Введение
Глава 1. Понятие и сущность социально-экономических прав граждан в России
1.1.Понятие социально-экономических прав граждан, их классификация
1.2.Международно-правовые основы регулирования социально-экономических прав
1.3.Конституция и национальное законодательство о социально-экономических правах
Глава 2.Проблемы реализации социально-экономических прав граждан в России
2.1. Содержание социально-экономических прав граждан в России
2.2. Гарантии конституционных социально-экономических прав и свобод человека и гражданина
2.3 Проблемы реализации социально-экономических прав и свобод человека и гражданина
Заключение
Список использованных источников
В демократическом обществе права и свободы человека являются высшей непреложной ценностью, которая признаётся и защищается государством. Развитие гражданского общества и правового государства невозможно без формирования нормативно-правового фундамента, делающего возможным соблюдать права и свободы человека и гражданина и гарантировать их защиту в случае нарушения. Сегодня социальная политика является одним из приоритетов деятельности государства. Подтверждением этому служит, к примеру, Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 г.», а также проект закона о поправке к Конституции РФ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти», внесённый на рассмотрение Госдумы по инициативе главы государства. Закон содержит положения, закрепляющие гарантии защиты социально-экономических прав и свобод граждан.
Меры по закреплению на конституционном уровне гарантий минимального размера оплаты труда не менее величины прожиточного минимума, индексации социальных выплат, регулярной индексации размера пенсий применяются для усиления социальной защищенности граждан. Внесение поправок, предложенных Президентом РФ В.В. Путиным, должно способствовать повышению уровню социальной защищенности граждан, улучшению качества жизни, а также укрепить гарантии соблюдения и защиты социально экономических прав человека и гражданина.
Достичь высокого уровня обеспеченности материальными и личными нематериальными благами невозможно, если в государстве не соблюдаются права и свободы населения. Существующий механизм защиты прав граждан Российской Федерации базируется в том числе на нормах международных правовых актов: Всеобщей декларации прав человека и гражданина 1948 г., Пакта о гражданских и политических правах 1966 г. и др.
Принятие поправок к Конституции РФ установит приоритет национального права над международным, поэтому вопрос о том, каким образом данное изменение скажется на эффективности защиты прав и свобод россиян, также обуславливает актуальность настоящей работы.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в связи с необходимостью защиты социально-экономических прав и свобод.
Предмет исследования – правовая защита социально-экономических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Цель работы – определить, какие проблемы существуют в сфере защиты социально-экономических прав и свобод человека и гражданина в России и предложить возможные пути их решения.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1 рассмотреть понятие социально-экономических прав граждан, их классификация;
2 изучить международно-правовые основы регулирования социально-экономических прав;
3.рассмотреть конституцию и национальное законодательство о социально-экономических правах;
- изучить содержание социально-экономических прав граждан в России;
5.проанализировать гарантии конституционных социально-экономических прав и свобод человека и гражданина;
- выявить проблемы реализации социально-экономических прав и свобод человека и гражданина.
Теоретическую базу настоящей работы составляют работы отечественных и зарубежных учёных-юристов: М.В. Баглая, Л.Р. Бухоновой, Л.О. Казанцевой, А.А. Кириченко, В.А. Четвертина и др.
В процессе исследования были использованы общетеоретические и специальные методы: системно-структурный, сравнительно-исторический, формально-юридический методы, анализ научной литературы и правоприменительной практики и пр.
Настоящая работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
Глава 1. Понятие и сущность социально-экономических прав граждан в России
1.1. Понятие социально-экономических прав граждан, их классификация
На современном этапе развития общества права и свободы человека и гражданина составляют один из важнейших правовых институтов. Они отражают основные гарантии защиты как общества в целом, так и каждого из его членов. Суть прав человека состоит в возможности каждого индивида обладать и пользоваться общественными благами: личными, социальными, культурными, экономическими и пр.
Рассматриваемую категорию можно разделить на права и свободы человека и права и свободы гражданина. Спецификой последних является их возникновение в результате образования связи «человек – государство», которая называется гражданством или подданством. Каждому из имеющихся прав корреспондируют определенные обязанности, которые, в свою очередь, выступают гарантией соблюдения и осуществления прав и свобод. Определение и сущность социально-экономических прав являются предметом дискуссии отечественных учёных-юристов.
Более того, не все учёные рассматривают социально-экономические права в качестве самостоятельной группы прав человека. В целом, в юридической литературе сложилось два подхода к содержанию данного термина. В широком смысле понятие социально-экономических прав и свобод охватывает любые общественные отношения, призванные обеспечить многообразие запросов людей. При данной трактовке обоснованным представляется мнение об объединении социально-экономических прав с культурными.
В узком смысле термин «социально-экономические права» приобретает несколько иное значение. Согласно точке зрения В.М. Кондратьева, общество – это собрание людей, товарищески, братски связанных какими-либо общими условиями, т.е. общество является позитивным единством людей.
Понятие социального общества, т.е. общества, в котором обеспечиваются условия для благоприятного существования человека с высоким уровнем жизни, неразрывно связано с социально-экономическими правами, предполагающими свободное распоряжение факторами производственной (хозяйственной) деятельности, составляющей основу существования и развития общества. [1]
Таким образом, под социально-экономическими правами следует понимать права, призванные гарантировать человеку возможность удовлетворения его жизненных потребностей и получать от государства защиту своей экономической и социальной свободы. Е.А. Лукашева отмечает нормативность социально-экономических прав, обеспечительный характер условий жизни, социальной защищенности и определяет в качестве основной цели обеспечение свободы человека от страха и нужды
По мнению В.А. Четвернина, вопрос отнесения каких-либо прав к категории социально-экономических носит произвольный характер. Он условно разделяет их на несколько групп:
1) естественные и неотчуждаемые права и свободы: право частной собственности и право наследования, право на образование, неприкосновенность собственности, обязанность по уплате налогов и сборов, запрет на принуждение к труду;
2) права на свободную самореализацию совместно с другими в сфере трудовых отношений: право на забастовку, право на коллективные трудовые споры;
3) права, не подлежащие защите в суде (не имеющие юридического смысла декларации): право на выбор профессии, рода деятельности, право на распоряжение собственными способностями к труду;
4) условно социальные права, зависящие от экономической обстановки и обеспечения их за счет средств государственного бюджета: свобода предпринимательской деятельности, свобода и неприкосновенность частной собственности, право на образование и пр.
Таким образом, под категорию социально-экономических прав попадают права, которые обеспечиваются государством через создание условий свободы человека от страха и нужды. Для того, чтобы составить представление о социально-экономических правах, следует обратиться к международной практике. Вопрос о внесении социально-экономических прав как отдельной категории возник при составлении Всеобщей декларации прав человека 1948 г.
Сомнения вызывала обязательность закрепления данной группы прав в пактах, обязательных к исполнению государствами. Позиция противников (Великобритания, Франция, США) заключалась в том, что отнесение ряда прав к числу международных и обязательных невозможно в силу зависимости их обеспечения от состояния экономики государства. Аналогичной точки зрения придерживались и некоторые учёные. К примеру, в Международном пакте о гражданских и политических правах указано, что права и свободы, закреплённые в ст.2, должны реализовываться немедленно.[2]
В то же время, юридические обязательства для подписавших пакт государств в тексте документа отсутствуют и определены лишь ориентиры, которых государствам следует придерживаться: согласно п. 1 ст. 2 государствам надлежит принимать в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенное и полное осуществление признанных в Пакте прав всеми надлежащими способами, включая принятие законодательных мер.
Юридическая обязательность положений Пакта об экономических, социальных и культурных правах долгое время не признавалась западными государствами. Так, согласно рекомендациям госдепартамента США 1986 г., дипломатическим представителям надлежало исключить раздел «Экономическая, социальная и культурная ситуация» из докладов о правах человека.
В обоснование такой позиции приводился довод: США рассматривает социально-экономические права как пожелание, но не обязательство, поэтому к числу прав человека, требующих признания на международном уровне, не относит. Таким образом, социально-экономические права некоторыми государствами признавались «второсортными», а значит, не подлежащими защите в случае возникновения препятствий к их реализации. Данная позиция оспаривалась СССР.