ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности экономического субъекта
1.2. Оценка конкурентоспособности экономического субъекта
1.3. Факторы, определяющие конкурентоспособность предприятия
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «МАКРОСТРОЙ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика
2.2. Анализ конкурентоспособности предприятия
2.3. Пути повышения конкурентоспособности на предприятии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ
В нынешний момент, почти каждое предприятие является конкурентоспособным и чтобы быть эрудированным каждый предприниматель должен тщательно изучить данный вопрос, ведь залог успеха- это знания. Конкурентоспособность является критерием, наиболее полно отражающим эффективность деятельности экономического субъекта. Практика показывает, что решение задачи повышения конкурентоспособности вызывает значительные затруднения, а для многих предприятий в сегодняшних экономических условиях оно стало проблемой вследствие отсутствия у организаций четкой стратегии, финансово-экономических целей и критериев. Исходя из этого, актуальность темы очевидна: для того, чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовое состояние, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов.
Предметом курсовой работы является процесс управления основными средствами на предприятии ООО «Макрострой». А вот объектом данной работы является общество с ограниченной ответственностью «Макрострой».
Цель исследования заключается в том, чтобы теоретически изучить аспект конкурентоспособности, провести практический анализ конкурентных преимуществ исследуемого предприятия и выявление основных путей повышения конкурентоспособности экономического субъекта.
Для выполнения поставленной чуть выше цели необходимо рассмотреть и решить следующие задачи:
- Усвоить торические, методологические основы повышения конкурентоспособности предприятия
- Тщательно изучить показатели уровня конкурентоспособности организации сбыта и продвижения продукции на предприятии, ООО «Макрострой», за последние годы (2017-2019гг.)
- Составить сравнительную оценку конкурентоспособности ООО «Макрострой» с основными конкурентами по качественным критериям за 2017-2019 гг.
- Необходимо выделить факторы, воздействующие на возможности успеха или провала компании в конкурентной борьбе
- Разработать мероприятия по совершенствованию системы стратегического управления конкурентоспособностью в разрезе основных подсистем исследуемого предприятия, ООО «Макрострой»
При изучении данной темы будут использоваться следующие методы: анализ литературы; анализ интернет-источников; сопоставление коэффициентов; прогнозирование; сравнение.
Приведенные в данной курсовой работе материалы точно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все использованные из литературы и прочих источников теоретические и методические положения сопровождаются ссылками на их авторов.
Структура представленной работы включала в себя: титульный лист, отчет о проверке на плагиат, введение. Курсовая работа также состояла из двух глав (первая глава, это теоретическая часть, а вторая практическая, в которой рассматривается проблема на примере предприятия) заключение, библиографический список и приложение.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности экономического субъекта
Для начала давайте разберемся, кто является экономическим субъектом
Экономический субъект — это лицо, физическое или юридическое, которое является носителем прав и обязанностей. Экономические субъекты, которые на данный момент являются действующими в современной экономике, принято делить на три большие группы: государство, домашние хозяйства и хозяйствующие субъекты (организации, предприятия и так далее).[1]
Для определения сути конкурентоспособности экономического субъекта, возможно, обозначить три основных расклада:
- Как способность предприятия соперничать
- Как конкурентоспособность предприятия
- Как мера эффективности его деятельности
Разряд воздействия конкурентоспособных сил назначает предельный потенциал прибыли отрасли
Целью предприятия является присутствие и пребывание на позиции в отрасли, где оно будет максимально защищено от воздействия указанных сил или сумеет со своей стороны оказывать на них влияние: рассмотрение указанных сил конкуренции гарантирует крепкий фундамент ради стратегического проекта действий. При всем этом, безусловно, любой экономический субъект располагается в уникальной конкурентной ситуации, следовательно, любая компания обязана разрабатывать персональные и уникальные пути решения.
Понятие конкурентоспособности делается одним из центральных в оценке хозяйственных позиций, с середины семидесятых годов, тогда, экономическим субъектам нужно было изучать и осваивать способы ведения конкурентной борьбы, соответствующие «рынку покупателя», в условиях жесткой конкуренции с забугорными товарами. Уровень конкурентоспособности экономического субъекта вынужден стать показателем экономического состояния предприятия, одним из критериев оценки бедности предприятий, в дополнение к уже существующим. Непременно необходимо обозначить тот самый фак, что возможность управления конкурентоспособностью, представляется важным для существования и развития разнообразных предприятий.
Имеются кое-какие отличия в восприятии и понимании категории «конкурентоспособность», что проводит к множеству вариантов определений, относительности, а самое главное, к несходству подходов, к анализу и оценке конкурентоспособности, на разнообразных ее уровнях.
Для начала, нужно отметить, что различают: конкурентоспособность товаров, товаропроизводителей, отраслей и стран. Между всеми, данными, степенями имеется узкая взаимосвязь: страновая и отраслевая конкурентоспособность, зависят, в окончательном итоге, от способности определенных изготовителей выпускать конкурентоспособные товары. Следовательно, возможно предположить, что исходная группа является базовой, так как «конкурентоспособность товара» лежит в основе всех остальных уровней конкурентоспособности.
К всему выше произнесенному можно добавить, что конкурентоспособность товара может рассматриваться, как разряд привлекательности товара для потребителя, которая, в свою очередь, назначает возможность удовлетворения цельного комплекса их требований.
Довольно часто категорию, под наименованием «конкурентоспособность товара» приравнивают к категории, с именем «конкурентоспособность экономического субъекта». К примеру, Константинова И. дает следующее определение: «Под конкурентоспособностью предприятия понимается его реальная и потенциальная способность, в реальных условиях, проектировать, изготавливать и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов». [2]
Однако, конкурентоспособность товара является необходимым, но недостаточным условием конкурентоспособности субъекта. Экономический субъект, вполне, может изготовлять какую-либо конкурентоспособную продукцию, но при этом, не являться конкурентоспособным. Образцом предоставленной ситуации является состояние многих отечественных предприятий военно-промышленного комплекса.
Возможно, отметить следующие ключевые и достаточно значительные отличия, между понятиями «конкурентоспособности экономического субъекта» и «конкурентоспособности товара»:
- Оценка конкурентоспособности товара используется к каждому определенному его виду, а конкурентоспособность экономического субъекта включает всю номенклатуру и ассортимент, а также любые виды производственно-экономической деятельности, исполняемые предприятием (финансовую, инвестиционную деятельность и так далее)
- Признание, как конкурентоспособности товара, так и экономического субъекта исполняется на рынке. Также, в отличие от оценки конкурентоспособности товара, оценку конкурентоспособности экономического субъекта дает не только потребитель, но и сам производитель, а вопрос о необходимости выпуска предоставленной продукции в конкретных условиях, решает только компания
- Товару и экономическому субъекту характерно иметь различные временные периоды своего жизненного цикла. Если объектом исследования прибывает текущая оценка конкурентоспособности, то фактор времени не имеет определенного значения, но когда слово заходит о долговременном аспекте, то следует учитывать, что жизненный цикл предприятия, в большинстве случаев, более продолжителен – за период его функционирования может сменяться несколько поколений изделий. Вместе с тем, временами жизненный цикл продукции превосходит период функционирования предприятия (например, при производстве базовых товаров сырьевой группы, в случае разорения и реорганизации предприятия и так далее).[3]
Рассмотрим конкурентоспособность экономического субъекта, как, своего рода, относительную категорию, а точнее, отдельно каждое предприятие по тем или иным чертам сравним с конкурентами. Данный методологический путь к оценке конкурентоспособности предприятия является довольно известным и довольно удобным, с позиции, как логического восприятия, так и математического описания. Вместе с тем, он не отражает всей глубины категории «конкурентоспособность экономического субъекта» и имеет свой ряд существенных недостатков:
- Выбор в качестве основы сопоставления одного или нескольких конкурентов позволяет ранжировать конкурентные позиции рассматриваемых экономических субъектов, но, при этом, сужает возможность обобщенной объективной оценки отраслевой конъюнктуры;
- В данном случае, основной упор делается на сопоставление показателей конкурентов, в то время, как вне поля зрения остается проблема современной адаптации экономического субъекта к меняющимся условиям среды;
- Отсутствует системность оценки конкурентоспособности, а именно, локальные и интегральные параметры работы предприятия сопоставляются без учета непростых внутрисистемных связей и динамики изменения;
В определенный момент времени предприятие может являться конкурентоспособным, ну а в последующий момент (при изменившейся конъюнктуре рынка и изменившейся внешней среды) – не конкурентоспособным. Исходя из этого, конкурентоспособность экономического субъекта – это категория, зависящая от многих факторов и меняющаяся стечением времени. Отметим, что предоставленная нам категория должна отражать следующие представленные позиции:
- Конкурентоспособность экономического субъекта – это сложный комплексный показатель, другими словами, ее оценку, никаким образом, невозможно свести к определению одного показателя.
- Про Конкурентоспособность экономического субъекта, можно сказать, что это значение непостоянное.
- «Конкурентоспособность экономического субъекта» в то же время нельзя отождествлять с «конкурентоспособностью товара». Впрочем понятие конкурентоспособности товара считается базовым, но по отношению к конкурентоспособности субъекта, можно с уверенностью сказать, что оно является его составляющим.
- Конкурентоспособность экономического субъекта должна отражать возможности предприятия адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней и внутренней среды.
- Конкурентоспособность субъекта должна отражать способности бескризисного функционирования.
С учетом всего вышеперечисленного можно обоснованно сформулировать надлежащее определение: конкурентоспособность экономического субъекта – это комплексная оценка предприятия, в свою очередь, характеризующая его возможность в любой момент времени обеспечивать свои конкурентные превосходства и прибыльность, а также адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней среды.