Введение
1.PR и GR-реагирование в условиях информационных войн
1.1 Информационная война: понятие и виды
1.2. Субъекты информационных войн
1.3. Роль СМИ в ходе информационных войн
2.PR - и GR - структуры российских и западных СМИ в период грузинско - осетинского конфликта 2008 года
2.1 Грузинско - осетинский конфликт 2008 года: краткая характеристика, причины, последствия
2.2 PR - и GR - структуры российских СМИ в период конфликта
2.3 PR - и GR - структуры западных СМИ во время «пятидневной войны»
Заключение
Список использованных источников и интернет – ресурсов
PR на протяжении всего своего существования является неотъемлемым элементом во взаимоотношении различных институтов (государственных, коммерческих социальных и т.д.) с общественностью. Основной задачей Связей с общественностью остается воздействие на состояние общественного мнения: формирование общественного мнения, когда его нет; убеждение людей изменить свое мнение по какому-либо вопросу; усиление уже существующего мнения общественности. Важнейшим инструментом установления необходимых связей с общественностью, а соответственно формирования общественного мнения, считаются средства массовой информации (СМИ) – печать, радио, телевидение и Интернет.
Для данной работы особый интерес представляет роль СМИ как инструмента PR в освещении военных конфликтов. В частности, был рассмотрен вооруженный конфликт между Грузией и Южной Осетией 8 августа 2008 года, в котором СМИ приняли непосредственное участие. Данный конфликт послужил примером того, как посредством грамотного регулирования СМИ было оказано глубокое воздействие на представления о происходящих событиях в Южной Осетии большинства представителей мировой общественности. В виду этого вопрос о роли СМИ в конфликтных зонах приобретает большую важность и требует внимательного отношения со стороны конфликтующих.
На сегодняшний день PR-технологии повсеместно применяются в акциях различного уровня и направления, а универсальным способом осуществления PR-деятельности остаются СМИ.
Характеризуя степень научной разработанности проблематики воздействия средств массовой информации на общественное мнение, следует учесть, что данная тема уже анализировалась в научных трудах и работах различных авторов, таких как работа С.А.Зелинского «Манипуляции массами и психоанализ. Манипулирование массовыми психическими процессами посредством психоаналитических методик», Кара-Мурзы С.Г. «Манипуляция сознанием», Дмитрия Шурхало «СМИ в вооруженных конфликтах современности», Почепцова Г.Г. «Психологические войны» и в Интернете на сайтах различных информационных агентств.
В качестве Объекта данной работы мы будем рассматривать роль СМИ как инструмента PR в вооруженных конфликтах, характер их воздействия на массовую аудиторию.
Предметом работы мы определили исследования событий военного в Южной Осетии.
Цель данной работы: рассмотреть характерные особенности использования СМИ в военном конфликте между Южной Осетией и Грузией, а также анализ PR-методов и способов манипулирования, примененных в ходе вооруженного столкновения.
Поставленная цель определяет задачи исследования:
- раскрыть понятие информационной войны и смежные понятия;
- выявить характер возможностей СМИ;
- рассмотреть PR-методы, использованные СМИ в военном конфликте между Грузией и Южной Осетией.
При проведении исследования были использованы следующие методы исследования:
- анализ существующей источниковой базы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа).
- обобщение и синтез точек зрения, представленных в источниковой базе (метод научного синтеза и обобщения).
Работа состоит из введения, глав основной части, выводов (заключения), списка литературы
1.PR и GR-реагирование в условиях информационных войн
1.1. Информационная война: понятие и виды
Информационная война – это разновидность боевых действий, в которых ключевым объектом воздействия является информация, хранящаяся или циркулирующая в управляющих, разведывательных, боевых и прочих системах противника. Концепция современной информационной войны разработана сравнительно недавно. По мнению американских специалистов, само понятие информационной войны стало возможным в результате «кибернетической революции», которая повлекла массовое внедрение во все сферы жизни различных информационных систем, основанных на применении электронных устройств.
В настоящее время в теории политологии еще не выработано единое универсальное понятие информационной войны.
Американский военный аналитик Ричард Шафрански рассматривает информационную войну в контексте вооруженного столкновения («warfare») как вооруженные действия, направленные против любой части системы знаний или предположений врага. «Противник» — это любой, чьи действия противоречат целям лидера. Вне государства это может быть «образ врага» или «не мы». Внутри врагом может быть предатель или путешественник, любой, кто противостоит или недостаточно поддерживает лидера, который управляет средствами информационной войны. Если члены группы не поддерживают цели лидера в ходе боевых действий, внутренняя информационная война (включая такие вещи, как пропаганда, ложь, террористические акты и слухи) могут быть использованы в попытке заставить их быть более лояльными к целям лидеров.
Китайский военный аналитик Ван Пуфэн , широко известный как основатель китайской информационной войны, дает ее всеобъемлющее рабочее определение. Информационная война является продуктом эпохи информации, который в сражении в большой степени использует информационную технологию и информационное оружие. Он составляет «сетевизацию» (wangluohua) поля боя и является новой моделью для окончательной борьбы времени и пространства. В центре его — борьба за контроль над информационным полем боя, с тем, чтобы оказать воздействие или принять решение о победе или поражении.
Одним из первых отечественных ученых, кто создал целостную концепцию информационных войн, является С.П. Расторгуев. Для построения умозаключений С.П. Расторгуев искусно использует точно выверенный понятийный аппарат. Базовое понятие, применяемое им, — «информационная система». Из всего многообразия систем автор теории наиболее часто обращается к функционированию информационных самообучающихся систем (ИСС) — тех, которые претерпевают изменения при информационном воздействии. Человек, народ, государство представляют классические ИСС. Анализируя существующее положение вещей, он говорит о том, что наряду с защитой информации от внешних деструктивных угроз в современный период развития высоких коммуникационных и технологий и методик психологического развития в обществе возникает проблема защиты информационной системы от избыточного объема «некачественной» информации. Это связано с тем, что при получении информации информационная система перерабатывает ее по собственному алгоритму, при этом изменяя себя. Если на вход такой системы подать информацию, приводящую к ущербу для системы, то в результате можно добиться полного или частичного ее уничтожения.
Оружием информационной войны являются устройства и методы обработки информации, которые используются для широкомасштабного, целенаправленного, быстрого и скрытного воздействия на военные и гражданские информационные системы противника с целью подрыва его экономики, снижения степени боеготовности и боеспособности с целью способствовать достижению окончательной победы. При этом имеется в виду, что информационная война может вестись как самостоятельно, то есть без применения традиционных средств и способов вооруженной борьбы, так и в сочетании с другими видами боевых действий.
Рассмотрев указанные концепции информационных войн можно сделать выводы, что основополагающим свойством информационных войн является их асимметрия, то есть латентность и направленность на наиболее уязвимые места в информационной обороне противника. Кроме того, в настоящее время их последствия могут быть сравнимы с применением кинетического оружия, когда расходы на проведение могут быть меньше в тысячи раз. Лидерами в разработке теории информационных войн являются исследователи из США, России и Китая.
На концептуальном уровне можно сказать, что государства стремятся приобрести информации, обеспечивающую выполнение их целей, воспользоваться ей и защитить ее. Эти использование и защита могут осуществляться в экономической, политической и военной сферах. Знание об информации, которой владеет противник, является средством, позволяющим усилить нашу мощь и понизить мощь врага или противостоять ей, а также защитить наши ценности, включая нашу информацию.
Информационная война - только средство, а не конечная цель, аналогично тому как бомбардировка - средство, а не цель. Информационную войну можно использовать как средство для проведения стратегической атаки или противодействия.
Военные всегда пытались воздействовать на информацию, требующуюся врагу для эффективного управления своими силами. Обычно это делалось с помощью маневров и отвлекающих действий. Так как эти стратегии воздействовали на информацию, получаемую
врагом, косвенно путем восприятия, они атаковали информацию врага косвенно. То есть, для того чтобы хитрость была эффективной, враг должен был сделать три вещи:
наблюдать обманные действия;
посчитать обман правдой;
действовать после обмана в соответствии с целями обманывающего.
Тем не менее, современные средства выполнения информационных функций сделали информацию уязвимой к прямому доступу и манипуляции с ней. Современные технологии позволяют противнику изменить или создать информацию без предварительного получения
К информационной войне относятся две большие группы мероприятий:
воздействие на военнослужащих и мирное население противника с целью внедрения массовое сознание определенных установок (пропаганда, «психологическая война»);
поражение информации, информационных процессов и информационно-управляющих систем противника, независимо от применяемых средств (и высокоточная ракета, и компьютерный вирус могут выступать оружием информационной войны).
В информационной войне существуют три основные цели:
контроль информационного пространства и обеспечение защиты своей информации от вражеских действий;
использование контроля над информационным пространством для проведения информационных атак на врага;
повышение общей эффективности вооруженных сил путем повсеместного внедрения военных информационных функций.
Приведем наглядный пример применения информационной атаки при выполнении ВВС стратегической атаки.