Рыночные преобразования на современном этапе развития России характеризуются коренными изменениями во всех сферах жизни.
Среди различных мероприятий Правительства РФ по реализации экономической реформы на ближайшую перспективу особое значение придается усилению социальной направленности рыночных преобразований. Заметной вехой преобразований девяностых стала пенсионная реформа.
Особое место в процессе реформы отводится вопросу регулирования пенсионного возраста. Пенсионный возраст – это возраст гражданина, установленный государством, по достижении которого он может претендовать на получение пенсии по старости.
Достигнув пенсионного возраста, гражданин превращается из плательщика пенсионных взносов (налогов) в получателя пенсионных выплат из пенсионного фонда; постепенно переходит из статуса физически полноценного трудящегося в статус лица критического для трудящегося возраста с потенциально критическим состоянием здоровья.
Цель настоящей работы - охарактеризовать основные направления развития пенсионной системы России, в том числе вопросы регулирования прав лиц предпенсионного возраста в России в современных условиях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- Дать характеристику понятия «пенсионный возраст»;
- Изучить льготы и меры социальной поддержки лиц пенсионного возраста;
- Охарактеризовать гарантии защиты прав и интересов лиц пенсионного возраста;
- Выявить проблемы и перспективы развития пенсионной системы России.
Объект исследования – проблема развития пенсионной системы России. Предмет исследования – правовые основы развития пенсионной системы России в современных условиях.
В работе использованы следующие методы научного познания: системный анализ изучаемых процессов и явлений, синтез информации об объекте исследования, обработка теоретических материалов, индукция и дедукция.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы.
1.Основные направления развития Пенсионной системы России
1.1.Пенсионная реформа в РФ
Переход к новой форме государства вызвал смену государственной пенсионной политики в России. В настоящее время в России происходит пенсионная реформа. Советская пенсионная система, окончательно сформировавшаяся в 1950–1960-х годах, включала две основные компоненты: пенсионное обеспечение рабочих и служащих предприятий и пенсионное обеспечение колхозников.[1]
Предоставлялись пенсии по старости (возрасту), инвалидности и потере кормильца. Некоторые категории занятых имели право на получение пенсии за выслугу лет, которые регулировались отдельными законами. Существовали также республиканские и союзные персональные пенсии, назначавшиеся за особые заслуги.
Формально пенсионное обеспечение в СССР было для работников бесплатным – они из своих доходов ничего в пенсионную систему не платили. Пенсии финансировались из так называемых общественных фондов потребления, складывавшихся из средств бюджета и отчислений предприятий (до 12% фонда оплаты труда).[2]
Проблемы советской пенсионной системы стали очевидны уже в конце 1980-х годов. Важнейшие из них:
– множественность различных систем пенсионного обеспечения, как следствие;
– непрозрачность и сложность правил назначения и расчета пенсий;
– ограниченный охват пенсионным обеспечением, ставший очевидным по мере появления в стране индивидуальных предпринимателей и занятых на частных предприятиях, которые не имели прав на пенсию;
– низкая дифференциация пенсий как следствие общей уравнительной политики, приводившей к значительному перераспределению средств от хорошо зарабатывавших работников в пользу тех, у кого была низкая зарплата;
– «несправедливый» разрыв в размерах пенсии «старых» и «новых» пенсионеров;
– относительно ранний возраст выхода на пенсию, предопределявший увеличение нагрузки на пенсионную систему в условиях старения населения;
– широко распространенная практика досрочного выхода на пенсию различных категорий работников, означавшая, что фактический возраст выхода на пенсию;
– зависимость пенсионной системы от бюджетных средств и низкий запас прочности, проявившийся в условиях роста численности пенсионеров.
Пенсии по-прежнему выплачивались из текущих поступлений, их размер был установлен законодательно в процентах от заработка. Были сохранены действовавшие три категории трудовых пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, а особые условия пенсионного обеспечения для определенных групп занятых были объединены в четвертую категорию – за выслугу лет.
Но были и принципиально важные отличия: отказались от бюджетных дотаций, источником финансирования текущих пенсий стали целевые отчисления (страховые взносы) работодателей и работников. Российская пенсионная система впервые стала описываться в терминах социального страхования.[3]
Для управления средствами государственного пенсионного обеспечения в декабре 1991 года был создан Пенсионный фонд России (ПФР) – самостоятельная внебюджетная финансовая система, формируемая из страховых платежей всех работодателей и работников.[4]
16 сентября 1992 года был подписан Указ Президента РФ «О негосударственных пенсионных фондах».
В мае 1995 года Правительство РФ одобрило «Концепцию реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации».
7 мая 1998 год вступил в силу Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах».
В мае 1998 года — Программа пенсионной реформы в Российской Федерации. И, наконец, в декабре 2001 года — одобрен пакет законопроектов по пенсионной реформе, внесенных Президентом РФ В. В. Путиным.
После указанных актов новый этап пенсионной реформы начался в 2002 году. Основная цель — достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника дополнительных доходов для инвестиций в социальную систему. Суть пенсионной реформы нового времени состоит в постепенном переходе от чисто распределительной системы к распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения.
Необходимость в пенсионной реформе возникла из-за ухудшения демографической ситуации в России. Соотношение количества пенсионеров к количеству работающих с каждым годом увеличивается, число пенсионеров растёт, а количество трудоспособного населения неуклонно снижается.
С 2011 года декларировался переход на совершенно новую систему пенсионного обеспечения, предусматривающую замену ЕСН страховыми платежами, которые составляли 34 % для зарплаты до 415 000 руб. в год. При превышении этой суммы зарплаты страховые платежи были равны 0 %.
Новый этап реформы, как считали в правительстве, позволял гражданину, накопившему 30 лет нового страхового стажа, рассчитывать на коэффициент замещения зарплаты пенсией не менее 40 %, то есть, того уровня, который установлен в рекомендациях МОТ[5].
Новые страховые взносы, в отличие от старой системы, были возмездными платежами, которые своими суммами формировали пенсионные права граждан.
В новой системе ликвидировалось разделение на : базовую и страховую части, пенсия состояла только из двух частей — накопительной и страховой.
Не позднее 2020 года предполагалось довести средний размер трудовой пенсии по старости до так называемого «советского» уровня — в размере не менее 2,5 минимальных пенсий.
Экономисты называют этот показатель минимальным воспроизводственным потребительским бюджетом пенсионера.
В целом, еще в 1932 году в СССР было введено пенсионное обеспечение по старости. Пенсионный возраст был установлен в размере 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин и с тех пор не менялся до пенсионной реформы, происходящей сейчас.