Малый бизнес как институциональный сектор экономики уже много лет доминирует по количеству и объему производства в ведущих странах мира.
Предприятия с небольшой численностью сотрудников обеспечивают гибкость и стабильность экономической системы региона, приближают ее к потребностям конкретных потребителей и, в то же время, играют важную социальную роль, обеспечивая рабочие места и источники дохода для населения.
Хотя на протяжении всего периода рыночной экономики в Российской Федерации проблемам развития малого бизнеса уделялось много внимания, его социально-экономическое состояние остается неоптимальным.
Проблема даже не в количественных параметрах функционирования этой сферы, которые динамично улучшаются, а, прежде всего, в создании определенных условий для развития малого бизнеса, структуры управления отечественным малым бизнесом, его эффективное сотрудничество с крупными предприятиями регионов.
Существуют определенные подходы и методы (как со стороны государства, так и со стороны других заинтересованных сторон) для поддержки успешного развития этого направления в экономике.
Для государства бизнес - это среда для развития инновационной сферы, взращивания бизнес-элиты и формирования конкурентной среды. Для других заинтересованных сторон развитие бизнеса помогает повысить их благосостояние, социальный статус, возможности для самореализации, а также эффективное использование собственных сбережений. Размер бизнеса зависит от дохода, который он может принести, налогов, уплачиваемых государству, его маневренности на рынке, способности быстро реагировать на изменения внутренней и внешней среды.
Малый бизнес - неотъемлемый и незаменимый элемент современной рыночной экономики. В большей степени, чем большой бизнес, для него характерна прямая связь с общественностью, которая определяется ее массой, преимущественной ориентацией на потребности людей, пространственной рассредоточенностью.
Целью данной работы является изучение предпринимательства в России, проблем его развития.
Для достижения поставленной цели были определены следующие основные задачи:
- изучить сущность малого бизнеса и его роль в экономике ;
- провести анализ проблем функционирования малого и крупного бизнеса в России.
1. СУЩНОСТЬ МАЛОГО БИЗНЕСА И ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ
1.1 Понятие малого бизнеса
Термин «бизнес» в современной повседневной жизни - достаточно привычное и понятное слово, хотя впервые это понятие появилось в конце 20 века. Разберем этот термин по этапам его развития.
Американский ученый Алан Хоскинг, автор «Бизнес-исследований» (одной из многих систематических публикаций Холборн-колледжа (Лондон)), интерпретировал понятие «бизнес» как «деятельность, осуществляемая отдельными лицами, предприятиями или организациями для извлечения естественных ресурсов», выгоды, производство или купля-продажа товаров или оказание услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций ».
В 1985 году американский ученый профессор Р. Хизрич дал следующее определение термина «бизнес» - «предпринимательство как процесс создания чего-то нового, имеющего ценность, а предприниматель - это человек, который тратит все необходимое: время и усилия, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая деньги в награду и удовлетворение достигнутым ».
Русские ученые XIX века В. Коноплицкий и А. Филина [9], авторы книги «Это бизнес» (толковый словарь экономических терминов), дают следующее определение понятию «бизнес» - «любой организованная юридическая деятельность, основной целью которой является получение прибыли, регулируется национальным законодательством и международными соглашениями ».
В политическом словаре сущность понятия «бизнес» выражается следующим образом (англ. Business - коммерческая деятельность) «то же, что и предпринимательство, предпринимательская деятельность, инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли».
Исходя из приведенных выше определений, можно отметить, что значение термина «бизнес» меняется под влиянием развития рыночных отношений.
Обобщая приведенные выше определения понятия «бизнес», можно отметить, что бизнес - это предпринимательская деятельность, связанная с риском использования имеющихся ресурсов, направленная на получение прибыли.
В некоторых определениях российских и зарубежных исследователей отождествляются понятия «бизнес» и «предпринимательство». Чтобы подтвердить или опровергнуть этот тезис, необходимо рассмотреть определение понятия «предпринимательство».
Понятие «предпринимательство» возникло в 18-19 веках. В 1767-1832 годах Жан Батист Сэй дал следующее определение: «предпринимательство - это экономическая деятельность, осуществляемая посредством постоянного сочетания факторов, направленная на эффективное использование всех ресурсов и получение наивысших результатов».
В современном экономическом словаре следующее определение термина «предпринимательство» - это инициативная независимая деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от их имени, под их имущественную ответственность или от имени и под юридической ответственностью юридическое лицо».
На основании приведенных определений отметим, что, несмотря на то, что некоторые авторы выделяют понятия «бизнес» и «предпринимательство», между ними существуют определенные различия. Основное отличие состоит в том, что «бизнес» - это деятельность, осуществляемая юридическими лицами, а «предпринимательство» - это деятельность, осуществляемая физическими лицами. Отметим, что на современном этапе экономического развития предпринимательство является одной из форм бизнеса и представлено индивидуальными предпринимателями и микроорганизациями.
На основании этого отличия выделим основные характеристики бизнеса и предпринимательства (таблица 1).
Таблица 1. – основные характеристики бизнеса и предпринимательства
Бизнес
|
Предпринимательство
|
Ориентация на получение прибыли;
Обоснованный риск
Новаторство
(поиск новых решений)
Ответственность
Экономическая самостоятельность
|
Способность к обоснованному риску
Информированность, образованность
Способность систематически наблюдать и планировать
Целеустремленность (уверенность в себе, способность убеждать других)
Способность работать в коллективе (способность устанавливать связи, вовлеченный в рабочие контакты, ответственный человек)
|
Обобщая приведенные выше характеристики, можно утверждать, что бизнес - это деятельность, связанная с риском, направленная на получение стабильной прибыли за счет использования инновационных технологий, имеющая приоритеты в сфере управления (оперативный характер в принятии решений, способность вводить новшества).
На современном этапе экономического развития в экономической системе любого государства бизнес делится на две большие группы: большие и малые. Но особый упор делается на развитие малого бизнеса, подчеркивается его приоритетность в экономической политике любого государства с развитой экономикой. Такого же мнения придерживается И.И. Краснов, который в своем исследовании указывает, что:
во-первых, развитие малого бизнеса способствует повышению уровня занятости в стране;
во-вторых, малый бизнес наиболее гибок в удовлетворении разнообразных потребностей потребителей;
в-третьих, поддерживая малый бизнес, государство может косвенно развивать те направления деятельности, которые нельзя отнести к разряду государственных приоритетов;
в-четвертых, малый бизнес может выступать в качестве основных поставщиков сырья и комплектующих для крупных предприятий;
в-пятых, наличие большого количества малых предприятий улучшает конкурентную среду в государстве, что в конечном итоге влияет на качество предлагаемых товаров и средний уровень цен».
Малый бизнес в России появился в 80-х годах прошлого века. В рамках традиционных экономических структур не создавались самостоятельные субъекты производства для предпринимательской инициативы, но они действительно стали предпосылкой для развития малого бизнеса. В конце 80-х изменения в политической, социальной и экономической сферах страны предоставили некоторым предприимчивым людям возможность заниматься предпринимательской деятельностью на законных основаниях. Были созданы первые кооперативы, союзы, бизнес-ассоциации и члены кооперативного движения; Создан Союз советских менеджеров.