Введение
1. Теоретическая часть
1.1. Экономические условия ценообразования
1.2. Факторы, влияющие на политику ценообразования
2. Аналитическая часть
2.1. Методика ценообразования и система ценовых методов
2.2. Характеристика основных методов ценообразования
3. Правовая часть
3.1. Правовые документы, регламентирующие процесс формирования цен на продукцию
4. Расчетная часть
4.1. Расчет себестоимости продукции условного предприятия
Заключение
Список использованных источников
Специфические особенности внутренних и внешних экономических условий деятельности российских предприятий предопределяют особую важность точной и последовательной реализации глубоко продуманной политики ценообразования. Некоторые особые черты современной российской экономики изменяют среду деятельности фирмы, что налагает отпечаток на все аспекты ценовой политики. В условиях развития рыночной экономики значение ценовой политики неизмеримо возрастает как на микро-, так и на макроуровне.
Ценовая политика – важный элемент стратегии предприятия. Она влияет на его рентабельность, жизнеспособность и финансовую стабильность. В долгосрочном периоде от ценовой политики зависит вся деятельность производственно-сбытового комплекса. Ценовая политика очень многогранна, она включает в себя множество аспектов и должна рассматриваться в комплексе всей деятельности фирмы.
Цена продукции – один из основных факторов, определяющих выбор покупателя, поэтому ценовая политика тесно связана с позиционированием товара на рынке. Цена – один из элементов рыночной стратегии предприятия, который постоянно взаимодействует с остальными: цена продукции влияет на восприятие рынком качеств товара и отдачу от рекламы, а реклама и система распространения, в свою очередь, воздействуют на результативность ценовой политики.
Эффективное функционирование экономики страны невозможно без создания конкурентоспособного производства. В свою очередь, конкурентоспособность тесно связана с реализацией комплексной ценовой политики на предприятии. Таким образом, очевидна важность проблемы формирование цены реализации для его эффективного функционирования.
Цель исследования – теоретическое и аналитическое обобщение основных концепций формирование цены реализации предприятия в современных российских условиях.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
- изучить экономические условия ценообразования;
- описать факторы, влияющие на политику ценообразования;
- рассмотреть методику ценообразования и систему ценовых методов;
- охарактеризовать основные методы ценообразования;
- описать правовые документы, регламентирующие процесс формирования цен на продукцию;
- провести расчет себестоимости продукции условного предприятия.
Объект исследования – рыночная среда как область принятия экономических решений и как фактор, влияющий на рыночное поведение и ценовую политику российского предприятия в современных условиях.
Предмет исследования – условия и факторы формирования цены реализации.
Теоретической и методологической основой исследования являются научные достижения отечественных и зарубежных экономистов в области изучения проблем ценообразования и ценовой политики предприятия.
Методологической основой исследования служит системный подход к изучению экономических процессов и явлений в современной российской экономике. В процессе изучения материалов использовались методы анализа и синтеза.
Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников.
1. Теоретическая часть
1.1. Экономические условия ценообразования
Задачи ценообразования – задачи, решаемые при реализации того или иного варианта ценового поведения.
Основной перечень задач ценообразования, как показывает экономическая практика, является общим для любого современного государства, но варьирует в зависимости от типов и стадий развития экономики.
Основными принято считать следующие задачи ценообразования :
- покрытие затрат на производство продукции (или на посредничество в ее реализации) и обеспечение прибыли, достаточной для нормального функционирования производителя (посредника);
- учет взаимозаменяемости продукции при формировании цены;
- решение социальных вопросов;
- реализация экологической политики;
- решение внешнеполитических вопросов.
Первые две задачи стоят не только перед современным обществом, они решались и на ранних этапах развития рынка, особенностью которого были горизонтальные связи между производителями, посредниками и потребителями.
В этих условиях цена представляет собой исключительно функцию рынка.
Первая задача – покрытие затрат на производство продукции и обеспечение прибыли – требование продавца-производителя и посредника. Чем благоприятнее для производителя конъюнктура рынка, т. е. чем по более высокой цене он может реализовать свою продукцию, тем большую прибыль он получит.
Вторая задача – учет взаимозаменяемости продукции – это основное требование потребителя. Его не интересует, сколько затрачено на изготовление данного продукта. Если один и тот же продукт предлагается на рынке по разным ценам, потребитель, естественно, предпочтет тот, что предлагается по более низкой цене. Если по одинаковой цене предлагается более качественный и менее качественный продукт, потребитель предпочтет тот продукт, качество которого выше.
Другие задачи возникли уже на современном этапе ценообразования, их особенно важно решать по мере перехода от рынка неразвитого, стихийного к рынку регулируемому.
В условиях развитого рынка сбалансированность экономики достигается не столько с помощью стихийного регулятора, сколько путем проведения государственной политики, призванной выражать общенациональные интересы .
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 05.05.2014) // Собрание законодательства РФ. – 05.12.1994. – № 32. – ст. 3301.
2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 02.11.2013) // Собрание законодательства РФ. – 29.07.2002. – № 30. – ст. 3012.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 02.04.2014) // Собрание законодательства РФ. – № 31. – 03.08.1998. – ст. 3824.
4. Указ Президента РФ от 28.02.1995 N 221 (ред. от 08.04.2003) «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» // Собрание законодательства РФ. – 06.03.1995. – № 10. – ст. 859.
5. Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 (ред. от 09.03.2013) «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» // Собрание законодательства РФ. – 13.03.1995. – № 11. – ст. 997.
6. Постановление Правительства РФ от 29.06.1993 № 513 «Об изменении состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) акционерных обществ энергетики и электрификации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. – 05.07.1993. – № 27. – ст. 2526.
7. Приказ Минэкономики РФ от 01.10.1997 № 118 «Об утверждении Методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций)» // Экономика и жизнь. – № 49-52. – 1997. – № 2. – 1998.
8. Приказ Госкомспорта РФ от 08.06.1998 № 210 «Об утверждении особенностей состава затрат, включаемых в себестоимость туристского продукта организациями, занимающимися туристской деятельностью» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.08.1998 № 1595) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – № 22. – 07.09.1998.
9. Отраслевые особенности состава затрат, включаемых в себестоимость продукции на предприятиях лесопромышленного комплекса» (утв. Минэкономики РФ 19.10.1994) (с изм. от 26.12.2002) (вместе с «Методическими рекомендациями (инструкцией) по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции лесопромышленного комплекса», утв. Минэкономики РФ 16.07.1999) // Справочно-правовая система «Консультант плюс». Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.
10. Балашов А.И. Экономика фирмы: уч. пос. для вузов – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 352 с.
11. Боробов В. Н. Экономика предприятия: учебное пособие / Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАГС). – М.: Изд-во РАГС, 2010. – 162 с.
12. Грибов В. Д., Грузинов В.П. Экономика предприятия: уч-к +практикум. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика: Инфра-М, 2009. – 400 с.
13. Жиделева В.В., Каптейн Ю.Н. Экономика предприятия: уч пос. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2009. – 132 с.
14. Налоговый Кодекс Российской Федерации (части первая и вторая). – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во. 2013. – 608 с.
15. Соснаускене О.И. Порядок расчета сметы затрат по основным и накладным расходам / О.И. Соснаускене // Справочник экономиста. – 2012. – №5. Режим доступа: http://www.profiz.ru/se/5_2012/poryadok_rasch_cmety/.
16. Чалдаева Л. А. Экономика предприятия: уч-к / Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011. – 348 с.
17. Экономика организации (предприятия): уч-к / под ред. Н. А. Сафронова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Магистр, 2009. – 687 с.
18. Экономика организации (предприятия): уч-к / под ред. Н.А. Сафронова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2009. – 618 с.
19. Экономика предприятия (в схемах, таблицах, расчетах): уч. пос. / В. К. Скляренко и др. – М.: Инфра-М, 2010. – 256 с.
20. Экономика предприятия (фирмы): практикум / под ред. В.Я. Позднякова; В. М. Прудникова. – 2-е изд. – М.: Инфра-М, 2010. – 320 с.
21. Экономика предприятия (фирмы): уч-к / Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова; под ред. О. И. Волкова; под ред. О. В. Девяткина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2009. – 604 с.
22. Экономика предприятия (фирмы): уч-к для вузов / под ред. В. Я. Горфинкеля. – М.: Проспект, 2011. – 640 с.
23. Экономика фирмы: уч. пос. / Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации; под ред. А. Н. Ряховской. – М.: Магистр, 2009. – 511 с.