Введение
Глава 1. Таможенный тариф и его роль во внешнеэкономической деятельности
1.1. Таможенный тариф: понятие, структура и основные функции
1.2. Основные направления, формы и инструментарий таможенно-тарифного регулирования
Глава 2. Анализ практики применения таможенного тарифа
2.1. Основные направления таможенно-тарифной политики России
2.2. Практика применения таможенного тарифа в отношении продукции машиностроения
Глава 3. Актуальные проблемы и предложения по совершенствованию таможенно-тарифного регулирования
3.1. Анализ проблем применения таможенного тарифа
3.2. Пути совершенствования практики применения таможенного тарифа
Заключение
Список использованных источников
Современное экономическое развитие характеризуется ярко выраженной тенденцией интеграции национальных экономик в межстрановые, региональные и единый мирохозяйственный комплексы, стремлением к созданию обширных зон свободной торговли, к повышению роли международных соглашений по обмену товарами и услугами, по движению финансовых ресурсов. Внешние экономические связи стали объективно обусловленными и превратились в важнейший фактор экономического роста. Во многих странах именно они определяют состояние национальной экономики, и эта тенденция в перспективе усилится.
В системе органов государственного управления внешнеэкономической деятельностью (ВЭД) особая роль отводится таможенной службе как наиболее динамично развивающейся, своевременно и качественно обслуживающей участников ВЭД. Эта роль обусловлена ростом масштабов внешнеэкономических связей. Если раньше внешнеэкономическая деятельность, а значит и импорт товаров и услуг, была монопольной сферой деятельности государства, то сегодня ситуация изменилась: Российская Федерация пошла по пути либерализации внешней торговли, открыв свободный доступ к участию в ней предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов[1].
Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что в условиях перехода страны к рыночной экономике возникла необходимость в создании адекватного таможенно-тарифного регулирования на примере продукции машиностроения внешнеэкономической деятельности, как составной части системы государственного управления этой важной сферой.
Объект исследования – сфера внешнеэкономической деятельности, как инструмент современной таможенной политики.
Предмет исследования – таможенный тариф, как инструмент таможенно-тарифного регулирования.
Цель – рассмотреть и проанализировать практику применения таможенного тарифа на примере продукции машиностроения.
На основании цели в работе поставлены следующие задачи:
- Раскрыть понятие таможенного тарифа, его структуру и основные функции.
- Охарактеризовать основные направления, формы и инструментарий таможенно-тарифного регулирования.
- Рассмотреть основные направления таможенно-тарифной политики России.
- Исследовать практику применения таможенного тарифа в отношении продукции машиностроения.
- Провести анализ проблем применения таможенного тарифа.
- Предложить пути совершенствования практики применения таможенного тарифа.
При исследовании курсовой работы использовались следующие методы: анализ, аналогия, обобщение, прогнозирование, синтез.
Структура работы отражает содержание и логику исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Глава 1. Таможенный тариф и его роль во внешнеэкономической деятельности
1.1. Таможенный тариф: понятие, структура и основные функции
Государства заинтересованы в регулировании поступающих к ним на территорию товаров из третьих стран при любой проводимой внешнеэкономической политики. Необходимость осуществлять тарифное регулирования определяется фискальными функциями государств и защитой национального рынка от избыточных товаров либо товаров, которые могут ослабить конкурентоспособность отечественным товарам.
Для осуществления данных функций государствами разрабатываются таможенные тарифы, которые состоят из товарной номенклатуры и ставки пошлин в отношении каждого товарного кода.
Таможенно-тарифное регулирование в целом ориентировано на использования таможенного тарифа в качестве основного инструмента. Для подробного анализа таможенного тарифа, как инструмента регулирования внешнеэкономической деятельности стоит дать наиболее полное определение отражающее его содержание[2].
Таможенный тариф – это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, пересекающим таможенную границу. Данное определение является наиболее общим и распространённым и дает понять основную функцию тарифа как инструмента регулирования внешнеэкономической деятельности и торговой политики.
Таможенный тариф считается основным инструментом внешнеторговой политики государства, правомерность применения которого определяется нормами международного права. Например, ВТО характеризует тарифные меры в роли базовых инструментов регулирования торговли разных стран[3].
Под таможенным тарифом подразумевают:
- средство экономической политики и регулирования государством рынка, который расположен внутри страны, при его контактировании с мировым рынком;
- комплекс ставок таможенных пошлин, действующих по отношению к товарам, отправляемым через таможенную границу, систематизирован согласно ТН ВЭД ЕАЭС;
- определенная ставка таможенной пошлины, которая подлежит оплате при передвижении конкретного товара через таможенную границу страны.
Таможенный тариф каждой страны сформирован из определенных ставок таможенных пошлин, применяемых для целей таможенного обложения перемещаемых товаров.
Главные цели тарифа таковы:
- совмещение охраны экономики страны от влияния негативной иностранной конкуренции и формирование здоровой конкуренции при помощи стимулирования доступа иностранной продукции на внутренний рынок;
- привлечение средств в бюджет государства;
- рациональный подход относительно товарной структуры ввоза/вывоза товаров;
- поддержка рационального баланса вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов;
- формирование условий для прогрессивных перемен в структуре изготовления и потребления товаров;
- образование условия для результативной интеграции страны в мировую экономику.
Таможенный тариф имеет такие функции:
- охрана отечественных товаропроизводителей при помощи сокращения спроса на импортные товары, ликвидации или предотвращения неблагоприятных результатов, которые образует чрезмерный импорт;
- фискальная функция (помогает притоку финансовых средств в бюджет государства);
- гармоничность торгового и платежного баланса государства;
- непосредственное влияние на государства разных стран для приобретения торгово-политических послаблений;
- рост конкурентоспособности российских изготовителей и экспортеров, стимулирование их работ при помощи использования льготного или беспошлинного режима ввоза источников, материалов, машин для производства товаров с высокой добавленной стоимостью и (или) используемой для экспорта;
- гарантирование контроля при перемещении товаров через границу[4].
Результативность таможенного тарифа в большей степени находится в зависимости от разнообразия ставок таможенных пошлин. Под дифференциацией ставок таможенных пошлин подразумевается действие разных по значению ставок таможенных пошлин в тарифе. Посредствам подробного размещения в таможенном тарифе номенклатуры товаров и различных тарифных ставок по определенным продуктам, возможно, гарантировать более существенную защиту национального производства. Что подразумевает, установление ставок дифференцированно, принимая во внимание специфику производства и потребления определенных товаров, а не по агрегированным комплексам товаров. В тоже время, чем более разнообразной считается структура тарифа, тем результативнее его, возможно, применить для охраны.
В международной практике используются простые (одноколонные) и сложные (многоколонные) тарифы.
Простой тариф предполагает для любого товара одну ставку таможенной пошлины, используемую независимо от страны происхождения товара. Простой тариф используют довольно редко, зачастую в развивающихся странах. Что сопряжено с тем, что такой тариф не предполагает необходимой маневренности в формировании дифференцированных условий относительно импорта из разных стран (например, при использовании тарифных льгот и преференций).
Сложный тариф предполагает по любому товару две и более ставок пошлин, разнообразя обстоятельства торговли, принимая во внимание торговый режим. Указанная система формирования сложного тарифа дает возможность использовать более гибкую политику относительно товаров из некоторых стран[5].
Для достижения целей таможенного тарифа требуется использовать определенные принципы при образовании таможенного тарифа. Такими правилами выступают принципы формирования таможенного тарифа: принцип эскалации и эффективного тарифа.