Курсовая работа|Международные отношения

Становление исламской концепции мирового порядка

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2020 | Страниц: 42

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретико-концептуальные основы исследования исламской концепции мирового порядка

   1.1 Теоретические подходы к анализу категории «мировой порядок»

   1.2. Исламский фактор в международных отношениях и мировой политике

   1.3. Новый мировой порядок и концепция Pax Islamica в научном и  общественно-политическом дискурсе

Глава 2. Исламская концепция мирового порядка

   2.1. Государство и война в исламской концепции миропорядка

   2.2. Международный экономический порядок в парадигме мусульманской   традиции

   2.3. Гуманитарные аспекты мирового развития в понимании глобального исламского сообщества

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК

Ислам вступает в XXl столетие как одно из направлений человеческой цивилизации, как система воззрений и политической практики, материальной и духовной культуры Ислам – это и миллионы верующих, партии, движения и международные организации

Актуальность исследования в первую очередь связанна с тем, что по сей день эта тема является не до конца изученной и раскрытой, несмотря на то что в настоящее время мусульмане составляют 23% жителей земли и являются носителями собственной исламской цивилизации 60% мусульман проживают в Азии, 20% – на Ближнем Востоке и в Северной Африке Фактически непрерывный исламский ареал охватывает все восточное полушарие, начиная от Западной Сахары до Китая, Малайзии и Индонезии

Политическая составляющая исламского мира представлена мусульманскими или исламизированными странами, те государствами,  основное население которых исповедует ислам или мусульманской является его титульная нация В настоящее время к этой категории относится 41 государство  ‒ Иран, Афганистан, государства Ближнего Востока и ряд стран Юго-Восточной Азии В своей совокупности они составляют более четверти членов ООН В целом же зона распространения Ислама охватывает порядка 120 стран мира    

Резкий скачок роста активизации религиозных течений в зоне распространения ислама, их влияние на систему международных отношений поставил в конце 60-х – начале 70-х в теоретическом и политическом проблему исламской альтернативы миропорядка За короткий период развернулся широкомасштабный политический процесс, в рамках и в результате которого создавались институты межправительственного и неправительственного характера, направленные на реализацию основных идей исламской концепции миропорядка Этот процесс в мировой политике получил название «исламского бума», заметным проявлением которого стало движение «исламской солидарности»  Период формирования «исламской волны» в международных отношениях условно можно определить рамками 1969 – 1979 гг

Таким образом, объектами исследования являются исламская концепция миропорядка и исламская альтернатива миропорядка

Целью исследования является рассмотрение исламской концепции миропорядка с точки зрения не только политической, но и экономической, гуманитарной сфер Для достижения этого результата необходимо выполнить следующие цели:

  1. Дать определение термину «мировой порядок» Назвать несколько интерпретаций данного определения для более точного понимания темы исследования
  2. Определить роль исламского фактора в международных отношениях
  3. Проанализировать формы и методы проявления исламского фактора в международных отношениях, определить систему координат для поиска баланса интересов в решении конкретных проблем глобального и регионального характер
  4. Рассказать о государственности и войне в Исламе, опираясь на Коран, как самый достоверный источник знаний об Исламском миропорядке
  5. Проанализировать экономическую сферу Ислама, структуировать понятие «исламский банкинг»
  6. Раскрытие и оценка прав человека в Исламе

 

 Глава 1

Теоретико-концептуальные основы исследования исламской концепции мирового порядка

Одно из важных мест в теории международных отношений занимает проблематика мирового порядка В ней фокусируются представления о содержании и принципах взаимодействия субъектов мировой политики Как отметил один из ведущих исследователей проблематики Дж Айкенберри, «…центральной проблемой международных отношений является проблема порядка – как он устроен, как он разрушается и как восстанавливается» [1] Между тем до сих пор нет ясности в содержании ключевой дефиниции актуальной проблематики «мировой порядок» Нередко она употребляется аксиоматически, без разъяснения вкладываемого смысла Более двух последних десятилетий категория «мировой порядок» является объектом интенсивной полемики в экспертном сообществе Сформировались различные интерпретации этого понятия, нередко явившиеся результатом дискурса разных подходов к нему Разнобой в понимании сущности мирового порядка может стать серьёзным препятствием для изучения мировой политики По справедливому утверждению Э Я Баталова, если не произвести необходимого понятийного упорядочения, «…мы можем прийти, в конечном счёте, к концептуальному коллапсу, когда люди, пользующиеся одними и теми же понятиями, будут на самом деле говорить о разных вещах, а одни и те же вещи обозначать с помощью разных понятий»[2]

Согласно условно расширительной интерпретации феномена, «мировой порядок» – это принципы, нормы и институты, регулирующие поведение международных акторов (государств, межгосударственных объединений, международных организаций, транснациональных корпораций и тд) Устройство международных отношений определяет форму организации, протекания и воспроизводства политического процесса

Справедлива следующая констатация: анализ мирового политического порядка открывает путь к пониманию структуры более или менее устойчивых и значимых связей между элементами системы международных отношений, определяющих характер ее функционирования и развития в определенных временных пределах

Аналогичным образом определяет понятие «мировой порядок» Ю П Давыдов – «состояние системы международных отношений, соответствующим образом запрограммированное на ее безопасность, стабильность и развитие, и регулируемое на основе критериев, отвечающих нынешним потребностям прежде всего самых влиятельных субъектов данного мирового сообщества»[3]

Существует и иной подход к феномену мирового порядка, ограничивающий его межгосударственными отношениями По мнению сторонников такого подхода, субъектами мирового порядка выступают только и исключительно государства

Как устройство межгосударственных отношений мировой порядок трактуется известным исследователем проблемы, английским ученым Х Буллом: «Под международным (мировым) порядком понимается характер (состояние) или направление внешней активности, обеспечивающей незыблемость тех целей сообщества государств, которые являются для него, с одной стороны, элементарно необходимыми, с другой – жизненно важными, с третьей – общими для всех»[4]

По мнению Х Булла, иерархия этих целей такова: 1 сохранение самой системы и сообщества государств, нейтрализация существующих и потенциальных угроз В прошлом такие угрозы возникали со стороны государств, стремящихся к доминированию;

  1. обеспечение независимости и суверенитета каждого государства;
  2. сохранение мира, понимаемого как возможность войн лишь при особых обстоятельствах и в соответствии с принципами, разделяемыми мировым сообществом;
  3. наличие и функционирование общих установок для всей социально- политической сферы независимо от того, затрагивают ли они взаимоотношения между индивидуумами, обществом и государством или взаимоотношения между государствами (ограничение насилия, верность соглашениям и договорам, политическая и социально-экономическая стабильность, легитимность действий на международной арене)

К С Гаджиев трактует понятие «мировой порядок» в двух форматах В широком формате оно рассматривается как «мировое сообщество в его тотальности, включая всех без исключения акторов» В узком смысле – это «система взаимоотношений наиболее активных акторов мирового сообщества, основанная на определенном комплексе неофициальных и официальных правил и норм поведения, закрепленных в международном праве, а также созданных на их базе институтов, организаций, союзов и тд»[5]

Исследуя проблематику формирующегося миропорядка и геополитических перспектив России, К С Гаджиев исходит из суженой трактовки понятия «миропорядок», что оставляет за рамками анализа множество «пассивных» субъектов международных отношений и вызывает вопрос о критериях «активности» в мировой политике

А Д Богатуров, используя понятия «международный порядок» и «мировой порядок» для анализа современного состояния международной среды, полагает, что смысловые различия между ними становятся более существенными Первое из этих понятий, по его мнению, подразумевает «порядок, складывающийся между всеми странами мира, совокупность которых условно именуется международным сообществом», второе – упорядоченные отношения внутри группы стран либеральной демократии, во многом формирующиеся под воздействием соотношением потенциалов («кто сильнее»), но также основывающиеся на общности этических и моральных ценностей и соответствующих им устойчивых моделях поведения В рамках этой части международного сообщества взаимодействие и взаимовлияние государств происходит не только на уровне их внешних политик, но и «по всей глубине» социальной ткани разнонациональных обществ В целях прикладного анализа используются три основных подхода к интерпретации мирового порядка – реалистический, конструктивистский и институциональный Для первого подхода, восходящего к трудам школы «политического реализма» (Г Моргентау, Р Арона, К Уолтца), характерен акцент на соотношении потенциалов субъектов мировой политики, особенно великих держав Он преобладал в науке и политике в годы биполярной конфронтации, причем в качестве главного элемента баланса сил рассматривался военный компонент Как отмечает один из современных представителей реализма Р Арт, «внешняя политика не может быть оторвана от военной мощи»

Второй подход, разработанный американскими учеными Р Гилпиным и Л Миллером, британским исследователем Р Купером, состоит в признании первоочередной значимости принципов и правил, которыми субъекты политики руководствуются в отношениях друг с другом Смена правил поведения, считают сторонники этого подхода, сопутствует переходу от одного миропорядка к другому Подход обрел популярность после окончания холодной войны в прагматическом сочетании с элементами реал-политического анализа

Для третьего подхода, предложенного американским ученым Дж Айкенберри, характерно внимание к системе принятия решений по ключевым вопросам, механизмам и инструментарию межгосударственного сотрудничества Введенное им понятие «конституционности» международного порядка означает, что деятельность международных организаций и других институтов межгосударственного взаимодействия, призванных обеспечить представительство интересов не только сильных, но и слабых государств, основывается на уставах и договорах Исходя из понятий «конституционности» и «неконституционности» международного порядка, он считает неконституционным порядок, основывающийся только на соотношении сил

В реальном анализе международных политических процессов эти подходы взаимно дополняют друг друга и выступают в единстве Признаки интегративной интерпретации мирового порядка просматриваются в утверждении мэтра политического реализма Г Киссинджера о невозможности мира без равновесия, а справедливости без самоограничения

  1. Ikenberry J. After Victory. Institutions, Strategic Restraint, and the Rebuilding of Order after Major Wars. Princeton, New Jersey, 2001. P. 22.
  2. Баталов Э. Я. О философи.и международны.х отношений. М.: Научно-образовательны.й фору.м п.о международны.м отношениям, 2005.
  3. Давыдов Ю. П. Норм.а против сил. Проблем.а 2. М.: Наука, 2002.
  4. Bull H. The Anarchical Society. A Study of Order in World Politics. 3rd ed. Columbia Univ. Press, 2002.
  5. Гаджиев К. С. Геополитические горизонты России: контуры новог.о миропорядка. М.: Экономика, 2007.
  6. Лиг.а арабски.х государств. Досье. URL: http://tass.ru/info/1845649
  7. Sivan. Radical Islam: Medieval Theology and Modern Politics. New Haven and London, 1985.
  8. Khadduri. The Islamic Theory of International Relations and its contemporary Relevance. Harvard Middle Eastern Studies, 1996.
  9. A. Sayegh, "Islam and Neutralism, " in J. H. Procter (ed.), Islam and International Relations (London, 1965),
  10. Эльмир Кулиев. Священны‑й Коран: перевод смыслов ‑и комментарии. М.; 2002.
  11. George, David. "Pax Islamica: An Alternative New World Order?." Islamic Fundamentalism. Routledge, 2018.
  12. Багдад‑и А. Идейные исток‑и и идеологи‑я исламског‑о фундаментализма. М., 1998.
  13. Жданов Н. В. Ж42 Исламска‑я концепци‑я миропорядка. — М.: Между- нар. отношения, 1991.
  14. Коран / Пер. И.Ю. Крачковского. 11-е изд. Ростов н/Д: Феникс. 2009.
  15. Молдованов‑а И.В. Концепци‑я прав ‑и свобод человека: Истори‑я и преемственность. М., 1992.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Международные отношения
2016 год 41 стр.
Курсовая Евросоюз: становление и современное состояние
Telesammit
Курсовая работа Международные отношения
2013 год 22 стр.
Развитие мирового рынка капиталов
bugalter
Курсовая работа Международные отношения
2014 год 32 стр.
Становление и развитие Венской системы международных отношений

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское