поведенческом аспекте, не может быть рассмотрен как абсолютно устойчивое образование, так как ориентационная активность студента может быть переведена в другую плоскость, причем она выполнит ту же функцию — подготовки к экономической деятельности после окончания вуза. Нужно, однако, отметить, что данный аттитьюд, даже будучи нереализованным, отражает наличие определенной предрасположенности и по­зитивного отношения к предпринимательству.

нет

  1. Верховин В. И. Экономическое поведение как предмет социологического анализа // Со- циол. исслед. 1994. № 10.
  2. Заславская Т. И. Бизнес-слой российского общества: сущность, структура, статус // Обще­ственные науки и современность. 1995. № 1.
  3. Зубок Ю. А. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска // Социол. исслед. 2003. № 4.
  4. Иванова А. В. Отношение студентов к предпринимательству: науч. докл. Екатеринбург, 2011.
  5. Луков В. А., Агранат Д. Л. Курсанты: плац, быт секс: социологическое и социально-пси­хологическое исследование. М., 2005.
  6. МакКлеланд Д. Мотивация человека. СПб., 2007.
  7. Маркс К. Капитал. М., 1970. Т 3.
  8. Перепелкин О. В. Российский предприниматель: штрихи к социальному портрету // Со­циол. исслед. 1995. № 2.
  9. Радаев В. В. Экономическая социология : курс лекций : учеб. пособие. М., 1998.
  10. Ручкин Б. Комсомольская элита и становление бизнес-класса // Информационный гу­манитарный портал Знание Понимание Умение. 2013. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http:// zpu-journal.ru/e-zpu/ (дата обращения: 01.02.2015).
  11. Саморегуляция и социальное прогнозирование поведения личности: диспозиционная концепция. М., 2013.
  12. Ядова Е. Н. Челночество как социальный ресурс трансформационного периода: автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2009.
  13. Martinelli A. Entrepreneurship and management // The handbook of economic sociology / J. Smelser, R. Svedberg, ed. N. Y., 1994.
  14. Watson T. Sociology, work & industry. Y., 1987.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Статья Социология
2012 год 7 стр.
Статья Молодежные организации и церковь

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское