Введение
Глава 1. Основы формирования доходов бюджета
1.1. Роль и функции федерального бюджета в экономике
1.2. Экономическое содержание, состав и структура доходов федерального бюджета
Глава 2. Анализ доходной части федерального бюджета РФ
2.1. Анализ доходной части федерального бюджета РФ за период 2014 – 2016 года
2.1. Анализ доходной части федерального бюджета РФ за период 2017 – 2019 годов
Глава 3. Направления совершенствования процесса формирования доходной части федерального бюджета РФ
3.1. Источники роста доходной части
3.2. Аспекты совершенствования налогового контроля
Заключение
Список использованных источников
Процесс развития долгосрочных аспектов развития экономической системы, основанной на выполнении функций государства по минимизации кризисных явлений, связанных с ориентацией планомерности выполнения долгосрочных государственных функций. Стабилизация текущего положения, связанного с процессом формирования доходной части федерального бюджета страны основывается на создании аспектов качественной политики, связанной с процессом взимания налогов, повышения адаптивных условий поступления налоговых и акцизных сборов.
Федеральный бюджет является главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства и тем самым дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
Государственная деятельность: управленческая, военная, экономическая, социальная и другие функции государства – требует обеспечения финансированием. Наличие и преумножение доходной части федерального бюджета необходимо для успешной реализации финансовой политики государства, расширенного производство и удовлетворения других общественных потребностей. Именно поэтому значение доходов федерального бюджета сложно переоценить.
Целью данной курсовой работы является изучение механизма формирования доходной части федерального бюджета Российской Федерации на современном этапе. В соответствии с целью ставится следующий перечень задач:
- Изучить теоретические основы формирования доходной части федерального бюджета РФ.
- Провести анализ динамики доходной части федерального бюджета РФ за период 2014-2019 года.
- Выявить проблемы формирования доходной части федерального бюджета РФ.
- Разработать рекомендации по совершенствованию процесса формирования доходной части Федерального бюджета РФ.
Объектом исследования является федеральный бюджет РФ. Предметом исследования является механизм формирования доходной части федерального бюджета.
В процессе написания курсовой работы были использованы методы систематизации, обобщения, сравнения и обобщения.
Информационной базой исследования являются периодические издания, научные публикации и источники сети Интернет.
Глава 1. Основы формирования доходов бюджета
1.1. Роль и функции федерального бюджета в экономике
В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система и входящий в ее состав государственный бюджет.
Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления [2, c.21].
Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, необходимый для выполнения функций государства. Эти функции сводятся к перераспределению средств и контролю за их эффективным использованием. В этом смысле функции бюджета сходны с функциями финансов, что понятно, поскольку бюджет лишь часть целого. Вместе с тем, применительно к государственному бюджету принято выделять следующие функции, связанные с государственным устройством:
(1) вмешательство в экономику;
(2) поддержание государственного аппарата управления;
(3) правоохранительные органы и судоустройство;
(4) медицина, здравоохранение и образование;
(5) оборона страны.
Госбюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение НД и ВВП, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.
В процессе формирования своих доходов государство привлекает в свое распоряжение часть чистого дохода, создаваемого в различных областях общественного производства, действующего на основе разных форм собственности — государственной, муниципальной, общественной, частной. Кроме того, государство использует для образования своей финансовой базы и часть личных доходов граждан, полученных ими от участия в производстве, предпринимательской деятельности, от вложения средств в ценные бумаги, от использования имущества и т.д. В формировании доходов государства участвуют все звенья финансовой системы [9, c.45].
В соответствие с бюджетным кодексом доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.
Доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными бюджетным Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Органы Федерального казначейства осуществляют в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке учет доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации Российской Федерации, указанным в расчетном документе на зачисление средств на счет, а в случае возврата (зачета, уточнения) платежа соответствующим администратором доходов бюджета - согласно представленному им поручению (уведомлению).
В то же время бюджет можно рассматривать как экономическую категорию, которая выражает определенные экономические отношения. Возникновение и развитие бюджета связано с зарождением и формированием государства. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения своей деятельности и проведения экономической и социальной политики.
Как экономическая категория бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присуща денежная форма и основные функции финансов.
Госбюджет выполняет следующие функции:
- перераспределительную (перераспределение ВВП);
- регулирующую (государственное регулирование и стимулирование экономики);
- стимулирующую (финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства);
- контролирующую (контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств) [12, c.51]..
Важнейшую роль в процессе распределения и использования доходов в любой стране играют финансово-кредитная система, система ценообразования и ряд других экономических инструментов. Ведущее положение в указанном процессе при этом занимает бюджетно-налоговая система. Именно через государственную бюджетную систему распределяется, перераспределяется и используется стоимость ВВП (выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг и национального богатства). При первичном распределении чистого национального продукта (национального дохода), как части стоимости ВВП, образуются доходы хозяйствующих субъектов, а именно: заработная плата работников; доходы лиц, работающих по найму; предпринимательская прибыль (промышленности, сельского хозяйства, торговли и других отраслей); рента; ссудный (банковский) процент предпринимателей и вкладчиков и др. На основе дальнейшего перераспределения указанных доходов через налоги и неналоговые платежи мобилизуются значительные финансовые ресурсы в централизованные фонды государства (государственный бюджетный фонд, государственные внебюджетные фонды).
1) Аветисян, ИА Вопросы государственного регулирования процессов распределения и использования доходов в современной России/ИА Аветисян//Экономические и социальные перемены в регионе:факторы, тенденции, прогноз – 2016 -№1(5) с107-122
2) Александров, ИМБюджетная система Российской Федерации/ИМ Александров – М:Дашков и К, 2014 – 486 с
3) Бюджетная система Российской Федерации/ АМ Годин, ВП Горегляд, ИВ Подпорина -5-е изд – Дашков и К, 2014 – 568 с
4) Бюджет-2017: возвращение к трехлетнему циклу // Финансы - 2017 - N 1 - С3-8
5) Государственные и муниципальные финансы: учебпособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Государственное и муниципальное управление», «Финансы и кредит» / под ред ГБПоляка – 3-е изд, перераб и доп – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2015 – 375 с
7) Сердюков, ВВ Совершенствование основных позиций налогообложения нефтяного сектора России/ВВ Сердюков//Вестник финансовой академии – 2016 -№2(50) с47-50
8) Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Финансы и кредит» (080105)/ Под ред ГБПоляка – 3-е издание, перераб и доп – М:ЮНИТИ-ДАНА, 2014 – 703 с – (Серия «Золотой фонд российских учебников»)
9) Попова Л В Налоговая система зарубежных стран: учебпособие / Л В Попова, И А Маслова, Ю Д Земляков - М : Финансы и кредит, 2007
10) Болонин АН Бюджетная и налоговая политика Российской Федерации на современном этапе // Микроэкономика - 2009 - N 6 - С9-12
11) Бондаренко И О контроле за использованием бюджетных средств // Экономист - 2011 - N 10 - С74-76
12) Борискин ДА Охрана природы, природопользование и доходы федерального бюджета в России / ДАБорискин, АДДумнов, ЕВМуравьева // Использование и охрана природ ресурсов в России - 2014 - N 6 - С41-43
13) Ботников АА Информационная поддержка движения бюджетных потоков в процессе финансирования сферы образования науки / ААБотников, ААЛебедев // Микроэкономика - 2010 - N 4 - С28-132