Актуальность темы исследования заключается в особой роли налогов в обществе и государстве. Налоги являются одним из необходимых условий нормального функционирования и существования государства. «Право государства требовать налоги и обязанность поданного платить их, тесно связаны друг с другом, вытекают одинаково из самого факта существования государства, из факта соединения граждан в государственный союз для достижения общих целей». Статья 57 Конституции Российской Федерации гласит: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют».
Налоги являются одним из важнейших инструментов государства, гарантирующим нормальное существование социума и нарушение налогового законодательства явно влечет нарушение не только интересов государства, но и других лиц, всего общества в целом, негативно влияет на общественное сознание, в конечном итоге ставит под угрозу и само становление в России социального, правового государства. Поэтому нарушение в налоговой сфере неизбежно вызывает ответную реакцию государства, в первую очередь в виде применение мер юридической ответственности. От налаженной и проработанной системы юридической ответственности и системы правовых норм во многом зависит эффективность применения соответствующих норм на практике.
В данный момент, юридическая ответственность за нарушения налогового законодательства действует недостаточно эффективно. Что можно объяснить слабой теоретической разработкой проблем данного института в отдельных правовых науках (особенно в финансовом и налоговом праве), отсутствием, в отдельных случаях, соответствующих правовых норм, которые однозначно определили бы ответственность и правонарушение применительно к данным наукам, правовой безграмотностью органов финансового и налогового контроля.
В настоящее время нормы налогового, административного и уголовного права о налоговых нарушениях являются рассогласованными, на практике складываются ситуации, когда налогоплательщик не привлекается к налоговой ответственности, однако должностные лица (в случае налоговых неплатежей) привлекается к уголовной ответственности при отсутствии формальных налоговых оснований.
В связи с этим как никогда актуальными становятся проблемы выработки научно обоснованной концепции ответственности в налоговом праве, ее закрепления в законодательстве и реализации в правоприменительной деятельности, обеспечения неотвратимости наказания за налоговые правонарушения.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере правового регулирования юридической ответственности за нарушения налогового законодательства.
Предмет исследования составляют правовые нормы, предусматривающие ответственность за нарушения налогового законодательства в налоговом, административном и уголовном праве, научные концепции и положения, содержащиеся в научной литературе, судебная практика.
Целью исследования является изучение особенностей и проблем правового регулирования ответственности за налоговые правонарушения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Рассмотреть понятие налогового правонарушения.
2.Изучить виды ответственности за налоговые правонарушения.
3.Раскрыть особенности уголовной ответственности за налоговые правонарушения.
4.Выявить особенности административной ответственности за налоговые правонарушения.
Методологическую основу исследования составил системный подход, методы функциональных систем, формально-юридический, сравнительно- правовой анализ нормативных правовых актов различной юридической силы, судебной практики, метод синтеза.
Теоретической основой исследования послужили работы таких авторов как: Демин А.В., Долгова А.И., Крохина Ю.А., Кудрявцев В.Н., Кучеров И.И., Малиновская В.М., Панов А.Б., Пепеляев С.Г., Соловьев И.Н., Трегубова Е.В., и др.
При написании данной работы было использовано следующее законодательство: Конституция РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Налоговый кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ.
Структура работы определяется целью и задачами исследования.
Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Глава 1. Институт юридической ответственности за совершение налогового правонарушения: понятие, виды, признаки
1.1.Понятие налогового правонарушения
Согласно ст. 106 НК РФ налоговое правонарушение представляет виновно совершенное противоправное деяние в сфере налогового права или, иными словами, это нарушение законодательства о налогах и сборах субъектами налогового права, которое влечет за собой ответственность, предусмотренную НК РФ.
Из данного определения можно выделить следующие признаки налогового правонарушения: противоправный характер деяния, виновность, наказуемость.
Итак, как и любое иное нарушение закона, налоговое правонарушение обладает самостоятельным составом, при сохранении элементов которого лицо может быть привлечено к применению мер налоговой ответственности к любому участнику налоговых правоотношений.
В НК РФ закреплена совокупность объективной и субъективной сторон, которые представляют собой состав налогового правонарушения, посредством которого совершенное деяние определяется как налоговое правонарушение. Иначе говоря, в состав налогового правонарушения входят следующие элементы: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона.
Субъектом признается любое лицо, совершившее противоправное действие, к которому могут быть применены меры налоговой ответственности. Такое лицо, согласно п. 2 ст. 107 НК РФ должно быть вменяемым, обладать дееспособностью и достигнуть возраста 16 лет.
Объектом такого правонарушения являются общественные отношения, на которые направлено противоправное поведение[1].
Объективная сторона налогового правонарушения образуется из конкретно определенного состава признаков деяния, которые предусмотрены налоговыми нормами, характеризующими внешнее проявление правонарушений в сфере налоговых правоотношений.
Выделяют обязательные и факультативные признаки объективной стороны данного правонарушения.
- к обязательным признакам относятся: само деяние, последствия таких деяний и причинная связь между ними);
к факультативным - способ, место, время, обстановка, повторность и систематичность совершения правонарушения.
Субъективная сторона налогового правонарушения характеризуется противоправным деянием, а также внутренними психическими процессами, которые протекают в сознании правонарушителя. Выделяют несколько форм умысла в налоговом правонарушении. Так, в соответствии с п. 1 ст. 110 НК РФ правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
Умышленное совершение налогового правонарушения характеризуется тем, что лицо во время совершения правонарушения осознавало противоправность своего деяния, предвидело наступление негативных последствий и желало их наступления.
Неосторожное правонарушение, отнюдь, характеризуется тем, что лицо во время совершения правонарушения не осознавало противоправности своего деяния, не предвидело наступления последствий деяния, но должно и могло предвидеть. Согласно гл. 16 НК РФ предусмотрено такие виды налоговых правонарушений, как: нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе (ст. 116); непредставление налоговой декларации (ст. 119); нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета) (ст. 119.1); представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения (ст. 119.2); грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120); неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) (ст. 122); сообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль организаций ответственным участком (ст. 122.1); невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123); несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога (ст. 125);
непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126); отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода (ст. 129); неправомерное несообщение сведений налоговому органу (ст. 129.1); нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса (ст. 129.2); неуплата или неполная уплата сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми (ст. 129.3);
неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках (ст. 129.4)[2].
Итак, на основании вышесказанного, необходимо сделать вывод, что за совершение налогового правонарушения к лицу, совершившему такое правонарушение, при доказанности его вины могут применяться меры налоговой ответственности. В самом налоговом законодательстве отсутствует понятие налоговой ответственности, но его можно сформулировать исходя из понятия ©налоговое правонарушение». Налоговая ответственность представляет собой обязанность виновного в совершении правонарушения лица в соответствии с нормами НК РФ подвергнуться мерам государственного принуждения.