Введение
Глава 1 Теоретико-методологичекие и правовые основы организации работы с обращениями граждан в государственных и муниципальных органах
1.1 Сущность и правовые основы работы с обращениями граждан Российской Федерации
1.2 Порядок рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в государственных и муниципальных органах
Глава 2 Организационные основы работы с обращениями граждан в Администрации Липецкой области
2.1 Структура и основные полномочия Администрации Липецкой
области в сфере работы с обращениями граждан
2.2 Анализ практической работы Администрации Липецкой области с обращениями граждан
2.3 Проблемы и пути совершенствования работы с обращениями
граждан в Администрации Липецкой области
Заключение
Список использованных источников и литературы
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что институт обращений граждан выступает древнейшим элементом коммуникации между властью и народом. В ст. 33 Конституции Российской Федерации наряду с основными правами и свободами человека (гражданина) содержится право на обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления[1]. Обращения граждан являясь формой непосредственного управления делами государства, выступают одним из способов контроля над публичным управлением, осуществляемым государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Однако, в результате многолетних реформ проводимых в стране, наблюдается значительное снижение доверия населения к власти. Такое положение проявляется, прежде всего, в неэффективности и чрезмерной закрытости органов власти, то есть в том, что граждане зачастую не могут получить от государства качественную и своевременную и защиту, и при этом не имеют возможность воздействовать на проводимую государством политику. Одновременно с этим государство сталкивается с проблемой отсутствия эффективного механизма «обратной связи», что зачастую мешает государству своевременно вносить поправки в политическую стратегию. Для решения данной ситуации в настоящее время необходимо наладить систему диалога органов власти и граждан, сделав её более открытой и прозрачной.
Для того чтобы наметить пути такой модернизации, следует понять роль и место института обращений граждан в современной политико-правовой системе, как на уровне государства, так и на уровне региона.
Цель курсового исследования заключается в исследовании особенностей организации работы с обращениями граждан на примере Администрации Липецкой области.
Для выполнения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- раскрыть сущность и правовые основы работы с обращениями граждан Российской Федерации;
- обозначить порядок рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в государственных и муниципальных органах ;
- охарактеризовать структуру и выявить основные полномочия Администрации Липецкой области в сфере работы с обращениями граждан;
- проанализировать работу Администрации Липецкой области с обращениями граждан ;
- выявить проблемы и наметить пути совершенствования работы с обращениями граждан в Администрации Липецкой области.
Объектом исследования выступают правовые и организационные основы работы с обращениями граждан в органах власти.
Предметом исследования является система организации работы с обращениями граждан в Администрации Липецкой области.
Теоретической базой и информационной базой исследования выступили научные труды таких ученых как: А.В. Савоськин, Н.М. Чепурнова, М.А. Барсова, К.Х. Ибрагимов, А.Х.Батукаева и др., а также номативно-правовые источники, научные и прикладные публикации в периодической печати.
Методологию данной работы составили методы анализа и синтеза, методы сравнения, системного подхода и обобщения, сравнительно - правовой анализ и системный анализ.
Для обработки информации и сравнения результатов использовался стандартный пакет программ «Microsoft Office».
Структурно работа включает введение, 2 главы, заключение, библиографический список литературы и приложения.
Глава 1 Теоретико-методологичекие и правовые основы организации работы с обращениями граждан в государственных и муниципальных органах
1.1 Сущность и правовые основы работы с обращениями граждан Российской Федерации
На современном этапе конституционного развития демократического государства право граждан на обращения в органы власти приобрело правовой статус, который получил закрепление в Конституции Российской Федерации. Закрепленное право граждан РФ является важным средством, как осуществления, так и защиты конституционных прав и свобод гражданина, в том числе возможность укрепления связей между государственным аппаратом и населением, в качестве одной из форм участия граждан в управлении делами демократического государства.
Сущность права на обращение для большинства граждан проявляется в возможности удовлетворения личных, государственных и общественных интересов в пределах границ нашей страны. Обращения граждан способствуют усилению контроля со стороны его многонационального народа за деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления, в том числе в борьбе с бюрократизмом и другими недостатками[2].
Обязанность органов власти, а также должностных лиц, которым было направлены обращения в установленном порядке внимательно рассмотреть обращения и принять по ним обоснованные, в том числе законные решения в установленные законодательством сроки. Следует отметить, важный момент, что граждане РФ реализуют право на обращение в органы власти свободно и добровольно. При осуществлении своего права на обращение в органы власти граждане не должны нарушать права и свободы других лиц.
Статьей 4 федерального закона № 59 - ФЗ закреплен термин «обращение гражданина», под которым понимается направленные в государственный орган, орган местного самоуправления, либо должностному лицу в письменной форме, либо в форме электронного документа заявление, предложение, либо жалоба[3].
Законодательство не допускает устного обращения к должностному лицу указанных органов. Хотя в Федеральном законе от 2 мая 2006 г. № 59- ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в части 1 статьи 2 закона, прописано, что граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Граждане приходят на личный прием к руководителю государственного органа власти или органа местного самоуправления.
Исходя из определения данного выше, можно отметить первостепенные признаки обращения:
- обращения облекаются в письменную, электронную, либо устную форму;
- письменные обращения должны, соответственно, именоваться заявлением, предложением, или жалобой;
-наличие обязательного адресата письменного обращения, им может быть, как государственный орган, так и орган местного самоуправления, либо должностное лицо данного органа.
Опираясь на представленные положения можно выделить типы обращений, классифицировав их по различным основаниям (таблица 1 приложения А). Охарактеризуем представленные в таблице 2 типы обращений более детально.
Предложение - это документ, в котором излагаются идеи гражданина по совершенствованию законодательства, оптимизации деятельности государственной власти и местного самоуправления, различного рода преобразованиях в обществе[4].
Заявление - просьба оказать содействие заявителю или иным лицам в реализации каких-либо конституционных прав или свобод[5]. Также оно может быть сообщением о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц. Г.А. Паньшина выделяет три подвида заявлений[6]:
- заявления в государственные, общественные, коммерческие, кооперативные и частные структуры, содержащие просьбу о реализации предоставленных заявителям прав и удовлетворении их законных интересов;
- обращения, в которых излагаются сведения о ставших известными правонарушениях преступного или непреступного характера;
- исковые и другие заявления, с которыми личность, а также представитель государственных, общественных, кооперативных, коммерческих, частных организаций обращается в судебные органы.
В Федеральном законе от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», рассматривается только первый подвид заявлений.
Жалоба, другими словами, просьба о помощи гражданина в государственные органы или органы местного самоуправления, а также должностным лицам с помощью, которой, гражданин стремится обеспечить защиту своего права, свободы, законного интереса или устранения уже произошедших нарушений прав. Право на подачу жалобы является абсолютным, неограниченным и неотчуждаемым правом личности. Для реализации этого права не нужно чьего-либо согласия.
В юридической литературе предлагалось деление обращений граждан, имеющих целью защиту их прав, свобод и законных интересов, на две группы[7]:
1) жалобы и заявления в органы законодательной или исполнительной власти;
2) исковые заявления и жалобы в судебные органы.
Жалоба, как вид обращения обеспечивает обратную связь; контроль за работой чиновников; реализацию прав и свобод граждан; ведение новых законов или изменения их; решение злободневных вопросов.
Также имеют места быть такие обращения как ходатайства. Ранее они были занесены в законодательстве Российской Федерации. Ходатайство - это обращение, содержанием которого является просьба о признании за лицом определенного правового статуса, прав, свобод, гарантий и льгот с предоставлением документов, их подтверждающих[8]. На данный момент такого вида обращения в Российском законодательстве не существует.
Обращения, неподведомственные органам власти встречаются на практике чаще всего. Так как граждане почти всегда уверены, что обращаясь в орган государственной власти, любая их жалоба будет рассмотрена, поэтому часто приходится пересылать жалобы в компетентные органы или организации, и уведомлять об этом гражданина. Законодатель относит к обращениям, не подлежащим рассмотрению в суде, жалобы на судебные решения.
Обращение неправильной формы - это письменные обращения, которые не поддается прочтению. Ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, о чем сообщается гражданину, направившему обращение[9]. На анонимные обращения ответ не дается, по причине того, что в нем не указывается фамилия, имя и отчество гражданина, и почтовый адрес с которого было отправлено обращение. Исключение сделано лишь для анонимных обращений, содержащих сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии. Об этом сразу же сообщается в уполномоченные органы[10].