Введение
1. Проблема вины в контексте культур
2. Характеристика культуры стыда
Заключение
Список литературы
Реферат|Психология
Авторство: 61d09df02314e
Год: 2021 | Страниц: 13
Введение
1. Проблема вины в контексте культур
2. Характеристика культуры стыда
Заключение
Список литературы
Актуальность темы работы. Стыд и вина играют важную роль в жизни людей. Они являются барьером для проявления морально неприемлемого и предосудительного поведения. В разных культурах и в разные периоды истории человечества стыд и вина были универсальными регуляторами социального поведения, и через них происходила социализация личности, усвоение норм, правил, установок, необходимых для успешного функционирования в обществе. Способность испытывать вину и стыд и их формирование обусловлены вовлеченностью субъекта в социальное взаимодействие. В исследованиях, посвященных изучению данных явлений, авторы подчеркивают их социокультурную обусловленность, их связь с социальным становлением личности, с историческими и культурными явлениями, их социально-психологическую природу.
Но изменения в обществе, связанные с развитием культуры и технологий, приводят к изменениям в самих установках и поведении, которые могут противоречить нормам прошлого. Родители воспитывают своих детей в соответствии со своими представлениями и жизненным опытом, и через них и других взрослых дети знакомятся с переживаниями стыда и вины, сами узнают о неодобряемом поведении. Это поднимает вопросы о нормах, будь то в родительской семье или в более широком сообществе, которые люди понимают в отношении стыда и вины, и о ситуациях, в которых они испытывают эти эмоции.
Меняется ли понимание стыда и вины в обществе? Или, напротив, представления людей о стыде и вине схожи с представлениями их родителей, поскольку основной этап социализации и усвоения основных норм и правил общества происходит именно в родительской семье. Эти вопросы особенно актуальны для российского общества, поскольку за последние 30 лет произошли существенные изменения в жизни общества, в социальном укладе и в идеологии.
Культура, как сложная и динамичная структура, является саморегулирующейся системой, предполагающей сформированные внутренние регулятивные механизмы поведения человека. К ним относятся страх, стыд и чувство вины. Очевидно, что чем сложнее становятся социальные структуры, тем более сложными и дифференцированными становятся механизмы социального контроля. Жесткое следование конкретным нормам закрытых коллективов постепенно уступает место самостоятельному применению индивидом общепринятых норм поведения. В то же время сами интернализированные моральные санкции становятся более сложными.
Если рассматривать отношения между виной и стыдом с диахронической точки зрения, то, по мнению некоторых исследователей, можно выделить культуры стыда и культуры вины, которые сменяют друг друга. Строго говоря, помимо этого деления культур на культуры вины и культуры стыда, известны и другие типологии культур (например, деление культур на письменные и бесписьменные культуры).
В целом, для того чтобы определить любой тип культуры, нам необходимо найти некоторые существенные характеристики или "измерения" культуры, общий центральный компонент в структуре элементов культуры. У. и К. Стефаны определили их как терпимость к отклонениям, маскулинность/фемининность, сложность культуры, эмоциональный контроль, дистанция, допустимая при контакте, дистанция между личностью и властью, доминирование над природой и, наконец, индивидуализм/коллективизм или ориентация на индивидуальные/групповые цели [1].
Второй традиционный подход противопоставляет стыд "как ориентацию на внешнюю оценку (что скажут или подумают другие?)" и вину "как ориентацию на самооценку, где нарушение внутренней, интернализованной нормы вызывает угрызения совести у индивида (самобичевание)".
Вина и стыд как регуляторы основаны на соответствующих эмоциях. Эмоции вины и стыда родственны (например, Д. Аусбел рассматривает вину как особый вид "морального" стыда), но их расхождение представляется очевидным. Чаще всего человек испытывает стыд, когда ему не удалось скрыть свой поступок, который мог бы подвергнуться внешнему осуждению. Переживание вины не зависит от установки на ассоциацию с поступком или от возможности наказания за неправильное действие, поскольку эмоция вины возникает при условии интернализации определенных норм поведения, их перехода в разряд внутренних.
1. Грушевицкая, Т. Г. Культурология / Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин. - М.: Юнити-Дана, 2017. - 688 c.
2. Гуревич, П.С. Культурология / П.С. Гуревич. - М.: Проект, 2016. - 337 c.
3. Кармин, А. Культурология / А. Кармин. - М.: Лань, 2017. - 302 c.
4. Трофимова, Р. П. История русской культурологии / Р.П. Трофимова. - М.: Академический Проект, Трикста, 2017. - 608 c.
5. Флиер, А.Я. Культурология для культурологов / А.Я. Флиер. - М.: Академический проект, 2017. - 496 c.
6. Эренгросс, Б.А. Культурология / Б.А. Эренгросс, Р.Г. Апресян. - М.: Оникс, 2018. - 480 c.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!