ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Теоретико-правовые основы административного принуждения
1.2 Виды и основания для административного наказания в сфере безопасности дорожного движения
ГЛАВА 2. ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ О БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
2.1 Современное состояние правового законодательства в сфере безопасности дорожного движения в РФ
2.2 Недостатки правового обеспечения административного принуждения со стороны органов ГИБДД МВД и предлагаемые меры по их минимизации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Административное право в Российской Федерации, как и в любом демократическом государстве – это право, которое контролирует правовые институты и граждан с целью защиты прав, свобод личности и ее законных интересов.[1] Т.е. административное право – нормы, созданные администрацией. В науке существует несколько трактовок понятия административного принуждения. До 1917 г. основаниями к административному принуждению считались деяния администраций, нарушающие права личности.[2] Сегодня, конечно, трактовка изменилась, как и цель административного принуждения в целом. Административное принуждение сегодня – не только защита прав граждан от посягательств, но и принуждение граждан к выполнению всех правовых предписаний. К слову сказать, ранее в Российской Федерации эта деятельность была присуща органам уголовно - правового принуждения.
Тем самым, актуальность работы обусловлена отсутствием единой позиции по отношению к понятию и сущности административного принуждения, осуществляемого со стороны сотрудников дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России, а также недостатком законодательной работы в данной сфере. Несмотря на острую актуальность, тема не нова – ей занимались многие отечественные ученые. Изучение вопросов становления и функционирования административного законодательства в сфере безопасности дорожного движения достаточно подробно рассматривались в трудах В.В. Ивановского, В.А, Юсупова, Б.В. Россинского и др. исследователей. Однако общего систематизированного труда по данной проблематике издано не было. Ежегодно к юридическо ответственности за правонарушения в сфере безопасности дорожного движения привлекается более 50 млн. человек, причем число совершаемых проступков в разы больше выявленных. [3] Эта ситуация слабо отражается в реформировании законодательства в области безопасности дорожного движения сегодня. Рассмотрение истоков формирования правового аспекта административного принуждения сможет дать представление о причинах, характеристиках, закономерностях возникновения и тенденциях будущего развития этого института. Тем самым цель работы обусловлена комплексным, всесторонним изучением правовых основ административного принуждения со стороны сотрудников дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России в сфере безопасности дорожного движения в современной России, а также выработкой предложений в действующее законодательство для развития системы данного института и устранения существующих недостатков. Для достижения поставленных целей, предлагается решить круг исследовательских задач:
- Выявить истоки и сущность административного принуждения, применяемого сотрудниками дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России в сфере безопасности дорожного движения;
- Охарактеризовать меры административного принуждения, применяемые сотрудниками дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России в сфере безопасности дорожного движения, а также цели и основания для их применения;
- Оценить практический опыт применения мер административного принуждения сотрудниками дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России в сфере безопасности дорожного движения в РФ.
Таким образом, объектом исследования является система административного принуждения в сфере безопасности дорожного движения в Российской Федерации, а предметом - правовые функции и связи данного института. Научная новизна работы заключается в попытке комплексного исследования содержания и применения мер административного принуждения сотрудниками дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России в сфере безопасности дорожного движения. Методологической основой курсовой работы служат принципы и методы, выработанные философией, политологией, теоретическими и историческими правовыми науками. В работе использовался системный подход, ретроспективный и сравнительный анализ.
По данной проблеме существует большое количество научных работ, которые и послужили теоретической основой курсовой работы. Нами привлекались труды ученых различных направлений и научных школ. Использовались, как труды классиков политико-правовой мысли (Л. Моргана, К. Маркса, Ф, Энгельса, М.О. Косвена), так и современных ученых.
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком используемой литературы и источников.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Теоретико-правовые основы административного принуждения.
Права человека и гражданина – высшая ценность, охраняемая государством.[4] Права и свободы граждан государство охраняет помощью механизма принуждения. Административное принуждение в данном контексте выступает как особая деятельность государства, т.к. охраняет права граждан преимущественно в сфере административного управления. Меры административного принуждения используются органами исполнительной власти, каким и является дорожно-патрульная служба ГИБДД МВД России. Данная служба осуществляет свои властно - государственные полномочия принудительного характера в соответствии с законодательством РФ. Сущность административного принуждения в сфере безопасности дорожного движения в том, чтобы при помощи государственной власти и закона принудить всех граждан, ведомств и организации Российской Федерации соблюдать нормы безопасности дорожного движения.[5] Данная задача может быть реализована только при помощи административного принуждения со стороны сотрудников дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД. В зависимости от целей и способа осуществления административного принуждения существуют следующие его виды:
1) Административно – принудительные меры; Используются с целью предупреждения правонарушения, например, ограничения административно – правового характера или административное побуждение: Остановка транспортного средства; досмотр транспортного средства или его части – прицепа или багажника; личный досмотр водителя и его пассажиров; досмотр документов водителя. Здесь в качестве административного принуждения выступает вынесение решения об ограничении водителей и пешеходов в движении при проведении массовых мероприятий, при стихийных бедствиях, крупных аварий и т.п. Особая черта данной группы административных мер заключается в том, что они могут применяться при отсутствии факта правонарушения и имеют предупреждающий характер.
2) Административно - пресекательные меры; Этот круг мер применяется сотрудниками дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России с целью прекращения противоправного деяния и привлечения нарушителя к ответственности, например, сотрудники могут потребовать прекращение противоправного действия – потребовать от пешехода перейти дорогу в установленном месте; могут запретить проведение ремонтно-строительных работ в неположенном месте; запретить проезд крупногабаритного транспорта и опасного груза; снять общественный транспорт с маршрута. Сотрудники дорожно-патрульной службы ГИБДД имеют право запрещать эксплуатацию транспортных средств (в т.ч. трамваи и троллейбусы) при наличии неисправностей и отсутствии технического осмотра, номерных знаков.[6] Также они имеют право отстранять от управления транспортным средством лиц, подозреваемых в опьянении, лиц без водительских документов. Сотрудники ГИБДД могут задержать транспортное средство до выяснения обстоятельств правонарушения. Весь период транспортное средство находится в специально отведенном месте. Могут приводить лица отклоняющиеся от явки по вызову, задерживать и доставлять правонарушителей в соответствующие органы; изымать у граждан огнестрельное оружие и боеприпасы при обнаружении нарушения правил их хранения. При этом сотрудники ГИБДД имеют право при сопротивлении применить силу, подручные средства и даже огнестрельное оружие.[7]
3) Меры административной ответственности и административно – процессуальные меры; Данный круг мер административного принуждения имеет общие цели – предотвращение последствий правонарушения и привлечение лица, совершившего правонарушение к ответственности путем административного наказания. В механизм осуществления данного типа административного принуждения входят такие задачи как - установление личности нарушителя; составление протокола об административном правонарушении; обеспечение правильной процедуры досмотра и т.п. Для обеспечения указанных целей сотрудники ГИБДД имеют право на административное задержание; на личный досмотр водителя и его транспортного средства; на изъятие противоправных вещей и документов; на отстранение лица от управления транспортным средством; на задержание транспортного средства; на арест водителя и привод в соответствующие правонарушения органы внутренних дел. А также сотрудники ГИБДД имеют право проводить медицинское освидетельствование лиц, имеющих признаки опьянения, болезненного или утомленного состояния[8]. Административный кодекс возлагает ответственность за проведение медицинской экспертизы на органы государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортных средств. При отказе от прохождения медицинского освидетельствования или же при несогласии с его результатами, но при наличии всех оснований его присутствия – медицинское освидетельствование проводится принудительно.[9] Все упомянутые меры могут применяться сотрудниками ГИБДД как совместно, так и по – отдельности.
4) административно – восстановительные меры.
Полномочия по рассмотрению правонарушений в сфере безопасности дорожного движения в РФ предоставлены: начальнику Госавтоинспекции и их заместителям; подразделениям дорожно – патрульной службы ГИБДД; госавтоинспекторы; инспекторы дорожно – патрульной службы ГИБДД; участковые уполномоченные полиции.