ВВЕДЕНИЕ
1 ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
1.1 Дореволюционное конституционное (государственное) право
1.2 Тоталитарное конституционное (государственное) право
2 ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РФ
2.1 Исторические и социальные предпосылки принятия новой Конституции Российской Федерации и становления современного конституционного права
2.2 Сущность современной Конституции РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
На сегодняшний день неоспорима важность Конституции как главного регулятора правоотношений в большинстве демократических стран. Конституция является «стержнем» всей правовой системы, ведь именно она закладывает основы государственности, принципы формирования государственных органов, принципы правовой действительности в государстве в целом. Именно благодаря современным конституциям человек признан для государства важнейшей ценностью, а его права и свободы – приоритетными.
Обывателю не обязательно знать в подробностях законодательство своего государства, поскольку при возникновении соответствующего спора или проблемы он может обратиться за помощью к юристу. Однако положения Конституции обязаны знать и понимать все граждане, поскольку этот акт обрисовывает общие и одновременно с этим главнейшие аспекты жизнедеятельности государства и проживающего на его территории народа.
Актуальность исследования заключается в том, что в России исторический путь развития конституционного права был довольно сложен и сопряжен с весьма масштабными по своей сути политическими и социальными событиями, не только повлиявшими на изменение государственного строя, но и на коренную трансформацию правовой системы в целом.
Объект работы – общественные отношения, возникающие на различных этапах развития конституционного права РФ.
Предмет работы – нормы права, а также труды отечественных ученых, позволяющие установить процесс развития российского конституционного права.
Целью этой курсовой работы является рассмотрение этапов развития конституционного права в России.
Для достижения этой цели будут раскрыты следующие задачи:
- исследовать особенности дореволюционного конституционного (государственного) права;
- исследовать особенности тоталитарного конституционного (государственного) права;
- исследовать исторические и социальные предпосылки принятия новой Конституции Российской Федерации и становления современного конституционного права;
- рассмотреть сущность современной Конституции РФ.
В работе использовались такие методы исследования, как анализ, синтез, формально-правовой, структурный, системный и т.д.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1 ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
1.1 Дореволюционное конституционное (государственное) право
Во второй половине XIX века в период правления Александра II был взят курс на трансформацию государственной системы и переход от абсолютной монархии к конституционной. Этот процесс был очень сложным, болезненным и медленным. В этот период социальная обстановка была явно неспокойной, поскольку повсеместно возникали революционные движения, совершались террористические акты, за которыми следовали ответные репрессии.
Однако 17 октября 1905 года Николаем II был издан Манифест, в котором провозглашались «непоколебимые основы гражданской свободы на основе неприкосновенности личности, свободы совести, речи, собраний и союзов».
Таким образом, на императорском уровне была провозглашена нерушимость и обязательность защиты прав и свобод человека и гражданина. Разумеется, для этого имелись значительные ограничения, но для истории российского права данный акт оказался значимым, поскольку впервые устанавливал гражданские права и свободы[1].
Указанный ранее Манифест предусматривал создание законодательного органа – Государственной думы, а также ограничение монархической власти.
В 1906 году были приняты Основные законы и другие смежные нормативные акты, что значительно подстегнуло развитие конституционного права в России.
Данный вопрос находился в ведении ведущих политических партий, в том числе партии конституционных демократов (кадетов). Данная партия в октябре 1905 года приняла программу, в которой предусматривалось создание двухпалатного парламента, вторую палату в котором будут образовывать представители органом местного самоуправления. Также предполагалось, что парламент получит право на утверждение любого закона и принятие бюджета.
Другая влиятельная партия «Союз 17 октября» требовала, чтобы была принята конституция, в которой было бы закреплено избирательное прав, не отрицающее, впрочем, самодержавие. При этом ни в одной из программ не было и намека на федерализм, более того, автономия территорий фактически отвергалась.
Правые партии, черносотенцы (представители партии «Союз русского народа») настаивали на неприкосновенности самодержавия, проявляя в этом плане консервативность, в то время как левые партии (эсеры и социал-демократы), напротив, считали, что самодержавие является архаизмом, не позволяющим развить демократизм в России. При этом социал-демократы предложили сформировать на основании принципов всеобщего, равного, прямого избирательного права однопалатное законодательное собрание, также начать избрание судов, разделить государство и церковь, а также заменить армию на вооружение народа. Ими была поддержана передача власти Учредительному собранию, при этом большевики порочили Государственную Думу, говоря, что она является ложным парламентом. Также они не признавали реальных изменений государственной системы.
Эсеры и социал-демократы разработали схожие планы реформирования правовой системы и введения конституции.
Поэтапно идеи парламентаризма и независимого правосудия, равно как теория верховенства и суверенитета народа, постепенно стали внедряться в практику. Однако все это шло также наравне с применением репрессий, военных судов и иных чрезвычайных мер, которые применялись для поддержания порядка в обществе, что само по себе было сложно сделать в условиях военного времени и обострения революционных восстаний.
Направленность на демократизацию правовой системы и развитие конституционного права была намерено сорвана большевиками и эсерами, которые видели вредоносность реформ по отношению к их революционным воззрениям.
1 сентября 1917 года Россия была провозглашена Временным правительством республикой. К тому моменту Государственная Дума прекратила проведение заседаний. Правительство обладало коалиционным характером и стремилось объединить все возможные демократические силы. Им было принято несколько весьма прогрессивных законов, введен запрет на применение экстренных мер (к примеру, проведение арестов без суда и пр.). Отельным нормативно-правовым актом, принятым в августе 1917 года были определены критерии применения старых законов и правил.
Реформирование государственного устройства, которое проводилось в начале 20-го века, опирались на достижения науки государственного права, представителями которого стали юристы, сформировавшие оригинальную российскую школу государственного права. Особенностью этой школы стала приверженность к демократическим идеалам и высокий уровень теоретического развития. Юристы этой школы знали иностранное государственное право, историю государства, права, политических ученых, отлично разбирались в других науках, например в психологии, лингвистике и т.д.
При этом большинство из них не разделяло идеи марксизма и его классовую теорию государства и права[2].
Российская школа права развивалась на базе университетов, поэтому была связана с молодежью, которая позитивно относилась к демократии. Также российская школа государственного права была сосредоточена на проблемах самодержавия, народного представительства, т.е. на тех проблемах, которые были центральными для российского освободительного движения.
Исследовав зарубежный опыт, российские ученые внесли в российскую науку положения о естественных правах, о разделении власти, верховенстве закона и т.д. Эти ценности заложили методологическую основу российской науки государственного права, которой явно не импонировала идеологическая односторонность. Это стало причиной того, что никто не стремился присовокупить государственному законодательству функцию обеспечения «основ социальной системы», подчинить права и свободы граждан идеологическим целям. Поэтому субъект данной отрасли права рассматривался с точки зрения логики и здравого смысла, реалистично, хотя и по-разному, например, в организации управления территориями, в организации власти. При этом Россия рассматривалась в качестве унитарного государства. При этом возникали трудности из-за его имперского статуса, особенно по отношению к Финляндии и Польше. При том вопрос федерализма на тот момент не поднимался.