Центральное место в финансовой системе любого государства занимает бюджет. Это денежный фонд, используемый государством для финансирования своей деятельности, с помощью которого оно оказывает влияние на экономические процессы. Из федерального бюджета осуществляется финансирование мероприятий оборонного характера, развития науки, подготовки кадров, органов государственного управления, развития инфраструктуры. Средства бюджета являются основным источником финансирования структурной перестройки экономики, развития перспективных направлений производства, освоения новых месторождений и новых технологий.
В настоящее время проводится реформа бюджетного процесса в Российской Федерации, а именно: бюджетирование, ориентированное на результат, среднесрочное бюджетное планирование, организация бюджетной функциональной классификации расходов бюджетов по программному принципу в соответствии с целями и задачами государственной политики, оптимизация бюджетной сети.
Важнейшим условием эффективного функционирования национальной экономики является рациональное и экономное использование средств бюджетов всех уровней, направляемого на содержание отраслей непроизводственной сферы.
Эффективное использование средств бюджета невозможно без четкой и грамотной системы управления финансами государственных учреждений. В современных условиях управление финансами является наиболее сложным и ответственным звеном в системе управления различными аспектами деятельности государственных учреждений.
Управление финансами осуществляется посредством финансового механизма, который можно определить как систему действия финансовых методов, выражающуюся в организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов.
Выделяют четыре основных элемента финансового механизма:
- государственное нормативно-правовое регулирование финансовой деятельности учреждения;
- рыночный механизм регулирования финансовой деятельности учреждения;
- внутренний механизм регулирования финансовой деятельности учреждения (устав, финансовая стратегия, внутренние нормативы и требования);
- система конкретных приемов и методов, используемых в учреждении в процессе анализа, планирования и контроля финансовой деятельности.
Актуальность темы работы определяется необходимостью исследования всех аспектов финансового управления в государственных учреждениях, в том числе в казенных учреждениях.
В связи с актуальностью рассматриваемой темы целью работы является исследование теории и практики управления финансами казенного учреждения, выявление проблем и разработка предложений по совершенствованию.
Поставленная цель определила следующие задачи:
- изучить теоретические основы управления финансами казенного учреждения;
- рассмотреть организационно-правовые основы функционирования казенного учреждения;
- исследовать процесс управленияфинансами в МКУ «Учреждение по материально-техническому обслуживанию органов местногосамоуправления Кузнецовского сельского поселения и подведомственных им учреждений»;
- разработать мероприятия по совершенствованию процесса управления финансами в МКУ «Учреждение по материально-техническому обслуживанию органов местного самоуправления Кузнецовского сельского поселения и подведомственных им учреждений»
Объектом исследования – МКУ «Учреждение по материально-техническому обслуживанию органов местного самоуправления Кузнецовского сельского поселения и подведомственных им учреждений».
Предметом исследования – экономические отношения, возникающие в процессе получения финансирования казенными учреждениями.
Информационной и теоретической базой для написания работы послужили Законы Российской Федерации, Постановления органов исполнительной власти, труды российских ученых, документация объекта исследования, а также официальные интернет-ресурсы государственных учреждений и данные бюджетного учета исследуемого учреждения.
Среди научных исследований, проблематика которых близка к теме выпускной квалификационной работы, можно выделить работы, в которых освещены теоретические и практические вопросы развития государственных финансов, форм организации бюджетного финансирования. А именно труды Абанкиной Т.В., Александрова И.М., Врублевской М.В., Зеленского В.А., Колесова А.С., Птицына В.И., Ходоровича М.И., Христенко В.Б. и других.
Методологическую основу выпускной квалификационной работы составляют общенаучные и специальные методы исследования: формально-логический, сравнительно-правовой, структурно-системный, графический, табличный.
Структура работы определена поставленными задачами и состоит из введения, трех глав, логически разделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
1.1 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ
Гражданский кодекс РФ в п. 1 ст. 50 установил, что некоммерческими организациями признаются «юридические лица, не имеющие извлечение, прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками»[2]. Аналогичные положения содержатся в ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях».
Некоммерческие организации создаются для оказания услуг в социальной, благотворительной, культурной, образовательной областях, а также для защиты прав граждан и организаций, оказания юридической помощи и в иных целях. Не менее важную роль в общественных отношениях играют социально ориентированные некоммерческие организации, которыми согласно п. 2.1. ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» признаются некоммерческие организации, создаваемые в предусмотренных законом формах и осуществляемые деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также иные виды деятельности, закрепленные в ст. 31.1 указанного Федерального закона.
До реформы гражданского законодательства 2014 года перечень рассматриваемых нами организаций не являлся закрытым, то есть они могли создаваться в любой организационно-правовой форме и для любых целей, что ставило перед Российским законодательством и юридической доктриной ряд проблем и вызывало дискуссии.
Место казённого учреждения в системе некоммерческих организаций определяется путем проведения сравнительного анализа с другими организационно-правовыми формами. Гражданский кодекс РФ наряду с классификацией юридических на коммерческие и некоммерческие установил классификацию, основанную на участии в такой организации – некоммерческие корпоративные организации и некоммерческие унитарные организации.
Пункт 2 ст. 123.1 Гражданского кодекса РФ закрепил, что «некоммерческие корпоративные организации создаются в организационно-правовых формах потребительских кооперативов, общественных организаций, ассоциаций (союзов), товариществ собственников недвижимости, казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общин коренных малочисленных народов Российской Федерации».[2] Рассматривая классификацию некоммерческих организаций по основанию участия в них, необходимо отметить некоммерческие унитарные организации. Так, в абз. 2 п. 1 ст. 65.1. Гражданского кодекса РФ к ним отнесены государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании. Их главной особенностью является отсутствие участия (членства) в организации и образования высшего органа. Соломонов Е.В. по поводу указанного деления некоммерческих организаций на корпоративные и унитарные считает, что «данная классификация была включена в российское гражданское законодательство с тем, чтобы приблизить российские правовые нормы к европейским» [46,c.56].
В научной литературе существует ряд классификаций некоммерческих организаций, приводимых «по разным основаниям: начиная от организационно-правовой формы, закрепленной в Гражданском кодексе РФ, и заканчивая способом организации учредителей, отсутствия или наличия постоянных членов, от круга лиц, получающих выгоду от деятельности организации»[43,c.112]. Одним из распространенных оснований для деления некоммерческих организаций является право осуществлять приносящую доход деятельность или предпринимательскую деятельность. С практической точки зрения данная классификация интересна, поскольку в отношении отдельных организационно-правовых форм установлены разные правовые режимы расходования, полученных доходов или прибыли. Например, казенные учреждения в соответствии с п. 3 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ не вправе распоряжаться доходами.
Некоммерческие организации можно классифицировать по следующим основаниям:
- По форме собственности: государственные, муниципальные и частные.
- По масштабу деятельности: международные, национальные и региональные.
- По степени участия государства: государственные и муниципальные.
- В зависимости от наличия необходимости членства в организации: имеющие обязательное членство, и не имеющие обязательного членства.
- По правам на имущество учредителей: организации, в которых учредители имеют право на использование его имущества, и которые не обладают таким правом.
В контексте настоящей исследовательской работы представляется необходимым рассмотреть классификацию некоммерческих организаций в зависимости от их сущности, которые типизируются как истинные и неистинные. Так, Ю.С. Попова, Г.Н. Пряхин отмечают, что «множество организаций получают доход от деятельности некоммерческой организации и фактически используют его на собственные цели, что противоречит предназначению данной группы юридических лиц» [38,c.119] (неистинные организации). Противопоставляя, мы можем утверждать, что истинными некоммерческими организациями являются организации, которые в соответствии с целями их создания не получают дохода от осуществляемой деятельности. На наш взгляд, казённые учреждения являются одной из форм истинных некоммерческих организаций, поскольку «в принципе очень редко могут заниматься иной, кроме государственно значимой деятельности», возложенной на них Российской Федерацией, субъектов РФ или муниципальным образованием. Важным фактом является сфера деятельности некоммерческой организации и участие её учредителей в финансовой деятельности. Законодатель императивно в Бюджетном кодексе РФ закрепил положения, касающиеся сжатого перечня функций, которые могут быть выполнены, и действий которые могут быть предприняты казенным учреждением, а так же закрепив механизм поступления денежных средств от оказанных услуг или произведенных функций. Так можно утверждать, что казённое учреждение - истинно некоммерческая организация, созданная «под строго определенные социальные и культурные цели государством»[44,c.67].
Проводимое исследование ставит перед нами одной из задач – определить место казенного учреждения, как в системе некоммерческих организаций, так и в системе типов государственных (муниципальных) учреждений, установленных ст. 9.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях».
Учреждением в соответствии с п. 1 ст. 123.21 Гражданского кодекса РФ признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. В доктрине отмечается, что понятие учреждений, закрепленное в Гражданском кодексе РФ, «является традиционным и споров не вызывает»[29,c.90]. Определяя учреждение через раскрытие существенных признаков данного вида организаций, можно констатировать, что под ним понимается «разновидность некоммерческих унитарных организаций, отличительными признаками которой являются: отсутствие членства; наличие собственника имущества учреждения - учредителя, который, не приобретая членских прав, реализует управленческие (корпоративные) права в учреждении; учреждение создается для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера»[34,c.123].
Федеральным законом «О некоммерческих организациях» в ст. 9.1. установлена возможность создания государственных (муниципальных) учреждений, которые подразделяются на автономные, бюджетные и казённые.
Автономным учреждением признается «некоммерческая государственная или муниципальная организация, созданная для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами» [45,c.76]. Деятельность указанного вида учреждения осуществляется на основании Федерального закона от 03 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» [11].
Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества. По обязательствам автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества автономного учреждения (п. 6 ст. 123.22 Гражданского кодекса РФ).