Введение
Глава 1. Историческая эволюция представлений и взглядов об уголовной ответственности и наказании несовершеннолетних
1.1. Особенности развития российского законодательства об уголовной ответственности несовершеннолетних в период с XVII по начало XX в.
1.2. Уголовно-правовое значение возраста для дифференциации ответственности несовершеннолетних
Глава 2. Теоретические основы понятия уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних
2.1. Определение уголовной ответственности несовершеннолетних: понятия и особенности проявления в современном обществе
2.2. Институт уголовного наказания несовершеннолетних в России
Глава 3. Правовые проблемы в сфере регулирования уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних
3.1. Основания и условия освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания
3.2. Проблемы доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности
Заключение
Список использованных источников
Достижение определенного возраста является необходимым условием для привлечения к уголовной ответственности. По мнению Н.Г. Кадникова, история развития отечественного и зарубежного уголовного законодательства знает примеры различных, в основном более низких, возрастных границ уголовной ответственности, и знает примеры отсутствия таких формально закрепленных границ в уголовном законе, когда возможность привлечения к ответственности решалась не законодателем, а правоприменителем в каждом конкретном случае .
На избрание оптимального возрастного минимума, допускающего уголовную ответственность, в каждой стране влияет множество факторов, обусловленных политическими, социальными, экономическими предпосылками. Например, те, кто предлагает понизить возрастной предел уголовной ответственности, мотивируют это тем, что опасность многих преступлений настолько очевидна, а их запрещенность общеизвестна, что это способны понимать и понимают значительно раньше 14 или 16 лет, а совершение этих деяний такими лицами не редкость . Им возражают, что понижение возраста ответственности повлечет криминализацию большого массива деяний, а социально-экономические изменения последнего десятилетия привели к тому, что досуг детей неорганизован, выросло число малообеспеченных семей, встала проблема беспризорности детей, и мы не имеем морального права вменять им в вину совершение общественно опасных деяний .
Выбранная тема весьма актуальная в современных условиях, когда на современном этапе развития российского общества государство не располагает значительными экономическими, организационными, социальными возможностями по снижению уровня интенсивности преступных проявлений несовершеннолетних. Еще более сложная ситуация обстоит с организацией противодействия общественно опасным посягательствам со стороны несовершеннолетних, не достигших возраста уголовной ответственности. Поэтому нет ничего удивительного в том что, все большее число юристов задумывается над необходимостью снижения минимального возраста уголовной ответственности . Актуальность темы исследования содержит положения и доводы в пользу научной и прикладной значимости выполненной работы.
Цель работы – проанализировать особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- осветить особенности развития российского законодательства об уголовной ответственности несовершеннолетних в период с XVII по начало XX в.;
- изучить уголовно-правовое значение возраста для дифференциации ответственности несовершеннолетних;
- дать определение уголовной ответственности несовершеннолетних: понятия и особенности проявления в современном обществе;
- дать характеристику институту уголовного наказания несовершеннолетних в России;
- выявить основания и условия освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания;
- сформулировать проблемы доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности.
Теоретической основой исследования послужили труды российских и зарубежных процессуалистов, историков, юристов. В процессе выполнения работы был проведен анализ действующего уголовного законодательства, изучены работы отечественных ученых, а также публикации в научных изданиях и периодической печати, освещающие проблемные нетипичные вопросы, возникающие при изучении данной темы.
Методологическую основу исследования составляет теория познания, ее всеобщий метод материалистической диалектики. В качестве общенаучных методов исследования применялись: формально-логический и системный методы научного познания, описание, наблюдение, сравнение, анализ и синтез.
Объект исследования включает в себя систему закономерностей, связей, отношений, проблем, видов деятельности, законодательных пробелов и предложений по совершенствованию.
Предмет исследования – особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.
Сформулированные выводы и рекомендации могут стать полезными для совершенствования действующего законодательства, практики его применения.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, поделенных на параграфы, заключения и библиографического списка.
Глава 1. Историческая эволюция представлений и взглядов об уголовной ответственности и наказании несовершеннолетних
1.1. Особенности развития российского законодательства об уголовной ответственности несовершеннолетних в период с XVII по начало XX в.
Принято считать, что история развития законодательства о правонарушениях несовершеннолетних начинается с Соборного уложения царя Алексея Михайловича 1649 г., где прямо указывалось, что в Московском государстве суд и расправа во всяких делах всем равны. То есть несовершеннолетние несли такую же ответственность, как и совершеннолетние . Но в дальнейшем этот вопрос был затронут в Новоуказных статьях о татебных, разбойных и убийственных делах в 1669 г. Там было указано: «Да в городских же законах написано: аще седми лет отрок, или бесный убьет кого, неповинен есть смерти» . Данная норма права регулировала только один состав преступления - убийство, за которое лицо до семи лет освобождалось от смертной казни, а за иные преступления, следовательно, дети несли ответственность, как и взрослые, либо за них отвечали родители, это зависело от характера правонарушения.
23 августа 1742 г. вышел Сенатский указ «О признании малолетними людьми обоего пола от рождения до 17 лет; об освобождении таковых в случае тяжких преступлений от пытки и смертной казни и о наказании их, вместо того, батогами и плетьми, с определением в монастыри для исправления» . Согласно Указу к лицам, не достигшим 17 лет, не применяется смертная казнь и их не отправляют в ссылку в отдаленные губернии на тяжелые работы. Максимальный срок отбывания наказания – 15 лет в монастыре. Таким образом, законодатель попытался отметить в качестве цели наказания исправление и воспитание детей, не оставляя их в преступной среде, тем самым приобщая к правомерному поведению. Мы считаем, что на современном этапе для решения проблемы малолетней преступности в положительной плоскости используется данный опыт из истории.