Статья посвящена анализу результатов исследования представлений студентов о предпринимательстве и их желания изучать основы создания собственного бизнеса. Отношение к предпринимательству рассматривалось в рамках диспозиционной концепции саморегуляции поведения. Было установлено влияние двух основных факторов на предмет исследования: ориентации на ценности потребления и удовлетворенности материальным положением.
Ключевые слова: предпринимательство, успех, ценности труда, ценности потребления, студенты.
Студенчество, как и молодежь в целом, можно рассматривать как группу, находящуюся в «переходном состоянии... от относительной определенности, обеспечиваемой родителями, к неопределенности самостоятельной жизни» [3, 43]. В данной ситуации формируется предрасположенность к особому типу восприятия и освоения экономической действительности, что может способствовать адаптации к наличным и будущим экономическим условиям жизнедеятельности.
С одной стороны, предпринимательская деятельность может восприниматься студентами как носитель комплекса свойств и характеристик, с другой — как потенциальный объект освоения. В процессе эмпирического исследования нами решалась задача изучения установок студентов на овладение навыками создания собственного бизнеса и их представления о предпринимательстве, которое анализировалось в рамках диады «затраты — вознаграждения»[1].
Молодежный бизнес в постсоветской России был институционализирован в 1988 г. При комитетах комсомола создавались «молодежные центры» по организации свободного времени юношества. Центрам разрешалось вести совместную хозяйственную деятельность с государственными, кооперативными и иными общественными предприятиями путем создания на этой основе совместных организаций и производств по выпуску товаров, отвечающих потребностям молодежи. Созданные совместные предприятия освобождались от уплаты подоходного налога и платы за прибыль [10]. В данных условиях была создана определенная среда для последующего создания крупного бизнеса, истоки которого нередко были комсомольско-молодежными.
Малый и средний бизнес стал наиболее активно развиваться в 90-е гг. К личностным особенностям молодых предпринимателей в то время относились высокий уровень притязаний (выходцы из теневого бизнеса), Деловая хватка и неплохие организаторские способности (номенклатурно-комсомольская среда). Для детей родителей из военно-промышленного комплекса была характерна ориентация на профессионализм, уверенность, последовательность и систематичность в достижении жизненных целей [8, 39]. То есть личные качества молодых предпринимателей были четко связаны с социальными источниками формирования данного слоя.
В настоящее время государство пытается способствовать созданию малого и среднего бизнеса, в том числе в студенческой среде, например путем создания бизнес-инкубаторов в вузах. Проблема заключается в том, что хотя достаточно много молодых людей задумываются о создании собственного бизнеса, как правило, им не хватает начального капитала и бизнес-идеи. Нужно отметить, что есть определенные условия, облегчающие создание бизнеса студентами, — нередко предприниматели входят в число их друзей [4, 10]. Это позволяет психологически и организационно облегчить им создание собственного предприятия.
Отношение к предпринимательству мы рассматривали как разновидность социально фиксированной установки, по терминологии В. А. Ядова, или атти- тьюда. «Это предрасположенность к восприятию, оценке и поведению, относящаяся к отдельным социальным объектам, ситуациям и их свойствам» [11,35]. Аттитьюд имеет три аспекта — эмоциональный, когнитивный и поведенческий (поведенческая готовность). Отношение к предпринимательству фиксировалось нами только в когнитивном и поведенческом аспекте: изучались представления о занятии бизнесом и желание освоить основы этого занятия. Предполагалось, что аттитьюды в когнитивном и поведенческом «измерениях» будут коррелировать; в качестве факторов отношения к предпринимательской деятельности будет выступать ориентации студента, с одной стороны, на жизненные ценности, с другой — на ценности труда и потребления.
Функции ориентации молодежи на получение знаний и навыков создания собственного бизнеса, форм восприятия ими предпринимательства могут быть рассмотрены в рамках тезаурусной концепции молодежи. Тезаурус представляет собой «полный систематизированный комплекс знаний и установок в той или иной области жизнедеятельности, позволяющий в ней ориентироваться». В сознании одного человека возможно сосуществование различных тезаурусных конструкций и выстраивание тезауруса с подвижной иерархией элементов. Какие из элементов актуализируются, зависит от объективных обстоятельств и субъективного определения ситуации [5, 170].
На наш взгляд, субъективное определение ситуации студентами состоит в понимании необходимости увеличения разнообразия экономических знаний и установок, что может позволить им лучше вписаться в рыночную среду. Освоение знаний и умений для создания своего бизнеса — один из способов увеличения указанного разнообразия. Но это не означает, что не может быть других способов. Поэтому аттитьюд, измеряемый нами в поведенческом аспекте, не может быть рассмотрен как абсолютно устойчивое образование, так как ориентационная активность студента может быть переведена в другую плоскость, причем она выполнит ту же функцию — подготовки к экономической деятельности после окончания вуза. Нужно, однако, отметить, что данный аттитьюд, даже будучи нереализованным, отражает наличие определенной предрасположенности и позитивного отношения к предпринимательству.