ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты бюджетных резервов и повышения эффективности их использования
1.1 Понятие, сущность Резервного фонда и его роль в финансовой системе Российской Федерации
1.2 Формирование, управление и использование средств Резервного фонда
1.3 Виды финансовых резервов государства и источники их формирования
ГЛАВА 2 Анализ динамики государственных финансовых резервов (резервных фондов), порядка их формирования и использования
2.1 Анализ формирования, управления и использования финансовых ресурсов Резервного фонда на современном этапе
2.2 Проблемы управления финансовыми средствами Резервного фонда и пути их преодоления
ГЛАВА 3 Проблемы использования бюджетных резервов и пути повышения эффективности использования
3.1 Оптимизация структуры резервов
3.2 Проблемы и направления совершенствования системы управления золотовалютными резервами
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
К государственному долгу РФ относятся долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате заимствований РФ.
Менее болезненным способом решением проблемы дефицита государственного бюджета является долговое финансирование. В результате долгового финансирования дефицит бюджета покрывается за счет займов, осуществляемых государством как внутри страны, так и за ее пределами. На основании этого формируется внешний и внутренний долг государства.
Вместе с тем надо иметь в виду, что совокупный объем государственной задолженности не может быть слишком высоким. В противном случае государственный долг становится трудно управляемым. Увеличение государственных расходов осложняет проблему контроля будущих дефицитов, а постоянно растущие процентные выплаты по государственному долгу существенно ограничивают возможность применение правительством бюджета в качестве стабилизационного рычага воздействия на экономику. При этом внешняя задолженность может стать серьезным фактором не только экономического, но и политического значения. Непомерно высокие выплаты из государственного бюджета по долгам отвлекают средства от финансирования социальных, экономических, оборонных и прочих программ правительства.
Но долговое финансирование может так же стимулировать экономический рост. Увеличивая свои расходы за счет займов, государство тем самым предъявляет спрос на инвестиционные и потребительские товары. При этом начинает действовать положительный эффект мультипликатора, оказывая стимулирующее влияние на другие отрасли хозяйства и занятость.
Применение государственных займов для финансирования дополнительных государственных расходов определяется также значительно меньшими их негативными последствиями для экономики по сравнению, например, с дополнительной эмиссией. С другой стороны, практика долгового финансирования является политически более благоприятной для правительства, чем повышение налогов. В странах, где дефициты бюджета запрещены и финансирование через эмиссионный банк также недоступно, доходная часть государственного бюджета может финансироваться только через налоги.
Но увеличение налогов всегда негативно воспринимается гражданами, мнение которых для правительства является небезразличным, особенно во время выборов.
Цель работы состоит в анализе и характеристике бюджетных резервов и повышении их использования.
Задачи работы:
- познакомиться с понятием, сущностью Резервного фонда и его ролью в финансовой системе РФ;
- закрепить и углубить знания в области формирования, управления и использования средств Резервного фонда;
- изучить виды финансовых резервов государства и источников их формирования;
- провести анализ системы государственных финансовых резервов (резервных фондов), порядка их формирования и использования;
- осветить пути повышения эффективности использования золотовалютные резервы Банка России.
Объектом исследования в курсовой работе - является государство.
Предмет исследования – государственные финансовые резервы.
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты бюджетных резервов и повышения эффективности их использования
1.1 Понятие, сущность Резервного фонда и его роль в финансовой системе Российской Федерации
Государственный резервный фонд – это специальный денежный фонд, который используется для стабилизации государственного бюджета в периоды снижения государственных доходов и для государственных нужд в долгосрочной перспективе.
Начиная с 2001 года федеральный бюджет РФ исполнялся с профицитом, т.е. его доходы превышали расходы, по этой причине в 2004 году был создан специальный финансовый резерв, так называемый Стабилизационный фонд, за счет которого государство в периоды спада экономики планировало покрывать возможный дефицит бюджета.
Стабилизационный фонд являлся частью механизма в формировании доходов федерального бюджета РФ. Он аккумулировал поступления средств вывозной таможенной пошлины на нефть и налога на добычу полезных ископаемых. Управление средствами Фонда вело Министерство финансов РФ, в свою очередь, порядок управления определялся Правительством [14].
К 2008 году экономическая ситуация сложилась так, что конъюнктурных доходов, зачисляемых в Стабилизационный фонд, было недостаточно для обеспечения бюджетной и макроэкономической устойчивости. Поэтому в январе 2008 г. была осуществлена фондовая реформа – Стабилизационный фонд РФ был преобразован в Резервный фонд РФ и Фонд национального благосостояния РФ.
Резервный фонд является частью средств федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет. Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов. Резервный фонд фактически заменил собой Стабилизационный фонд РФ. В отличие от Стабилизационного фонда помимо доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти источниками формирования Резервного фонда также являются доходы федерального бюджета от добычи и экспорта газа.
Стоит отметить, что Резервный фонд, как финансовое институциональное образование применяется не только в России. Такие фонды часто учреждают сильно зависимые от цен на сырье государства, вынужденные создавать «подушку безопасности» на случай внезапного обвала цен: Венесуэла, Нигерия, Кувейт, Азербайджан, Оман и другие. Примечательно, что сегодня ни одно государство не хранит деньги такого фонда в родных валюте и активах. Причины этого очевидны. Во-первых, такой протекционизм может привести к тому, что в случае кризиса страна лишится всего и сразу. Во-вторых, каждый лишний рубль в экономике разогревает инфляцию. В-третьих, редкий актив в нестабильных экономиках приносит доход.
История насчитывает примеры, как успешных резервных фондов, так и совершенно неэффективных. Ярким представителем второй группы являлся Венесуэльский инвестиционный фонд, ресурсы которого вкладывались в акции венесуэльских же госпредприятий, многие из которых были заведомо убыточными. В результате нестабильность внутреннего промышленного сектора обанкротила фонд. В Нигерии в 90-х гг. сложилась аналогичная ситуация. Решив инвестировать доходы от продажи черного золота в нефтяное же производство, на деле правительство получило четырехкратное замедление темпов роста экономики и трехкратный рост инфляции.
Первопроходцем и выдающимся примером блестящего управления фондом нефтяных доходов является Норвегия. Именно ее впечатляющие успехи в свое время и вдохновили российских финансистов во главе с экс-министром финансов Алексеем Кудриным на создание отечественного аналога. Благодаря многим факторам Норвегии удалось за десять лет эффективного управления фондом превратиться из страны, где внешний долг составлял 30% от ВВП, в высокоразвитое государство с нулевой инфляцией. Стратегия скандинавской страны была предельно простой: половина средств – в акции иностранных компаний с наивысшим кредитным рейтингом, вторая половина – в облигации развитых зарубежных государств. Благодаря относительной стабильности на фондовых рынках до 2008 г. Норвегия последовательно увеличивала свой фонд на 4,5% в год, а доходы направляла на пенсионную программу и развитие альтернативных источников энергии, мудро помня о том, что нефть – исчерпаемый ресурс. И все это на фоне беспрецедентной информационной прозрачности: по сей день любой может зайти на сайт Центробанка Норвегии и справиться о том, во что вложена каждая крона.
Резервный фонд выполняет две функции. Во-первых, его средства могут быть использованы для покрытия дефицита госбюджета в момент неблагоприятной конъюнктуры. Во-вторых, в период высоких цен на сырьё фонд позволяет аккумулировать избыточные экспортные поступления и предотвращать развитие голландской болезни экономики – экономический эффект, связывающий разработку природных ископаемых с падением промышленного производства. Приток капитала в страну увеличивает потребительский спрос, однако испытывающая давление голландской болезни промышленность не успевает за ростом доходов, что усиливает инфляцию [16].
Помимо чисто экономических задач резервный фонд выполняет политическую задачу предотвращения быстрого роста государственных расходов. Госрасходы, как правило, невозможно оперативно уменьшить вслед за падением доходов. В результате в периоды неблагоприятной конъюнктуры это может приводить к крупным дефицитам госбюджета, невыполнению обещанных социальных обязательств и дефолту по государственным долгам. Подобные последствия гораздо более разрушительны для экономики, чем колебания объёма госбюджета сами по себе.
Особая значимость Резервного фонда РФ проявилась при падении цен на нефть и в период мирового финансового кризиса 2008 – 2019 гг., позволив России не допустить в неблагоприятный для ее экономики период ухудшения социально-экономического положения в стране.
Так, к началу мирового кризиса российская экономика сформировала значительный запас финансовой и долговой устойчивости, а также демонстрировала положительную динамику макроэкономических показателей. Значительные объемы профицита федерального бюджета и положительные счета текущих операций в последние годы позволяли наращивать объемы золотовалютных резервов, наполнять ускоренными темпами Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, сокращать внешние государственные долговые обязательства Российской Федерации.