Введение
- Понятие и содержание процесса применения норм права
- Особенности процесса реализации норм права
- Толкование правовых норм в процессе их применения
Заключение
Список литературы
Реферат|Гражданское право
Авторство: antiplagiatpro
Год: 2020 | Страниц: 24
Введение
Заключение
Список литературы
Актуальность темы данного реферата связана с тем, что проблема реализации права является краеугольным камнем всей юридической науки. Ведь право, нереализованное в жизни общества является практически бессмысленным. Поэтому теория государства и права уделяет большое внимание проблемам реализации норм права. А проблемы эти весьма сложны.
Реализация норм права – это деятельность (процесс результат) по претворению правовых предписаний в объективной действительности, т.е. реальное воплощение содержания юридических норм в фактическом правомерном поведении субъектов. Особенностью данной формы реализации предписаний правовых норм является то, что субъекты права обязаны, независимо от собственного желания, совершать активные действия, предусмотренные юридическими нормами, то есть в данном случае реализуются обязывающие нормы права. Побудительные мотивы могут быть разными для осуществления юридических обязанностей субъектами права.
Цель реферата - изучить особенности процесса реализации норм права.
На основании цели поставлены задачи:
Реализация норм права играет большую роль в развитии государства и права, и общества в целом. Право таково по природе, что требует своей реализации в деятельности людей. Сказанное относится к нормам законодательства, поскольку они представляют собой возможность, которая подлежит превращению в действительность. Без выполнения правовых предписаний в жизнь, нормы теряют свое социальное значение. Реализация права - это процесс ,процедура претворения правовых норм в общественную практику.
Правоприменению в отечественной и зарубежной литературе всегда придавалось особое значение. Ибо право само по себе, как подчеркивал Р. Иеринг, «есть не чистая мысль только, но живая сила», «право — это неустанная работа, и работа не только государственной власти, но всего народа». Вся жизнь права, «в общем и целом, являет то же зрелище безостановочной борьбы и труда целого народа, какое представляет деятельность последнего в области экономического и умственного производства».
Огромное поле «безостановочной борьбы и труда» за реализацию права находится в сфере правоприменения.
В юридической литературе сложилось множество в той или иной мере различающихся между собой определений понятия «применение права». Нередко применение права понимается как «особая форма» реализации права, осуществляемая государственными или общественными организациями в пределах их компетенции в форме властной организующей деятельности по конкретизации правовых норм на основе строгого соблюдения законности.
Иногда применение права трактуется как «властная деятельность» органов государства или иных органов по уполномочию государства, которые, используя свои специальные полномочия, издают акты индивидуального значения на основе норм права, решая тем самым по существу конкретные вопросы жизни общества.
Довольно часто применение права рассматривается как такая форма его реализации, которая состоит в проведении государством сложной, ответственной юридической и организационной деятельности «по обоснованному осуществлению правовых норм относительно конкретных субъектов» фактов, отношений реальной общественной жизни в рамках закона.
Эти определения приведены как иллюстрирующие неоднозначность и множественность подходов к понятию «применение права». Нет необходимости и возможности перечислять их все. Гораздо важнее определить общие черты и особенности правоприменительного процесса, которые в той или иной степени отражаются в различных его определениях и сложившихся о нем представлениях.
Правоприменительная деятельность (в отличие от других форм реализации права, в которых участвуют самые различные субъекты права — физические и юридические лица) может осуществляться только уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами.
В соответствии с Конституцией и текущим законодательством России (и других стран) это могут быть органы законодательной власти, судебные, прокурорские органы и органы исполнительной власти, администрация предприятий и учреждений, должностные лица разных рангов, общественные органы и организации по поручению (с санкции) государства. Граждане (или подданные в настоящее время в конституционных монархиях), не являющиеся должностными лицами, правоприменительной деятельностью заниматься не могут.
Такая общепризнанная на современном этапе развития общества позиция в известной мере расходится с той, которая развивалась отечественными и зарубежными учеными раньше. Применение права, писал, например, Г.Ф. Шершеневич, есть не что иное, как «подведение конкретных бытовых отношений под абстрактные нормы права». Исходя из этого, делался вывод о том, что применяются нормы права всеми, кто стремится сообразовать свои действия с указаниями права, так как для достижения юридического результата или для уклонения от юридических последствий необходимо «произвести примерку фактического состава в данном или предполагаемом случае к норме права». Однако даже при таком весьма широком подходе к определению субъектов правоприменительного процесса в первую очередь выделялись все же «агенты государственной власти», которые «выполняют задачу управления на основании действующего права», а среди них — суды, в деятельности которых «с наибольшей яркостью» раскрывается процесс применения права».
Правоприменение — один из важнейших видов государственной деятельности. Оно существует наряду с законодательной, правоохранительной и другими видами государственной деятельности и имеет государственно-властный характер. Это означает, что акты, издаваемые в процессе правоприменения, являются юридическими, неисполнение которых влечет за собой государственное принуждение.
Применение права как государственно-властное деяние всегда осуществляется от имени государства. В юридической литературе различают две формы его осуществления: оперативно-исполнительную и правоохранительную.
Под оперативно-исполнительной формой деятельности подразумевают организацию выполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование с помощью индивидуальных актов. Примерами являются, согласно российскому законодательству, приказ о приеме на работу, выдача свидетельства о регистрации брака, решение о строительстве промышленного объекта или жилого дома.
Под правоохранительной формой деятельности имеют в виду деятельность, направленную на охрану норм права от каких бы то ни было нарушений, применение мер государственного принуждения к правонарушителям, обеспечение исполнения назначенных мер наказания (взыскания), а также принятие мер по предупреждению правонарушений в будущем. Необходимость в правоприменительной деятельности возникает, таким образом, всегда, когда невозможно осуществление субъективных прав и исполнение предусмотренных законом обязанностей без использования государственно-властных полномочий.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!