ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Теоретические основы сбытовой политики
1.1 Анализ инструментов и методов рынка сбыта
1.2 Политика сбыта: планы и реальность
1.3. Инструменты и методы оценки экономической эффективности российского рынка сбыта ТЭК
Глава 2 Анализ сбытовой политики ПАО «МОЭСК»
2.1 Характеристика развития рынка сбыта электроэнергии в России
2.2 Экономический анализ деятельности ПАО «МОЭСК»
2.3 Экономическая оценка эффективности сбытовой политики ПАО «МОЭСК»
Заключение
Список литературы
На сегодняшний день Россия является мировым лидером по запасам многих природных ресурсов. Для нашей страны топливно-энергетический комплекс играет одну из важнейших ролей в национальной экономике. Россия, как и другие страны интегрирована в мировую экономику, именно поэтому проблемы сбытовой политики энергоресурсов являются очень важными для данного сектора.
Процесс сбыта очень важен для любой компании в любом секторе экономики, но для топливно-энергетического сектора, процесс сбыта ресурсов является основополагающим. Специфика данного рынка такова, что при процессе добычи или генерации они должны быть реализованы незамедлительно.
Актуальность курсовой работы заключается в том, что рынок сбыта является важнейшим звеном в топливно-энергетическом комплексе. Механизмы сбыта влияют на объемы и технологические процессы отрасли. На сам рынок сбыта влияют внешнеэкономические и внешнеполитические процессы. Это глобальный сегмент данной отрасли. При этом существует внутренний рынок сбыта, на который влияет не мало различных факторов.
Поэтому вопрос о проблемах и развитии рынков сбыта природных ресурсов является актуальным.
На сегодняшний день наша страна обладает всеми возможными топливно-энергетическими ресурсами. Поэтому механизмы сбыта должны быть четко налажены как внутри страны, так и за ее пределами.
Понимание данной проблемы является основой правильного развития топливно-энергетической отрасли, как в масштабах страны, так и в масштабах отдельных организаций.
Анализу основных направлений рынка сбыта посвящено множество различных статей и документов. Основной из них является «Стратегия развития Российской Федерации». В своей работе я взял за основу стратегию развития до 2020 года.
Целью моей работы является анализ основных направлений сбытовой политики РФ в различных энергетических отраслях, а также конкретизация на рынке электроэнергии и механизмах внутреннего сбыта продукции.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- Анализ инструментов и методов рынка сбыта
- Политика сбыта: планы и реальность
- Характеристика развития рынка сбыта в России
- Экономический анализ деятельности ПАО «МОЭСК»
- Экономическая оценка эффективности сбытовой политики ПАО «МОЭСК»
В первой главе моей курсовой работы изучены принципы и теоретические особенности сбытовой политики ТЭК всей отрасли в целом включая нефтегазовый комплекс. Проанализированы все инструменты и подходы, а также изучены перспективы и текущая ситуация на рынке.
Во второй главе проанализирован рынок сбыта электроэнергетики в России на примере компании ПАО «МОЭСК». Дана текущая характеристика рынка сбыта. Рассчитаны основные показатели и на основании этого сделано заключении об эффективности сбытовой политики компании.
Глава 1 Теоретические основы сбытовой политики
1.1 Анализ инструментов и методов рынка сбыта
Управление сбытом продукции — способность перемещать товары, услуги или информацию более быстро и/или более эффективно — одна из ключевых составляющих организации производства предприятий ТЭК конца XX в. (рис. 1). Конкурентоспособными в XXI в. станут предприятия ТЭК, которые хорошо овладели производством в режиме «точно в срок», вопросами доставки и управлением запасами. Именно такие предприятия доминируют в настоящее время в мировой экономике. Поэтому влияние сбытовой политики и в дальнейшем будет сохранять свои позиции.
Методы системы управления сбытом продукции предприятий ТЭК определяются:
- технологией перемещения продукта: нефть, газ, энергия;
- спецификой производственных процессов: непрерывность производства, широкий спектр использования продукции, ассортимент выпускаемой продукции, колебания спроса на продукцию, лидирующее положение перерабатывающих компаний в регионе;
- адекватностью как инновационным технологиям ТЭК на уровне региона, так и технологиям мирового уровня;
- концептуальной структурой корпоративной индивидуальности предприятий ТЭК, создающей стратегическое преимущество в конкурентной борьбе;
- системными исследованиями логистической сети в различных функциональных областях: «тонкость или легкость», рациональность, гибкость материального потока, охватывающего процесс обслуживания потребителей, а также комплексность операций, вплоть до конечного потребителя продукции;
- обеспечением интегрируемыми коммуникациями вследствие ограничения пределов действия физических законов природы [5, с. 290]. После овладения предприятиями ТЭК в полной мере управлением сбытом как основой устойчивого конкурентного преимущества никаких дополнительных преимуществ в этой сфере они получить уже не смогут;
- ориентацией системы управления сбытом продукции предприятий ТЭК на потребителя посредством конкурентных решений, принимаемых в зависимости от рыночной ситуации: уровень обслуживания потребителей, доверительность отношений с клиентами, время выполнения заказов;
- необходимостью учета неопределенности внешней среды: конкретизировать факторы, произвести их селекцию, идентифицировать области и силу влияния;
- совокупностью средств и путей сообщения, а также различных технических устройств и сооружений, обеспечивающих бесперебойную и эффективную организацию производства по средствам транспортной системы ТЭК, в которую входят трубопроводный, железнодорожный, речной, автомобильный, воздушный виды транспорта.
Модели системы стратегической оптимизации управления сбытом продукции анализируют решения о приобретении ресурсов, изъятии капиталовложений, производстве и распределении новых или существующих грузопотоков в течение последующих лет. Эти решения включаются в тактические планы следующего года и передаются в моделирующую систему тактической оптимизации.
Система прогнозирования спроса и управления заказами выполняет средние долгосрочные прогнозы спроса для моделирующих систем тактической и стратегической оптимизации. И наоборот, моделирующая система стратегической оптимизации обеспечивает систему прогнозирования спроса с обратной связью о доходности существующих и новых сетей транспортных грузопотоков. Эта информация может быть использована для выработки маркетинговых стратегий увеличения объемов рентабельных грузопотоков.
Рисунок 1 – Упрощенная структура системы управления сбытом продукции предприятий ТЭК
[1]Основная цель системной иерархии — возможность принимать решения в системе управления сбытом как централизованным, так и децентрализованным методом:
- централизованное принятие решений необходимо при реализации действий, являющихся результатом интеграции;
- децентрализованное принятие решений необходимо для быстрого и детального выполнения операций.
Таким образом, система управления сбытом продукции предприятий ТЭК включает в себя следующие инструменты (интеллект системы), инструментарий и процессы управления (динамика системы). Направленность действий системы заключается в увязке и оптимальном соотношении сбытовой политики предприятия ТЭК, его внутренней среды, характеризующей реальные возможности системы, с внешней средой, интегрирующей эффективность взаимодействия различных отраслей топливно-энергетического комплекса и их элементов. Конкурентоспособное управление системой сбыта продукции предприятий ТЭК не может быть достигнуто лишь быстрой и недальновидной реакцией на нужды современной системы поставок: необходима оптимизация систем моделирования, требующая выявления целого комплекса взаимосвязей и влияний внутренних и внешних факторов, а также позволяющая достичь волнового эффекта. [2]