Введение
1 Теоретические основы поддержки развития малого и среднего предпринимательства в России
1.1 Понятие малого и среднего предпринимательства
1.2 Основы государственного и муниципального управления малым и средним предпринимательством
2 Анализ состояния и поддержки развития малого и среднего предпринимательства в Владимирской области
2.1 Анализ состояния развития сферы малого и среднего бизнеса
2.2 Меры государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства в Владимирской области
3 Совершенствование поддержки развития малого и среднего предпринимательства во Владимирской области
3.1 Проблемы при организации поддержки развития малого и среднего предпринимательства во Владимирской области
3.2 Направления совершенствования поддержки развития малого и среднего предпринимательства во Владимирской области
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Важным элементом развитой рыночной системы являются малые и средние предприятиям. Они представляют собой наиболее гибкую, динамичную и массовую форму организации предприятий. Сфера малого и среднего бизнеса включает в себя основную долю национальных ресурсов, которые являются основой эффективного развития экономики любой страны. В большинстве стран, именно деятельность малых и средних предприятий оказывает влияние на темпы экономического роста, показатели валового национального продукта.
Успешное хозяйствование малого и среднего предпринимательства создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается добросовестная конкуренция; создаются дополнительные рабочие места, снижается безработица, повышается экспортный потенциал.
Малый и средний бизнес - категория предпринимательства одновременно и наиболее уязвимая, и самая мобильная, способная при наличии внятной политики государства демонстрировать устойчивость к внешним факторам. Подтверждение данного факта стал кризис еще 2009 года: одни предприниматели не выдержали и ушли с рынка, другие быстро перестроились и нашли новые ниши. Тогда эксперты много говорили о выводах, которые должны были сделать институты, связанные с сектором малого и среднего бизнеса. Однако последующие годы показали, что жесткая политика государственных органов власти нашей страны по улучшению социально-экономического положения, привела к снижению числа малых и средних предприятий в регионах.
Актуальность рассматриваемой темы заключается в необходимости изучать сущность малого и среднего бизнеса, нормативно-правовую базу функционирования, каким образом и в каких формах осуществляется государственная поддержка малого и среднего бизнеса. Также остро встает необходимость выявлять причины неэффективной политики поддержки развития малого и среднего бизнеса, а также разрабатывать практические мероприятия по совершенствованию управления малым и средним бизнесом.
Цель курсовой работы – рассмотреть механизм организации поддержки развития малого и среднего предпринимательства.
Цель обуславливает решение ряда задач:
- рассмотреть теоретические основы поддержки развития малого и среднего предпринимательства в России;
- изучить деятельность государственных органов власти, направленную на организацию поддержки развития малого и среднего предпринимательства в регионе;
- рассмотреть направления совершенствования поддержки развития малого и среднего предпринимательства.
Объект исследования – деятельность государственных органов по развитию малого и среднего предпринимательства Владимирской области.
Предмет исследования – состояние сферы поддержки развития малого и среднего предпринимательства.
В процессе написания работы использовался ряд методов анализа, в частности метод сбора эмпирических данных, метод аналитических группировок, метод составления аналитических таблиц, графический метод, факторный анализ и др.
Информационной базой для написания работы послужили нормативные и законодательные акты РФ, монографии, учебники по государственному и муниципальному управлению таких авторов как Алехиной Э.В., Гладышева А.Г., Парахиной В.Н., публикации в научной периодике, а также данные федеральной статистики по Владимирской области.
1 Теоретические основы поддержки развития малого и среднего предпринимательства в России
1.1 Понятие малого и среднего предпринимательства
Развитие малого и среднего бизнеса в различных отраслях является одним из основных источников экономического роста государства, и без его участия невозможно построить инновационную экономику. В экономически развитых странах малый и средний бизнес играет очень важную экономическую и социальную роль, и доля таких фирм там составляет примерно 70–80% от общего числа организаций.
Основным документом, регулирующим малый бизнес, является Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В нем закреплены положения, регулирующие отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства. В законе определены понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, а также приведены виды и формы их поддержки.[1]
К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства. То есть официально прошедшие государственную регистрацию юридические лица, индивидуальные предприниматели и фермерские хозяйства.
При этом должны быть соблюдены определенные условия:
1) для юридических лиц:
- доля участия в уставном капитале юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства (за некоторым исключением), не должна превышать 25 %;
- суммарная доля участия иных субъектов (государство, иностранные организации и лица, общественные, религиозные и благотворительные объединения) в уставном капитале не должна превышать 25 %;
2) для всех субъектов малого и среднего бизнеса – средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения средней численности работников:
- для микропредприятия – до 15 человек;
- для малого предприятия – до 100 человек включительно;
3) для всех – выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения:
- для микропредприятия – 60 млн. руб.;
- для малого предприятия – 400 млн. руб.
Именно третье условие и закреплено в опубликованном Постановлении Правительства РФ от 09.02.2013 № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательств».[2]
В экономике развитых стран одновременно функционируют крупные, средние и мелкие предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде.
Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности.
Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются предприятия больших масштабов; напротив, именно малые и оказываются для них более предпочтительными.
Для рыночной экономики характерна система предприятий, различных по своим размерам.
Крупные предприятия обладают большим количеством трудовых, материальных, производственных ресурсов. Крупные предприятия в современных сложных экономических условиях способны осуществлять крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги.
Однако, за последнее десятилетие, наблюдается стремительный рост количества малых и средних предприятий. Как правило, они работают в тех сферах, где не требуется огромных финансовых вливаний, крупного оборудования и огромного числа сотрудников.
Малые и средние предприятия заняли нишу в сфере оказания услуг, производства потребительских товаров.[3]
Эффективное функционирование малых и средних предприятий определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление к запросам потребителей; производство продукции малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и др. Развитие мелкого и среднего предпринимательства создает благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого и среднего бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.
Малые и средние предприятия в рыночных условиях, очень мобильны, и работают с использованием специализации и кооперации.
Преимущество малого и среднего бизнеса в том, что он способен быстро развиваться и окупаться, создавая здоровую конкуренцию на рынке.
Малые и средние предприятия играют большую роль в производстве товаров, при осуществлении исследовательских работ, также позволяя давать рабочие места.
Как уже было сказано ранее, обычно крупные предприятия, имея большой капитал и масштабы, занимаются разработкой и производством наукоемкой продукции. А малые и средние предприятия широко занимаются их реализацией, рекламированием и т.д. Отношение нововведений к затратам на научные исследования и разработку малых предприятий в 3–4 раза выше чем в крупных.[4]
Быстрый рост кооперации и специализации обусловливает такое положение, когда мелкие и средние предприятия, вовлеченные в деятельность крупных предприятий, становятся их структурными подразделениями, хотя и воспринимаются как самостоятельный субъект экономики.
Прежде всего, это касается предприятий, обладающих монополией на определенном рынке.