В любом государственно организованном обществе невозможно обойтись без государственного управления, а значит и без государственных служащих. Их услуги необходимы любой стране независимо от государственного устройства, формы правления, политической системы или правящего режима. Именно государственные служащие выполняют практические задачи, которые все цивилизованные общества мира возлагают на свои государства.
Государство как политически организованная сила, способная проводить в жизнь властные предписания, оказывает управляющие воздействия на весь ход и направленность общественных преобразований. Проводником государственного управления является государственная служба. Она выступает основным средством практической реализации задач и функций государства, обеспечивая функционирование его структур, создающих условия для нормальной жизнедеятельности общества и человека.
Опыт многих стран свидетельствует о том, что общество, которое надлежащим образом не организовало труд государственных служащих, испытывает серьезные трудности, связанные с качеством государственного управления. В наше время, когда страна и общество переходят рубеж XXI столетия, — время надежд на то, что «невидимая рука рынка» расставит все по своим местам, нельзя забывать, что в стране есть и вполне осязаемая «рука чиновника». От его профессионализма, нравственных качеств и деловой активности во многом зависит уровень качества нашей жизни. Следовательно, формирование современной, хорошо отлаженной и эффективно действующей системы государственной службы России относится к приоритетным направлениям преобразований, происходящих в административно-политической сфере.
Одним из актуальных теоретических вопросов совершенствования института государственной гражданской службы является проблема систематизации принципов государственной службы в целом и отдельно принципов государственной гражданской службы. Необходимость рассмотрения данной проблемы обусловлена непрерывным изменением в законодательстве как формулировок, так и перечня принципов государственной службы. Нестабильность принципов государственной службы, включаемых в федеральные законы, свидетельствует о нестабильности всей системы законодательства о государственной службе в Российской Федерации. В научных публикациях содержатся разноречивые мнения и позиции авторов относительно состава и формулировок принципов государственной службы.
Одновременно с выбором и обоснованием концепции государственной гражданской службы, которая должна реализовываться на основе соответствия ее целям и задачам рационального и эффективного обеспечения деятельности органов государственной власти, должны быть проработаны и принципы государственной гражданской службы. Формулирование принципов государственной гражданской службы, адекватно отражающих избранную концепцию, является сложной теоретической проблемой. Принципы являются той основой, которая позволяет выстроить в законодательстве систему непротиворечивых норм и положений.
Необходимо различать принципы государственной гражданской службы, предлагаемые наукой государственного, административного и трудового права, и принципы, установленные в законодательстве. Анализ литературных источников и федерального законодательства показывает, что в научных исследованиях и в законодательстве не предложено устойчивых перечня и формулировок принципов государственной гражданской службы. В научных публикациях рассматриваются различные основания для классификации принципов государственной службы.
Объектом настоящего исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе прохождения государственной службы.
Предметом исследования являются принципы государственной службы.
Целью настоящей работы является анализ основных начал, основополагающих положений о государственной службе в РФ.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть особенности исторического развития принципов государственной службы;
- рассмотреть понятие принципов государственной службы;
- проанализировать содержание принципов государственной службы;
- выявить проблемы современного регулирования принципов государственной службы.
Методологическая основа научного исследования определяется поставленными в работе целью и задачами. В процессе исследования проблем автором использовался общенаучный диалектический метод познания, основанный на принципах объективности, системности, единства теории и практики, с использованием сравнительно-правового, формально-юридического и других специальных методов познания в юридической науке.
В соответствии с целями и задачами исследования построена структура настоящей работы, которая включает введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение и список использованных источников и литературы.
Глава 1. Понятие и правовое значение принципов государственной службы
1.1 Понятие и значение принципов государственной службы
Принципы государственной службы не всегда существовали в современном виде. Н.А. Максимова отмечает, что принципы государственной службы, как показывает история ее развития, не появились внезапно, а явились итогом длительного становления идейно-политических и правовых основ. Так, в нормативно-правовых актах XVIII-XIX вв., посвященных формированию и функционированию государственной службы, определялись важнейшие принципы ее организации, в числе которых, например, полное соответствие действий чиновников российским законам, обязательность решений вышестоящих учреждений и должностей, подконтрольность государственных служащих руководящим властным институтам, ответственность персонала государственных структур за порученный участок управления и иерархичность системы государственной службы .
Помимо названных, в числе базовых принципов организации государственной службы, учрежденных в законодательстве дореволюционной России, Р.Д. Курбанов также называет централизм в организации управления [12].
Особым этапом развития отечественной государственной службы был советский период. А.В. Куракин утверждает, что в учебной и научной литературе 40-80-х гг. XX в. принципам государственной службы внимания практически не уделялось. Обусловлено это, по его мнению, целым рядом обстоятельств как объективного, так и субъективного характера . Однако после этого, опровергая собственное утверждение, он приводит ряд достаточно интересных суждений авторов того периода по рассматриваемой проблеме. Так, Г.И. Петров в качестве принципов государственной службы называл общедоступность государственной службы для граждан, отсутствие у служащих каких-либо ограничений, подконтрольность служащих народу, их сменяемость .
В.А. Власов отмечал, что государственная служба строится на принципах отсутствия кастового чиновничества, подотчетности и сменяемости государственных служащих, равного права всех граждан на государственную службу при соответствии политическим и деловым требованиям, отсутствия правоограничений государственных служащих, кроме тех, которые неизбежно вытекают из выполнения служебных обязанностей, отсутствия каких бы то ни было привилегий для работников государственного аппарата [14].
Подвергая критике систему принципов государственной службы советского периода, Ю.Н. Старилов обращает внимание на «необходимость учета того, что государственное устройство, государственное управление, основополагающие институты и элементы политической и правовой системы были неразрывно связаны с господствовавшим тогда политическим режимом. В силу этого ряд указанных принципов являл прямую противоположность принципам, установленным в системе публичной (государственной) службы многих развитых в экономико-правовом смысле стран. Принципы советской государственной службы, как и сама государственная служба, представляли собой глубоко идеологизированные институты, не имевшие правового установления. Это позволяет говорить об их декларативности, о поверхностном характере этой категории в практике функционирования государственной службы» [3].
Как представляется, господствующим, доминирующим принципом государственной службы тогда был все-таки принцип партийности, утративший на сегодняшний день свое значение в силу известных причин. При этом подчеркнем, что государственная служба советского государства в основном успешно справлялась со всеми задачами и вызовами того времени, за исключением последних лет своего существования. Вслед за СССР ушла в историю и его государственная служба. На повестку дня встал вопрос о строительстве нового института государственной службы, соответствующего сути и назначению нового российского государства.
Теоретическому обоснованию конструкции российской государственной службы уделялось на тот момент пристальное внимание. Не оставались в стороне и вопросы, касающиеся ее базовых принципов. Так, Ю.Н. Старилов отмечал, что Концепция реформирования государственной службы в Российской Федерации должна включать, в том числе, и вопросы, касающиеся принципов государственной службы .
Первое легальное закрепление принципы государственной службы получили в статье 5 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ (в настоящее время утратил силу).
Отметим, что большинство специалистов оценивали их положительно, хотя были высказаны и вполне обоснованные замечания. Например, достаточно критическую оценку дал Г.В. Атаманчук, написавший на этот счет следующее: «В ст. 5 обозначается: верховенство Конституции - принцип правовой системы, закрепленный в Конституции (ст.15); приоритет прав и свобод человека (основы конституционного строя - ст. 2); единство системы государственной власти (опять основы конституционного строя - ст. 5, 10) и далее лишь положения, касающиеся требований к государственным служащим. Самих принципов государственной службы и нет» [7]
С таким категорическим утверждением уважаемого ученого вряд ли можно согласиться. Дело в том, что в рассматриваемом перечне принципов государственной службы действительно не оказалось ряда важных принципов. Однако делать вывод о том, что их вообще нет, на наш взгляд, не вполне допустимо. Было бы желательным, если бы Г.В. Атаманчук, вслед за сделанным категорическим утверждением об отсутствии принципов государственной службы, перечислил бы их. Но, к сожалению, автор этого не сделал, хотя и продолжил в дальнейшем рассуждения о сути и предназначении государственной службы.
Как представляется, более верной является позиция авторов, которые все-таки считают, что ряд принципов государственной службы, безусловно, вытекает из соответствующих положений Конституции РФ.