В 2020 г. Российская Федерация столкнулась с проблемой распространения новой коронавирусной инфекции и необходимостью принимать ограничения, связанные с минимизацией социальных контактов граждан. В результате в марте – мае 2020 г. значительная часть предприятий и организаций приостановили свою деятельность в соответствии с принятыми нормативно-правовыми актами. Во многих субъектах федерации и целом ряде отраслей народного хозяйства ограничения сохраняются до настоящего времени. Такая ситуация, безусловно, не могла не повлиять на экономическую составляющую, в связи с кризисными явлениями в экономике наполняемость бюджетов всех уровней сократилась. В этой связи еще большее значение в настоящее время приобретает контрольная деятельность налоговых органов за исчислением и уплатой налогов, повышение эффективности их работы с целью успешного решения возникающих проблем.
Взимание налога на доходы физических лиц обладает огромной социальной значимостью, поскольку затрагивает экономические интересы десятков миллионов жителей Российской Федерации, являющихся наемными работниками. Данный налог должен обеспечивать хозяйствующие субъекты и государство финансовыми ресурсами, а также содействовать решению социально-политических и экономических актуальных проблем в общественной деятельности государства. В этой связи актуальность изучения особенностей налогообложения доходов физических лиц в РФ на современном этапе, практической деятельности по контролю уплаты НДФЛ, анализ проблем налогового контроля за исчислением и уплатой налога на доходы физических лиц и поиск путей их решения является очевидной.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ теоретических и практических аспектов механизма налогового контроля за исчислением и уплатой НДФЛ, выявление его проблем и определение путей их решения.
Достижение поставленной цели предопределило необходимость решить следующие задачи:
– изучить понятие и сущность налогового контроля;
– определить особенности налогообложения доходов физических лиц в РФ на современном этапе;
– рассмотреть организацию контрольной работы налоговых органов за исчислением и уплатой налога на доходы физических лиц в РФ;
– провести анализ деятельности Межрайонной ИФНС России № 1 по Курганской области;
– проанализировать эффективность налоговых проверок МРИ ФНС России № 1 по Курганской области;
– рассмотреть проблемы и перспективы налогового контроля за исчислением и уплатой налога на доходы физических лиц в России;
– рассмотреть проблемы налогового контроля за исчислением и уплатой налога на доходы физических лиц в МРИ ФНС России № 1 по Курганской области и предложить пути их решения.
В качестве предмета исследования выступают экономические отношения, складывающиеся в процессе налогового контроля за исчислением и уплатой НДФЛ.
Объектом исследования данной работы является Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 1 по Курганской области.
Адрес инспекции: 641876, Курганская обл., г. Шадринск, ул. Орджоникидзе,4а.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
1.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Понятие налогового контроля является достаточно сложным и многоаспектным. В настоящее время в научной литературе не сложилось единого подхода к определению понятия и сущности налогового контроля. Это связано, в первую очередь, со сложностью самого понятия налогового контроля, концентрирующего в себе различные направления деятельности, такие как организационно-управленческие, правовые, финансово-экономические и другие. В настоящее время многими авторами предлагаются и научно обосновываются различные трактовки понятия «налоговый контроль». При этом упор при анализе делается на различных аспектах налогового контроля.
Анализ современной научной литературы, касающейся анализа категории «налоговый контроль», взглядов отечественных ученых и практиков на сущность и значение налогового контроля позволяет заключить, что в настоящее время налоговый контроль рассматривается учеными в трех направлениях, а именно как:
- специфическая деятельность уполномоченных государственных органов по обеспечению соблюдения налогового законодательства;
- совокупность действий, приемов, операций и способов проверки соблюдения налогового законодательства;
- система организационных, методических, технических аспектов.
Различные определения понятия «налоговый контроль» представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Понятие налогового контроля в трудах различных авторов
Автор
|
Определение налогового контроля
|
Кучеров И.И.
|
Налоговый контроль – важнейшее направление финансового контроля, представляющее собой деятельность обладающих соответствующей компетенцией субъектов с использованием специальных форм и методов, нацеленную на создание совершенной системы налогообложения и достижение такого уровня исполнительности (налоговой дисциплины) среди налогоплательщиков и налоговых агентов, при которых исключаются нарушения налогового законодательства
|
Брызгалин А.В., Ильиных Д.А.
|
Установленная законодательством совокупность приемов и способов руководства компетентных органов, обеспечивающих соблюдение налогового законодательства и правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налога в бюджет или внебюджетный фонд
|
Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.Л.
|
Контроль обеспечения полноты и своевременности уплаты юридическими и физическими лицами налогов и других обязательных платежей
|
Новоселов К.В.
|
Составная частью формируемого государством организационно-правового механизма управления, представляющего собой особый вид деятельности специально уполномоченных органов, в результате которой обеспечиваются установленное нормами налогового права исполнение обязанностей лиц в сфере налогообложения, исследование и выявление оснований для осуществления принудительных налоговых изъятий в бюджетную систему, а также установление оснований для применения мер ответственности за совершение налоговых правонарушений
|
Легальное определение налогового контроля приведено в п. 1 ст. 82 действующей редакции Налогового кодекса РФ. В соответствии с ним «налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации» [2].
Таким образом, под налоговым контролем подразумеваются меры государственного регулирования финансово-хозяйственной деятельности, направленные на соблюдение фискальных интересов государства, а также обеспечение экономической безопасности страны в целом. Он осуществляется через деятельность специально созданных служб, в частности, налоговых и таможенных органов, внебюджетных фондов.
Основными задачами налогового контроля считаются следующие направления:
- наблюдение за правильностью формирования и рациональным использованием полученных государством доходов;
- контроль над полным и своевременным выполнением компаниями и физическими лицами своих обязательств в области финансов;
- проверка правильности начисления и применения льгот в сфере налогов [24, с. 90].
В научной литературе сформулированы следующие принципы налогового контроля:
- принцип законности, означающий необходимость строгого соблюдения требований предписаний законодательных актов и основанных на них предписаний иных правовых актов всеми участниками отношений, возникающих в процессе;
- принцип юридического равенства, предполагающий недопустимость дискриминации в рамках налогового контроля по социальным, расовым, национальным и иным критериям;
- принцип соблюдения прав человека и гражданина предполагает приоритет прав и свобод человека в деятельности налоговых органов, организаций, защиту прав налогоплательщика, который гарантируется на любом этапе проведении мероприятий налогового контроля;
- принцип гласности реализуется, в частности, при официальном опубликовании сведений о действующих на территории России налогах и сборах (ст. 16 НК РФ) и при исполнении налоговыми органами своих обязанностей по информированию налогоплательщиков о действиях налоговых органов, по даче разъяснений о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов (ст. 32 НК РФ) [2].
- принцип соблюдения налоговой тайны. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, определенных в ст. 102 НК РФ;
- принцип ответственности предполагает наступление предусмотренной законодательством ответственности за совершение налоговых правонарушений;
- принцип презумпции невиновности налогоплательщика означает, что каждый налогоплательщик считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда;
- принцип планомерности означает, что действия, связанные с налоговым контролем, должны быть тщательно подготовлены и соотнесены с временными рамками их осуществления;
- принцип объективности и достоверности призван обеспечивать обоснованность и достоверность аналитических оценок для целенаправленного налогового контроля, а также снижения степени субъективности при принятии решений налоговым инспектором [14, с. 116].
Контрольные мероприятия осуществляются на разных этапах деятельности налогоплательщика. Если они проводятся еще до начала хозяйственной операции, то контроль носит название предварительного. Его целью является изучение обоснованности принятия определенного управленческого решения и предупреждение отступления от норм закона.
В процессе текущего контроля объектом внимания выступает проводимая хозяйственная операция. В этом случае контролирующие органы должны выявить и прекратить любое нарушение законности, не допустить отклонения от поставленного производственного задания, а при необходимости – задействовать резервы предприятия для увеличения эффективности производства.
Последующий контроль осуществляется уже по факту проведения определенной операции после закрытия отчетного периода. Его задание состоит в определении законности, правильности и целесообразности выбранного экономического курса, а также выявлении различных злоупотреблений и хищений. Последний вид считается самым распространенным.