Актуальность темы исследования обусловлена рядом факторов, которые неразрывно связаны между собой.
Во-первых, политика Армении в отношении Турции и Азербайджана основана на исторических предпосылках, таких как геноцид армян, признание независимости Армении, конфликт вокруг Нагорного Карабаха и т. д. Эти и многие другие факторы определяют политический курс Армении в отношении данных стран.
Во-вторых, Кавказ – стратегически важный, и в то же время нестабильный регион. После распада СССР он стал сосредоточением «замороженных» и неразрешенных конфликтов, многие из которых существуют до сих пор.
В-третьих, проблема противоречия между правом наций на самоопределение и принципом территориальной целостности государств остается одной из самых значимых в современных международных отношениях.
В-четвертых, в силу стратегической значимости Кавказа, в протекающие в рамках этого субрегиона конфликты вовлечены косвенные участники. На примере Нагорного Карабаха мы видим, что это конфликт уже не только Армении и Азербайджана: большое влияние на развитие ситуации оказывает и Турция.
Помимо сказанного, актуальность исследования обусловлена тем, что в действительности несмотря на то, что Турцией Республика Армения официально признана, до сих пор отсутствуют дипломатические связи между данными странами. Начиная с 1991 года, были предприняты ряд попыток для нормализации двусторонних отношений, которые не принесли результатов из-за позиции Турции. В 2008 году была предпринята попытка примирения между двумя странами, в рамках которой 10 октября 2009 году министры иностранных дел двух стран в Цюрихе подписали протоколы “Об установлении дипломатических отношений между Республикой Армения и Республикой Турция” и “О развитии отношений между Республикой Армения и Республикой Турция”. Однако после Турция изменила вектор развития, приостановила процесс ратификации Протоколов, а Армения, в свою очередь, 16 марта 2018 года подписала указ о прекращении процедуры заключения данных протоколов.
Важно отметить, что в своей внешнеэкономической политике Турция сильно ориентируется на позиции и политику Азербайджана. Скажем, развитию турецко-грузинского сотрудничества в первую очередь способствуют энергетические и транспортные проекты, инициированные Азербайджаном, и, в частности, его взаимодействие с Турцией в этой сфере. В то же время армяно-азербайджанский нагорно-карабахский конфликт серьезно препятствует развитию турецко-армянских отношений.
Вследствие этого, в 2018 году произошел переломный момент в отношениях между Турцией, Арменией и Азербайджаном. Так, турецкий лидер заявил, что пока не будет разрешен карабахский конфликт и армянские подразделения не покинут оккупированную территорию Азербайджана, Турция не откроет границы с Арменией. Важно отметить, что ранее армянская сторона заявила, что готова открыть границы с Турцией без каких-либо предварительных условий. Таким образом, очевидно, что турецкие власти ввиду неопределенности в своей политической деятельности существенно препятствуют установлению дипломатических отношений с Арменией.
Заключительным фактом, подтверждающим актуальность исследования, является то, что на сегодняшний день между Арменией и Азербайджаном возникло открытое военное столкновение по Карабахскому вопросу. При этом Турция поддерживает Азербайджан. Вооруженное столкновение между Арменией и Азербайджану провоцирует периодические перестрелки, приводящие к жертвам среди мирного населения. Обострение конфликта привело к захвату азербайджанской армией Шушу, росту потока армянских беженцев из Арцаха и т. д. Таким образом, учитывая все аспекты существующего конфликта тема исследования крайне актуальна.
Цель исследования - определить ключевые отличия политического курса в отношении Турции и Азербайджана со стороны С.Сарксяна и Н.Пашиняна.
Задачи исследования:
- изучить теорию возникновения конфликтов в международных отношениях и подходы к их классификации.
- выявить причины конфликтогенности постсоветского пространства.
- дать геополитическую характеристику основных участников нагорно-карабахского конфликта.
- изучить историю конфликта между Арменией, Турцией и Азербайджаном;
- оценить основные положения политики армянского руководства в отношение Турции и Азербайджана;
- наметить пути возможного решения конфликта в Нагорном Карабахе.
Объект исследования – армяно-турецкие и армяно-азербайджанские отношения.
Предмет исследования – политика Армении в отношении Турции и Азербайджана.
Исследовательский вопрос: определить, повлияла ли революция в Армении и смена руководства на турецко-армянские и армяно-азербайджанские взаимоотношения.
Степень разработанности темы: Вопросами международных отношений, в частности отношений между странами Кавказа и Турции, вошли труды тех авторов, которые сосредоточили свое внимание на этнополитических конфликтах на Южном Кавказе и, конкретно - в Нагорном Карабахе. Рост межэтнических противоречий и развертывание полномасштабных конфликтов на Южном Кавказе в конце 80-х - начале 90-х гг. ХХ в. способствовали активизации исследований, посвященных генезису, развитию и урегулированию этнополитических конфликтов в указанном регионе. Данная проблематика нашла отражения в работах В.Г.Ардзинба, Ф.Де Пау, В.В.Дегоева, Р.С.Дзасарова, К.С.Гаджиева, А.Зверева, В.Н.Казимирова, О.Коджамана, А.Магомедова, Р.Никерова, А.С.Панарина, М.Фейгина и др.
Методы исследования
В работе был использован метод сравнительного анализа. Метод сравнительного анализа позволил провести сравнение политики Саргсяна и Пашиняна по следующим параметрам:
- отношение к геноциду 1916 года,
- отношение к геополитическому положению Нагорного Карабаха,
- стремление к налаживанию отношений с Азербайджаном и Турцией;
В исследовании также использован метод статистического анализа, который позволил определить количественные показатели существующего конфликта. Исторический метод, использованный в работе, позволил выявить исторические условия возникновения и развития конфликта в Нагорном Карабахе, что крайне важно для адекватного понимания сущности данного конфликта.
Структура исследования: работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы.
Глава 1. Исторический аспект развития взаимоотношений между Арменией, Азербайджаном и Турцией до 1998 года
Турция, Армения и Азербайджан имеют длительную и достаточно неуспешную практику взаимодействия. Республика Армения провозгласила свою независимость 28 мая 1918 г., известная также как Первая Республика Армения. В 1920 Армения вошла в состав СССР, а в 1991 вновь объявила о своей независимости.
Исторический аспект развития взаимоотношений между Арменией, Турцией и Азербайджаном является важнейшим и решающим фактором, определяющим современное состояние отношений данных стран.
Издавна, отношения Армении и Турции характеризовались постоянным противостоянием по ряду вопросов. Само начало Армяно-Турецких отношений датируется IX веком, когда тюркские племена огузов начали проникать из Средней Азии в Закавказье. В результате действий османской империи Армения оказалась в ее составе в течение XV-XVI веков. За все время, пока армяне были в составе Османской империи, их условия жизни постоянно ухудшались. К примеру, при султане Абдул-Гамиде II (1876—1908) армянам, считавшимся гражданами второго сорта, запрещалось носить оружие, и они становились жертвами курдских мародёров и оттоманских сборщиков налогов. Свержение данного правителя несколько облегчило положение армян, однако, ненадолго. (Тер-Саркисянц, 2005)
Османская Империя массово уничтожала армян начиная с 1894 г. С началом Первой мировой войны начался геноцид армян Турцией, так как считали, что армяне были союзниками России. После Первой мировой войны армянское ополчение получило контроль над большей частью Османской Армении, и в феврале 1918 была предпринята попытка объединения Азербайджана, Грузии и части Российской Империи и управляемой Восточной Армении в Закавказскую демократическую федеративную республику. Однако она просуществовала по май 1918 г., провозгласив свою независимость 28 мая 1918 г. (Петров, 2012)
10 августа 1920 года во французском городе Севр был подписан договор по которому Турция признавала Армению как «свободное и независимое государство». Однако этот договор так и не вступил в силу, так как новое правительство Турции во главе с Кемалем Ататюрком отказалось ратифицировать его. Окончательно условия Севрского договора были пересмотрены на Лозаннской конференции 1923 года. 3 декабря 1920 года был подписан Александропольский мирный договор, завершивший турецко-армянскую войну. (Грдзелян, 2017) Война завершилась поражением Армении. Правительство Армении признавало аннулированным Севрский мирный договор и обязывалось отозвать из Европы и Америки свои делегации, а также «устранить от государственного управления всех лиц, провоцировавших и преследовавших империалистические задачи», а кроме того признавало аннулированными все договоры, которые были заключены во вред Турции или затрагивали её интересы. Турция получала право контролировать железные дороги и прочие пути сообщения Армении, принимать военные меры на территории Армении. Договор также оговаривал возвращение беженцев и права мусульманского населения Армении. На следующий день, 4 декабря 1920 года в Ереван вошли части Красной Армии и новое правительство Советской Армении аннулировало Александропольский договор. Отношения между Арменией и Турцией были окончательно оформлены Карсским мирным договором, подписанным 13 октября 1921 года.
4 марта 1922 г. Армения вошла в Советский Союз в качестве части Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики. Армения находилась под советской властью до 23 августа 1990 г., когда Армения провозгласила свою независимость на своей территории. Армения официально постановила свой суверенитет 21 сентября 1991 г. после неудачного августовского путча в Москве. (Abasov , 2018)
Несмотря на всю сложность отношений с Турцией, именно Турция была одной из первых стран, признавших независимость Армении после распада СССР в 1991 году.