Введение
1 Теоретические основы управления финансами предприятия
1.1 Сущность, элементы и задачи механизма управления
финансами предприятия
1.2 Методы управления финансами предприятия
2 Анализ формирования и управления финансами предприятия в
условиях конкурентного рынка (на примере ООО «Олимп»)
2.1 Анализ основных показателей финансовой деятельности
2.2 Анализ формирования финансовых результатов предприятия
2.3 Оценка влияния экономических методов на деловую
активность предприятия
3 Мероприятия по совершенствованию управления финансами
предприятия
Заключение
Список использованных источников
Актуальность темы исследования. Переход к рыночной экономике потребует от предприятий строительной отрасли повышения эффективности производства строительно–монтажных работ, конкурентоспособности выполняемых работ, основанных на внедрении достижений научно–технического прогресса, а также управления производством.
Наиболее важная роль в реализации этой задачи отводится эффективности деятельности строительных предприятий, что позволяет в дальнейшем выработать стратегию и тактику развития предприятия, провести обоснование поставленных планов и осуществляемых управленческих мероприятий. Все вышесказанное позволит осуществить контроль за ходом выполнения мероприятий, при этом выявляя резервы по повышению эффективности производства, оценивая результативность производственно–хозяйственной деятельности предприятия, а также работу подразделений и их работников.
Строительство – процесс дорогостоящий, вследствие этого при организации финансовой деятельности нужно обращать внимание на все отраслевые моменты строительного производства: характер строительного производства, длительность планирования и строительство объекта, многообразие видов строительных монтажных работ.
Цели и задачи исследования. Цель выполнения работы – провести анализ эффективности управления финансовыми ресурсами предприятия.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
– изучить теоретические основы управления финансами предприятия;
– проанализировать формирование и управление финансами предприятия в условиях конкурентного рынка (на примере ООО «Олимп»);
– разработать мероприятия по совершенствованию управления финансами предприятия.
Объектом исследования является ООО «Олимп».
Предмет исследования является финансово–хозяйственная деятельность предприятия ООО «Олимп».
Методологической основой для написания выпускной квалификационной работы послужили нормативно – законодательная база по теме исследования, монографическая и учебно – методическая литература таких авторов, как Агекян Л.С., Бузаева Н.А., Васильева Л.С., статьи из периодической печати, ресурсы сети Интернет, финансовая отчетность ООО «Олимп».
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
В первой главе исследована теоретико – методологическая и практическая сущность проблемы, методы, ее элементы и задачи механизма управления.
Во второй главе проанализированы основные показатели финансовой деятельности и формирование финансовых результатов, а также дана оценка влияния экономических методов на деловую активность предприятия.
В третьей главе разработаны мероприятия по совершенствованию управления финансами предприятия.
1 Теоретические основы управления финансами предприятия
1.1 Сущность, элементы и задачи механизма управления финансами предприятия
Управление финансами предприятия – это работа финансового менеджера, который планирует, организует и контролирует все операции компании, анализирует изменения в структуре и объёмах фондов денежных ресурсов, проводит мониторинг финансовых потоков. Для управления ресурсами организации финансовый менеджер применяет различные инструменты финансового механизма.
Финансовый механизм (менеджмент) предприятий – это совокупность инструментов воздействия на финансы предприятия, целью которых является организация работы компании в финансовой сфере, эффективное управление имуществом организации и его источниками, достижение плановых показателей деятельности, определяемых на основе профессиональных компетенций сотрудников, требований нормативно–правовых актов, теоретических концепций и реалий рынка [42, с. 115].
Финансовый механизм можно рассматривать с разных точек зрения: с объективной – как систему управления, построенную на основе постулатов экономических концепций и законов, и с субъективной – как совокупность инструментов, применяемых предприятием на определённой стадии развития для решения конкретных задач. Реализация финансового механизма в деятельности предприятия осуществляется путём управления экономическими показателями, нормативами и другими инструментами (такими как прибыль, рентабельность, себестоимость, налоговая база, коэффициент оборачиваемости задолженности и др.)[10, c.21].
Ключевая цель финансового механизма – максимизация результатов от выполняемых финансами функций, в том числе обеспечение деятельности организации достаточными финансовыми ресурсами, избежание кассовых разрывов. При этом финансирование потребностей организации может осуществляться как за счёт собственных ресурсов, так и при дефиците за счёт заёмных.
Финансовая деятельность предприятия – это совокупность действий сотрудников финансового подразделения, предполагающая принятие и реализацию решений в сфере финансового менеджмента. В широком смысле финансовая деятельность и управление финансами предприятия – это схожие категории[42, с. 119].
Ключевые цели управления финансами предприятия – это максимизация прибыли, капитализации (рыночной стоимости) и платёжеспособности (ликвидности) компании в целях удовлетворения интересов собственников. Реализация этих целей входит в обязанности руководителя финансового подразделения организации.
Таблица 1 – Основные цели управления финансами предприятия [14, c.85]
Цель
|
Характеристика цели
|
Максимизация прибыли за период времени (год)
|
Публичные компании, акции которых вращаются на фондовом рынке, заинтересованы в увеличении их рыночной стоимости или капитализации компании. Во–первых, это влияет на размер выплачиваемых акционерам компании дивидендов. Во–вторых, от рыночной стоимости компании зависит размер прибыли, которую акционер заработает при продаже своего пакета акций либо в случае реструктуризации или банкротства компании. Рыночная стоимость акционерного капитала компании рассчитывается как произведение рыночной цены одной акции на их общее количество на рынке.
|
Рост стоимости акционерного (собственного) капитала
|
Публичные компании, акции которых вращаются на фондовом рынке, заинтересованы в увеличении их рыночной стоимости или капитализации компании. Во–первых, это влияет на размер выплачиваемых акционерам компании дивидендов. Во–вторых, от рыночной стоимости компании зависит размер прибыли, которую акционер заработает при продаже своего пакета акций либо в случае реструктуризации или банкротства компании. Рыночная стоимость акционерного капитала компании рассчитывается как произведение рыночной цены одной акции на их общее количество на рынке.
|
Окончание таблицы 1
Цель
|
Характеристика цели
|
Обеспечение ликвидности (платежеспособности
|
Максимизация прибыли и рыночной стоимости компании тесно взаимодействует с поддержанием её ликвидности или платёжеспособности. Ликвидность – это возможность предприятия своевременно и в полном объёме рассчитываться по своим долгам. Управление платёжеспособностью происходит за счет формирования и поддержания платёжной дисциплины компании. В её основе лежит управление дебиторской и кредиторской задолженностью: предварительный анализ платёжеспособности контрагентов, мониторинг соблюдения дебиторами условий по оплате отгруженных товаров, формирование резервов по просроченным долгам и их списание попрошествии трёх лет, своевременное погашение собственных долгов, в том числе за счёт кредитных ресурсов.
|
В рамках управления финансами каждая коммерческая организация обязана регулярно составлять следующие виды отчётов: бухгалтерский баланс, отчёт о прибылях и убытках (финансовых результатах), а также приложения к ним (отчёт об изменениях капитала, отчёт о движении денежных средств, отчёт о целевом использовании полученных средств).
Можно выделить в управлении две группы ресурсных объектов. Финансовые ресурсы самого предприятия:
– доходы от продаж;
– предпринимательский капитал;
– амортизационные отчисления;
– прибыль.
Финансовые ресурсы, которые может использовать предприятия извне:
– бюджетные поступления;
– инвестиции;
– доходы по финансовым вложениям;
– страховые возмещения;
– средства, полученные на фондовом рынке;
– заемные средства [15, с.16].
Управление финансами любого предприятия является одним из основных элементов общего управления. В корпоративных структурах роль финансового управления возрастает, так как в этом случае помимо управления финансами отдельных предприятий необходимо управлять консолидированными финансовыми потоками всей группы в целом. В условиях рыночной экономики эффективное управление предполагает оптимизацию ресурсного потенциала предприятия. В этой ситуации резко повышается значимость эффективного управления финансовыми ресурсами. От того, насколько эффективно и целесообразно они трансформируются в основные и оборотные средства, а также в средства стимулирования рабочей силы, зависит финансовое благополучие предприятия в целом, его владельцев и работников. Финансовые ресурсы в этих условиях приобретают первостепенное значение, поскольку это – единственный вид ресурсов предприятия, трансформируемый непосредственно и с минимальным временным лагом в любой другой вид ресурсов. В той или иной степени роль финансовых ресурсов важна на всех уровнях управления (стратегическом, тактическом, оперативном), однако особое значение она приобретает в плане стратегии развития предприятия [16, c.43].
Внутреннее финансовое управление позволяет извлекать экономическую эффективность от существующей интеграции работы внутренних подразделений. Это получение синергетического эффекта, снижение издержек и непроизводственных платежей и изменение сроков их уплаты, получение дополнительных скидок при закупках сырья и комплектующих для предприятия, снижение издержек на сбыт продукции отдельных предприятий за счет использования логистических схем сбыта. Финансовое управление второго типа способствует стратегическому росту предприятия.