Введение
Глава 1. ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ
1.1 Система законодательства, регулирующего договор перевозки пассажиров общего пользования
1.2 Понятие и виды договора перевозки пассажиров общего пользования
1.3 Участники договорных отношений, связанных с перевозками перевозкой транспорта общего пользования
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ ПО ДОГОВОРУ ПЕРЕВОЗКИ
2.1 Права и обязанности перевозчика по договору перевозки пассажира транспортом общего пользования
2.2 Правоприменительная практика относительно признаков транспорта общего пользования
2.3 Ответственность перевозчика
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность выбранной темы определяется тем, что перевозка пассажиров занимает значительное место в деятельности транспортных организаций. Перевозкам посвящены глава 40 Гражданского Кодекса Российской Федерации, а так же транспортные уставы и кодексы. Транспортное законодательство довольно детально регулирует перевозки пассажиров.
В современных рыночных условиях правовое регулирование договорных обязательств, применяемых в области транспортной деятельности, имеет особое значение для Российской Федерации с ее обширной территорией и развитой транспортной сетью.
Отражением этого являются постоянно развивающееся транспортное законодательство и большое число споров, возникающих между транспортными организациями и их клиентурой, связанных с исполнением договоров перевозки.
Перевозка пассажиров занимает значительное место в деятельности транспортных организаций. Для обеспечения все возрастающих потребностей в пассажирских перевозках и повышения качества их организации в последние годы значительно обновлен и пополнен подвижной состав железнодорожного, автомобильного, воздушного, водного транспорта, совершенствуются путевые и другие устройства. На некоторых железнодорожных и судоходных линиях, а также на некоторых видах транспорта в целом (например, на воздушном) объем пассажирских перевозок больше, чем грузовых, и это определяет общий характер эксплуатационной работы.
Отношения потребителей и производителей в современном обществе развиваются в условиях бурного роста объема, разнообразия номенклатуры и технической сложности продукции, работ и услуг. Общественное признание и всеобщее понимание первоочередности решения проблем обеспечения различных прав человека стали одним из достижений современной цивилизации. Это привело к возникновению правового института защиты прав потребителя.
Услуг получателями в договоре перевозки пассажира являются лишь граждане. Это обстоятельство обусловило правомерность применения в обязательствах, возникающих из перевозки пассажиров, не только транспортного законодательства, но и Закона о защите прав потребителей, что расширяет возможности пассажира при защите его прав и законных интересов. Положения Закона о защите прав потребителей учитываются и при разработке транспортного законодательства.
В данной работе я постараюсь как можно шире проанализировать договор перевозки пассажира и более подробно остановлюсь на правах пассажира и ответственности перевозчика.
В соответствие со статьей 789 Гражданского Кодекса Российской Федерации перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что данная организация обязана осуществить перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном порядке. Договор перевозки транспортом общего пользования признается публичным договором (статья 426 ГК РФ).
Особое место в регулировании отношений, связанных с перевозкой, занимает договор перевозки пассажира (статья 786 ГК РФ). По такому договору перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажирам багажа также доставить этот багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир в свою очередь обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа - и за провоз багажа.
Объектом настоящего исследования выступают отношения, складывающиеся по поводу организации перевозок пассажиров и багажа.
Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, научная и учебная литература.
Целью исследования является договор перевозки пассажиров транспортом общего пользования: правоприменительная практика относительно признаков транспорта общего пользования.
Методы исследования аналитический и сравнительно-правовой методы исследования.
В курсовой работе произведено исследование института договора перевозки пассажиров и их багажа железнодорожным транспортом.
Глава 1. ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ
1.1 Система законодательства, регулирующего договор перевозки пассажиров общего пользования
Нормы о договоре перевозки, как, и об иных видах договорных обязательств, были включены в разд. IV Гражданского кодекса РФ (далее - ГК), который в качестве части второй ГК был принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ 22 декабря 1995 г. и введен в действие с 1 марта 1996 г[1].
Правовое регулирование в ГК отношений, связанных с перевозкой грузов, пассажиров и багажа, в значительной мере отличается от регламентации иных видов договорных обязательств. Достаточно отметить, что положениям, регулирующим столь сложные обязательства, как перевозка, законодатель посвятил лишь 14 статей (для сравнения, гл. 30 ГК о купле-продаже насчитывает более 100 статей)[2].
Сохранение такого методологического подхода в новом ГК оправданно еще и по той причине, что в соответствии с ним новые транспортные уставы и кодексы могли быть приняты на уровне федерального закона (п. 2 ст. 784), что, по мысли разработчиков ГК, должно было гарантировать как единообразие правового регулирования сходных отношений, складывающихся при перевозке грузов разными видами транспорта, так и разумность и справедливость правил, регламентирующих перевозку для всех участников соответствующих отношений.
Однако специфика деятельности транспортных организаций в зависимости от вида транспорта существенно влияет на условия перевозки. Именно поэтому особенности правовой регламентации транспортных договоров на различных видах транспорта закреплены в специальном транспортном законодательстве.
Вместе с тем, исследователь Г.П. Савичев отмечал, что «значение нового ГК в регулировании перевозок грузов нельзя недооценивать... ГК расширяет сферу свободного волеизъявления сторон договора перевозки. В соответствии с ГК все транспортные уставы и кодексы принимаются на уровне федерального закона; в ГК впервые включена специальная статья об ответственности перевозчика применительно ко всем видам общественного транспорта; изменен претензионно-исковой порядок урегулирования споров, возникающих из перевозки грузов»
ГК расширил сферу свободного волеизъявления сторон договора перевозки, об этом свидетельствует правило о том, что условия перевозки отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются их соглашением, если транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное (п. 2 ст. 784 ГК)[3].
Основной договор, опосредствующий перевозки грузов, - это договор перевозки грузов, сконструированный в ГК, как и прежде, по модели реального договора: перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за эту перевозку установленную плату (п. 1 ст. 785)[4]. Условия такого договора перевозки должны содержаться в соответствующем транспортом документе: на железнодорожном, речном и воздушном транспорте - в накладной; на морском транспорте - в накладной или коносаменте; на автомобильном транспорте - в товарно-транспортной накладной или акте замера (взвешивания). Составление и выдача грузоотправителю транспортной накладной или иного соответствующего перевозочного документа одновременно служат подтверждением заключения договора перевозки грузов.
Из всех договоров перевозки в ГК выделяются договоры перевозки транспортом общего пользования, когда в качестве перевозчика выступает коммерческая организация, которая в силу закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) обязана осуществлять перевозки по обращению любого лица. ГК (ст. 789[5]) установил, что перечень таких организаций, относящихся к транспорту общего пользования, должен публиковаться в установленном порядке. Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором, поэтому к нему применяются правила, предусмотренные ст. 426 ГК[6].
В обязанности перевозчика по договору перевозки груза входит подача грузоотправителю под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом) или договором, исправных транспортных средств в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. В противном случае отправитель вправе отказаться от поданных транспортных средств (ст. 791 ГК)[7].
Следует обратить внимание на то, что отказ от поданных перевозчиком транспортных средств, непригодных для перевозки груза, является в соответствии с ГК правом, а не обязанностью грузоотправителя.
Как уже было отмечено, в Гражданский кодекс РФ были включены лишь основные, принципиальные положения, регулирующие договор перевозки, которые представляют собой правила, применимые в равной степени к отношениям, связанным с перевозкой грузов, пассажиров и багажа различными видами транспорта. В этом смысле положения о договоре перевозки, сосредоточенные в гл. 40 ГК, представляют собой некий свод правил, вынесенных за "скобки", подлежащих применению ко всем видам перевозок.
Поднимая планку правового регулирования перевозок грузов, пассажиров и багажа (в том числе транспортных уставов и кодексов) на уровень федеральных законов, ГК стремился обеспечить создание в целом единой системы правового регулирования договора перевозки, применяемого в сферах деятельности различных видов транспорта: то обстоятельство, что все транспортные уставы и кодексы в процессе их разработки и принятия должны пройти через одни и те же "руки".
После введения в действие ГК первым из новых транспортных уставов и кодексов был принят Воздушный кодекс Российской Федерации (далее - ВК РФ). К сожалению, новый ВК РФ никак не может служить образцом урегулирования отношений, связанных с воздушными перевозками, в условиях рыночных отношений на основе принципиальных положений, содержащихся в ГК. Скорее можно говорить о примере противоположного свойства, о негативном нормотворчестве, в процессе которого извращаются до "наоборот" цели отдельных транспортных уставов и кодексов (применительно к урегулированию договора перевозки), вытекающие из ГК РФ.
Нормативно-правовые акты
- Конституция Российской Федерации от 1. декабря 1992 г. // Российская газета. – 2. декабря 1993 г.
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 3. ноября 1994г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. — № 32. – Ст. 3301; Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2 от 2. января 1996г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. — № 5. — Ст. 410.
3.Воздушный Кодекс РФ от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 18.07.2006) // Российская газета, N 59-60, 26.03.1997.
4.Кодекс Торгового Мореплавания РФ от 30.04.1999 N 81-ФЗ (ред. от 20.12.2005) // Собрание законодательства РФ, 03.05.1999, N 18, ст. 2207.
5.Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 N 24-ФЗ (ред. от 29.06.2004) // Российская газета», N 50-51, 13.03.2001.
6.Устав автомобильного транспорта РСФСР (утв. Постановлением Совмина РСФСР от 08.01.1969 N 12) (ред. от 18.02.1991, с изм. от 28.04.1995).
7.Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 27.07.2006) «О защите прав потребителей» // Ведомости СНД и ВС РФ, 09.04.1992, N 15, ст. 766.
8.ФЗ от 10.01.2003 N 18-ФЗ (ред. от 07.07.2003) «Устав железнодорожного транспорта РФ» // Российская газета, N 8, 18.01.2003.
9.ФЗ от 10.01.2003 N 17-ФЗ (ред. от 07.07.2003) «О железнодорожном транспорте в РФ» // Российская газета, N 8, 18.01.2003.
10.Указ Президента РФ от 7 июля 1992 г. N 750 «Об обязательном личном страховании пассажиров // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1992. N 7. Ст. 35.
11.Постановление Правительства РФ от 2 марта 2005 г. N 11. «Об утверждении правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а так же грузов, багажа, и грузобагажа, для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности» // Российская газета, N 54, 18.03.2005.
12.Приказ МПС РФ от 26.07.2002 N 30 (с изм. от 19.05.2003) «Об утверждении правил перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа на Федеральном железнодорожном транспорте» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.08.2002 N 3675) // Российская газета, N 154-155, 20.08.2002.
13.Правила международных воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов (утв. МГА СССР 03.01.1986 N 1/И) (дата введения 01.10.1986) (с изм. от 17.05.2006) // Воздушный транспорт, Москва, 1986. Акты судебных органов 1. Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» (с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлениями Пленума Верховного Суда РФ от 2. апреля 1995 г. N 6. от 2. октября 1996 г. N 10. от 1. января 1997 г. N 2) // Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по гражданским делам. М., 1997. 2.Постановление Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30 «О некоторых вопросах практики применения ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ» // Хозяйство и право, N 12, 2005/
Книги одного автора
- Богатых Е. А. Гражданское и торговое право М., 2000.
2.Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Договоры о выполнении работ и оказании услуг. М., 2002.
3.Витрянский В.В. Договор перевозки. М., 2001.
4.Витрянский В.В. Договоры перевозки и транспортной экспедиции // Закон. 1996. N 11. С. 23-31.
5.Витрянский В.В. Понятие и виды договора перевозки. Система договоров перевозки // Хозяйство и право. 2001. N 1. С. 62-68.
6.Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Ч. II. М., 2006.
7.Гражданское право: Учебник / Отв. ред. Е.А. Суханов. В 2 т. Т. II. Полутом 2. М., 2005.
8.Гражданское право. Часть вторая: учебник. под. ред. В.П. Мозолина М., Юристъ, 2004.
9.Егиазаров В.А. Транспортное право. М., 2002.
10.Ерпылева Н.Ю. Актуальные проблемы теории и практики международного транспортного права // Адвокат», NN 2, 3, 2003, С. 31-37.
11.Иванов Г.Г. Актуальные вопросы международного частного права. М., 1986.
12.Иванов Г.Г. Правовое регулирование морского судоходства в Российской Федерации. М., 2002.
13.Иванова Е. А. Международно – правовые аспекты ответственности, наступающей вследствие авиационных происшествий // Журнал российского права, N 7, 2002, С. 34-39.
14.Залесский В. В. О защите прав пассажира в отношениях с транспортной организацией – перевозчиком // Право и экономика, N 9, 2000, С. 12-19.
15.Калпин А.Г. Новое в правовом регулировании отношений на железнодорожном транспорте // Государство и право. 2003. N 10. С. 48 — 51.
16.Калпин А.Г. Чартер (природа, структура отношений, сопоставление со смежными морскими договорами). М., 2019.
17.Комментарий к Транспортному уставу железных дорог Российской Федерации (постатейный) / Под ред. Т.Е. Абовой, В.Б. Ландреса. М., 1998.
18.Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации / Под ред. Г.Г. Иванова. М., 2018.
19.Комментарий к части второй Гражданского кодекса Р.Ф. (постатейный) / Под ред. О. Н. Садикова М., 2017.
20.Комментарий к части второй Гражданского кодекса Р.Ф / Под ред. Е.А. Суханова М., 2016.