Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести в этот мир ребёнка, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу - задача и долг взрослых: родителей, педагогов. Сделать это необходимо раньше, уже с первых шагов ребёнка по родной земле.
Ознакомление детей с природой является одним из основных направлений в воспитательно-образовательной работе детского сада. Это важное средство всестороннего развития ребёнка, формирование нравственных и эстетических чувств.
Проблема воспитания ответственного отношения к природе является актуальной и значимой.
Данная тема определила объект исследования - процесс воспитания ответственного отношения к природе учащихся классов.
Был избран предмет исследования – видеоролик, как средство воспитания ответственного отношения к природе школьников.
Цель исследования: способствовать формированию ответственного отношения к природе школьников с помощью видеороликов.
Для реализации поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы экологического воспитания школьников с помощью видеороликов;
- Изучить использование видеометода в современном учебно-воспитательном процессе.
В основу исследований была положена гипотеза, согласно которой воспитание бережного отношения к природе учащихся окажется более успешным, если будет использоваться видеоролики.
В работе были использованы такие методы исследования, как: наблюдение, опрос, анкетирование, анализ, синтез.
Практическая значимость: наблюдение за природой осенью школьниками и заполнение календаря наблюдений за природой.
База исследования: школьники.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1 Теоретические основы экологического воспитания школьников с помощью видеороликов
1 Понятие об экологическом воспитании школьников
Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимается единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются у школьников в первую очередь на уроках природоведения Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое сознание.
Экологическое поведение складывается из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности (мотивы в своем развитии проходят следующие этапы: возникновение, насыщение содержанием, удовлетворение).
В сущности экологического воспитания есть две стороны: первая - экологическое сознание, вторая - экологическое поведение, в этой работе рассмотрено только формирование экологического сознания. А экологическое поведение формируется с годами и не столько на уроке, сколько во внеклассной и внешкольной деятельности.
Таким образом, определяя сущность экологического воспитания, выделяют, во-первых: особенности этого процесса:
1) ступенчатый характер:
а) формирование экологических представлений;
б) развитие экологического сознания и чувств;
в) формирование убеждений в необходимости экологической деятельности;
г) выработка навыков и привычек поведения в природе;
д) преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе;
2) длительность;
3) сложность;
4) скачкообразность;
5) активность;
во-вторых: огромное значение психологического аспекта, который включает в себя: 1) развитие экологического сознания;
2) формирование соответствующих (природосообразных) потребностей, мотивов и установок личности;
3) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;
4) воспитание устойчивой воли;
5) формирование значимых целей экологической деятельности. Поэтому формирование экологического сознания и поведения в единстве необходимо начинать с младшего школьного возраста.
В настоящее время экологическое образование и воспитание в школе становится все более приоритетным направлением.
Охранять природу необходимо не потому, что она «наше богатство», а потому, что она самоценна. Экологическое образование и воспитание сейчас ещё и веление времени: в результате потребительского отношения к окружающему миру человечество стоит перед лицом экологической катастрофы, чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром [1].
Цель экологического образования - ответственное отношение к окружающей среде.
Задачи:
- формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к ней;
- формирование ответственного отношения ко всякой деятельности, затрагивающей природу;
- формирование экологической культуры, навыков безопасного поведения в природной среде;
- формирование условий для развития опыта взаимодействия обучающихся в разнообразных процессах, направленных на сохранение окружающей среды.
В сущности, в воспитании экологического мировоззрения выявляются две стороны:
- экологическое сознание,
- экологическое поведение.
Экологическое сознание формируется на занятиях, а экологическое поведение формируется годами в практической деятельности. Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс.
Одним из залогов успешного экологического обучения - создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду, а также получать удовольствие от общения с природой [2].
Именно в школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Дети с большим интересом изучают тот материал, который непосредственно связан с их жизнью, с ближайшим окружением, с живым интересом изучают природу родного края, наблюдают за погодой и за сезонными изменениями в природе. Чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию, тем раньше можно увидеть ее результативность.
Дети познают мир с открытой душой и сердцем. И то, как они будут относиться к этому миру, научатся ли быть хозяевами, любящими и понимающими природу, воспринимающими себя, как часть единой экологической системы, напрямую зависит от их образа жизни в детстве, а, значит, от педагогов, организующих и участвующих в их обучении и воспитании.
При решении вопроса экологического образования и воспитания все формы и виды учебной и внеурочной деятельности детей должны выступать в тесной взаимосвязи.
В урочное время у детей постепенно формируется система знаний об окружающем мире и ценностное отношение к ней, т. к. учебный материал по всем предметам содержит в этом отношении большой потенциал.
Чтение, беседы, просмотр презентаций и видеофильмов, выполнение разнообразных заданий, экскурсии, наблюдения должны убеждать детей, что окружающий мир требует внимательного и бережного отношения. Большое удовольствие детям доставляет постоянное наблюдение за изменениями в природе и работа с календарём.
Итак, формирование экологического поведения и сознания на уроках и во внеурочное время сказывается на развитии личности ребенка. У обучающихся должна формироваться убежденность в необходимости охраны природы и их личном участии в этом.