Введение
Раздел I. Теоретические основы социального развития
1.1. Понятие и сущность социального развития
1.2. Нормативно-правовые основы и развитие социальной сферы
Раздел II. Социальное развитие Иркутской области
2.1. Основные преимущества и проблемы социального развития Иркутской области
2.2. Задачи и функции Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области
2.3. Возможности социального развития Иркутской области
Заключение
Библиография
Управление – непременное внутренне присущее социальной сфере свойство. Это свойство имеет всеобщий характер и вытекает из признания, что человек есть явление социальное, всегда принадлежит к определенной общественной системе, классу, социальной группе, которые предъявляют к нему определенные этические, правовые и другие требования, ставят его поступки в известные рамки господствующих в нем экономических и общественных отношений.
В социальной сфере действуют два типа механизмов регулятивных воздействий – спонтанный и сознательный. Причем, на какой бы стадии развития ни находилось общество, оно не в состоянии абсолютно освободиться от стихийной силы случая, но соотношение сознательного и стихийного в управлении бывает различным.
Спонтанный механизм управления социальной сферой проявляется в неупорядоченном воздействии сложной и противоречивой совокупности факторов, условий на процессы воспроизводства населения, их переплетения, столкновения. Эти воздействия пробивают себе дорогу как общая тенденция, имеющая вероятностный, стохастический, характер (например, демографические процессы рождаемости, смертности, брачности и т.д.).
Сознательные факторы управления связаны с целенаправленной социальной деятельностью людей, которая осуществляется через специфические общественные институты (субъекты управления) - систему органов и организаций, обеспечивающих сознательное воздействие на социальную сферу с целью достижения определенных результатов. На федеральном уровне это министерства социального профиля (здравоохранения, образования, социальной защиты, труда и др.), на региональном уровне – соответствующие органы управления, на местном - городские и районные комитеты, отделы, департаменты, различные учреждения и службы социальной помощи на местах. На социальные процессы в обществе на всех его уровнях оказывают свое влияние также политические, общественные и религиозные организации.
В условиях социальных проблем вопросы управления социальной сферой имеют большую актуальность и важность.
Целью курсовой работы является изучение социального развития.
Объект исследования – понятие и концепция социального развития на примере Иркутской области.
Предмет исследования – социальное развитие Иркутской области.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют диалектический метод познания, логический, сравнительно-правовой, конкретно-социологический, системно-функциональный и другие частные методы исследовательской работы.
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948).
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ).
3. Федеральный закон Российской Федерации «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации».
4. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 год, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
6. Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 (ред. от 01.07.2014) «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».
7. Распоряжение Правительства РФ от 05.07.2010 № 1120-р (ред. от 26.12.2014) «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года».
8. Доклад Путина В.В. О стратегии развития России до 2020 года.
9. Программа социально-экономического развития Иркутской области на 2011 – 2015 годы (Утверждена Законом Иркутской области от 31 декабря 2010 года N 143-ОЗ).
10. Распоряжение Правительства РФ от 05.07.2010 № 1120-р (ред. от 26.12.2014) «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года» // Собрание законодательства РФ, 16.08.2010, N 33, ст. 4444.
11. Дробышева, П. В. Интегральная оценка качества жизни населения региона: монография / П. В. Дробышева, Б. И. Герасимов ; под ред. Б. И. Герасимова. – Тамбов : Тамб. гос. ун-т, 2014.
12. Зубаревич, Н. В. Социальное развитие регионов России: проблемы и тенденции переходного периода / Н. Зубаревич. – М. : Едиториал УРСС, 2006. – 264 с.
13. Лаврентьева И. П. Социальная политика и управление в социальной сфере: учебное пособие / И. П. Лаврентьева, В. В. Кузнецов, В. В. Григорьев. – Ульяновск : УлГТУ, 2009. – 129 с.
14. Ткачев, Л. Н. Качество жизни населения как интегральный критерий оценки эффективности деятельности региональной администрации / Л. Н. Ткачев, Е. В. Луценко // Научный электронный журнал. КубГАУ. – 2004. – №2.
15. Социальная политика : учебник / Под общ. ред. Н. А. Волгина. – 3-е изд. – М. Издательство «Экзамен», 2006. – 734 с.
16. Иркутская область. Официальный портал. http://irkobl.ru/e%D1%81onomi%D1%81a/.
17. Гарант. Информационно-правовой портал. Режим доступа: < http://www.garant.ru/ >.
18. КонсультантПлюс. Правовой сайт. Режим доступа: < http://www.consultant.ru/ >.
19. Интернет-портал Российской газеты. Режим доступа: < http://www.rg.ru/ >.
20. RBC. Крупнейший портал новостей и деловой информации. Режим доступа: < http://www.rbc.ru/ >.