Курсовая работа|Вычислительная математика

Использование комбинаторных задач в курсе математики начальной школы

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2020 | Страниц: 28

Введение

1 Теоретические основы использования комбинаторных задач в курсе математики начальной  школы

1.1 Понятие и основные типы комбинаторных задач в курсе математики начальной школы

1.2 Назначение комбинаторных задач в начальных классах

1.3 Анализ современных программ и учебников  начального обучения математике на предмет содержания  комбинаторных задач

2 Организация опытно-экспериментальной  работы ознакомления младших школьников   с комбинаторными задачами

2.1 Первичная диагностика определения уровня сформированности умения решать комбинаторные задачи

2.2 Формирование у младших школьников  умения решать комбинаторные задачи

2.3 Сравнительная диагностика по выявлению   умения  младших школьников решать комбинаторные задачи

Заключение

Список использованных источников

Актуальность работы обусловлено тем, что ФГОС начального общего образования предполагает внесение корректив в методику преподавания отдельных предметов, среди которых и начальный курс математики. В связи с этим особую значимость  приобретает целенаправленное формирование у младших школьников «умения учиться» через учебный предмет. В этой связи дополнительное включение в содержание базового курса математики в начальной школе комбинаторных задач, несомненно, способствует совершенствованию приемов умственной деятельности младшего школьника, формированию у него способности комбинировать, осуществляя поиск тех или иных преобразований [2]. Развитие комбинаторного мышления младшего школьника связывается со становлением умственных операций, теоретического мышления, считающегося основным новообразованием младшего школьного возраста. Таким образом, обучение школьников решению комбинаторных задач на уроке математики позволяет комплексно решать образовательные задачи.

Комбинаторные задачи способствуют развитию комбинаторного стиля мышления, существенными чертами которого являются гибкость, критичность и вариативность, возможность поиска различных путей решения задачи и многовариантность достижения целей. Целенаправленная работа в курсе математики начальной школы позволяет подготовить детей к изучению теории вероятностей и статистики в средней школе.

Педагогический и методический опыт включения комбинаторных задач в процесс обучения описан в работах В.В. Давыдова, Е.С. Ермаковой, Г.Г. Левитас, Н.Б. Истоминой, И.Б. Румянцевой, И.И. Целищевой и др. Однако анализ учебно-методической литературы по данной проблеме показал, что комбинаторные задачи включаются в учебники математики для начальной школы эпизодически и, как правило, не согласуются с логикой построения содержания начального курса математики, не затрагивают его основных программных аспектов. Включаются как дополнительные задания, которые выполняют младшие школьники по желанию, от случая к отучаю, что в значительной мере снижает их развивающие и дидактические возможности.

Объект работы – комбинаторные задачи в математики начальной школы.

Предмет работы -  использование комбинаторных задач в курсе математики начальной школы.

Гипотеза: организация внеурочной деятельности младших школьников по программе «Занимательная комбинаторика», построенной на основе интегративной технологии, оказывает положительное  влияние на развитие гибкости их мышления.

Цель работы – исследовать использование комбинаторных задач в курсе математики начальной школы.

Достижение цели возможно при решении следующих задач:

  1. Раскрыть понятие и основные типы комбинаторных задач в курсе математики начальной школы.
  2. Выявить назначение комбинаторных задач в начальных классах.
  3. Проанализировать современные программы и учебники начального обучения математике на предмет содержания  комбинаторных задач.
  4. Провести опытно-экспериментальную работу по ознакомлению младших школьников с комбинаторными задачами.

Основными методами исследования являются теоретический анализ педагогической и методической литературы, обобщение полученных в процессе эксперимента  данных.

База исследования: МБОУ СОШ № 1, 353864, Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, город Приморско-Ахтарск, улица Космонавтов, 111. 

Структура работы представлена следующими компонентами: введение, две  части, заключение и  список использованных источников.

 

1 Теоретические основы использования комбинаторных задач в курсе математики начальной  школы

1.1 Понятие и основные типы комбинаторных задач в курсе математики начальной школы

Существует целый раздел математики, именуемый комбинаторикой, который занят поисками ответов на вопросы: сколько всего есть комбинаций в том или ином случае, как из всех этих комбинаций выбрать оптимальную. Комбинаторика позволяет ответить на вопросы: сколькими способами, сколько вариантов и так далее.

 Слово «комбинаторика» происходит от латинского слова combinare, которое означает «соединять, сочетать» [7].  Комбинаторика формирует такие качества мышления, как системность, вариативность, гибкость. Все эти качества характеризуют комбинаторный стиль мышления.

«Комбинаторными задачами, называются задачи, в которых идет речь о тех или иных комбинациях объектов» [6, с. 141].

Комбинаторика – важный раздел математики, знание которого необходимо представителям самых разных специальностей. С комбинаторными задачами приходится иметь дело физикам, химикам, биологам, лингвистам, экономистам, специалистам по кодам, компьютерам, информационным технологиям и т.д. Комбинаторные методы лежат в основе решения многих задач теории вероятностей, математической статистики и их приложений [7].

Многие понятия комбинаторики базируются на важнейших понятиях теории множеств («некоторый», «каждый», «все», «множество», «часть», «целое», принадлежность элемента множеству и т. д.), теории графов (отношения между элементами множества и самими множествами) и математической логики (частица «не», союзы: «и», «или»), а вычислительную базу комбинаторных задач составляют арифметические операции (прежде всего сложение и умножение). Таким образом, линия «Элементы комбинаторики» органично сочетается с традиционным курсом математики, способствуя развитию внутрипредметных связей.

Как известно, возникновение комбинаторики как раздела математики было связано с трудами Б. Паскаля, П. Ферма по теории азартных игр. Термин «комбинаторный» впервые был введён Г. Лейбницем в своей диссертации «Комбинаторное искусство». Большое влияние на развитие комбинаторики оказала работа Я. Бернулли «Искусство предположения». Следующий этап в развитии методов решения комбинаторных задач был связан с работами Л. Эйлера. Наиболее известны две его классические задачи: задача о 36 офицерах и задача о кёнигсбергских мостах [5].

Формируемое у учащихся в процессе решения комбинаторных задач комбинаторное мышление, как известно, служит фундаментальной основой при освоении ключевых понятий теории вероятностей и математической статистики, то есть стохастики, и играет очень важную роль в общей структуре научного мышления вообще. Это обусловлено тем, что в основе комбинаторики лежит способность субъекта определять, рассматривать и учитывать все возможные варианты сочетания признаков, событий и свойств исследуемых объектов [8].

В связи с освоением в начальной школе ФГОС НОО ещё настойчивее стало звучать требование об усилении и расширении развивающих возможностей начального курса математики [2].

Одним из таких средств, безусловно, служит комбинаторные задачи, составленные с опорой на жизненный материал младших школьников, которые помогают им увереннее ориентироваться в окружающем мире, учат их рассматривать все имеющиеся комбинации возможностей и делать среди них оптимальный выбор.

В комбинаторных задачах заложены потенциальные возможности для того, чтобы развивать вариативность мышления учащихся; подготовить их к решению жизненных практических проблем, научить в конкретной ситуации принимать оптимально верное решение; организовать свою творческую и исследовательскую деятельность; активизировать у учащихся мыслительную деятельность и формировать у них интеллектуальные умения. В процессе решения комбинаторных задач фактически задействованы и непосредственно используются в комплексе почти все познавательные УУД. Поэтому это обстоятельство является важнейшим фактором, направленным на актуализацию и систематическое использование на уроках математики развивающих возможностей такого типа задач.

Таким образом, в итоге, можем сказать, что комбинаторные задачи – это задачи выбора и расположения элементов конечного множества, имеющие в качестве исходной некоторую формулировку развлекательного содержания в виде головоломок.

  1. Об образовании в Российской Федерации [Текст]: федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ // Собрание законодательства РФ.   –  № 53 (ч. 1).  – Ст. 7598.
  2. О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Текст]: приказ Минобрнауки России №1643 от 29 декабря 2014 года // Российская газета. – 2014. – 31 декабря.
  3. Байрамукова, П.У. Методика обучения математике в начальных классах [Текст]: курс лекций / П.У. Байрамукова, А.У. Уртенова - Ростов н/Д: Феникс, 2019. - 245 с.
  4. Бабкина, Н.В. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников [Текст]: книга для учителя / Н.В. Бабкина. – М.: АРКТИ, 2018. – 243 с.
  5. Белокурова, Е.Е. Методика обучения школьников решению комбинаторных задач [Текст] / Е.Е. Белокурова  // Начальная школа. – 2018. –№ 12. – С. 35-37.
  6. Бунимович Е. А. Вероятность и статистика 5-9 кл. [Текст]: пособ. для общеобразовательных учебных заведений / Е. А. Бунимович, В. А. Булычев. – М.: Дрофа, 2017.- 196 с.
  7. Вендина, А.А. Комбинаторные задачи в курсе математики начальной школы [Текст]  / А.А. Вендина, К.А. Киричек // Мир науки, культуры, образования.  – 2017. - № 1.  – С. 49-52.
  8. Гашаров, Н.Г. Комбинаторные задачи в начальном курсе математики [Текст]  / Н.Г. Гашаров, Х.М. Махмудов // Мир науки, культуры, образования. – 2018. - № 3. – С. 237-240.
  9. Давыдов, В.В. Учебная деятельность в младшем школьном возрасте [Текст]  / В.В. Давыдов. – М.: Владос, 2017. – 274 с. 
  10. Ермакова, Е.С. Психолого-педагогические особенности организации внеурочной деятельности младших школьников по программе «Занимательная комбинаторика» [Текст] / Е.С. Ермакова, И.Б. Румянцева, И.И. Целищева // Вестник Псковского государственного университета. Серия «Психолого-педагогические науки». - 2016. - № 3. - С. 209-215.
  11. Ермакова Е.С. Развитие гибкости мышления детей младшего школьного возраста с использованием комбинаторных заданий [Текст] / Е.С. Ермакова, И.Б. Румянцева, И.И. Целищева // Одарённый ребёнок.  - 2016.  - № 2. - С. 74-85.
  12. Ермакова, Е.С. Развитие творческого мышления в детском возрасте [Текст]: учебные материалы к спецкурсу / Е.С. Ермакова. – Шуя: Изд-во Шуйского филиала ФГБОУ ВПО «ИвГУ», 2017. - 38 с.
  13. Истомина, Н.Б. Учимся решать комбинаторные задачи [Текст]: тетради для учащихся 1-2, 3, 4 классов четырехлетней начальной школы / Н.Б. Истомина, Е.П. Виноградова. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2019. – 47 с.
  14. Кочурова, Е.Э. Занимательная математика [Текст]: сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / Е.Э. Кочурова / Под ред. Н. Ф. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2019. - С. 23-73.
  15. Левитас, Г.Г. Нестандартные задачи на уроках математики в 1 (2, 3, 4) классе [Текст]  / Г.Г. Левитас. – М.: Илекса, 2018. -164 с.
  16. Позднякова, Н.В. Формирование комбинаторного стиля мышления младших школьников на уроках математики [Текст] / Н.В. Позднякова // Дошкольное и начальное образование. - 2015.  - № 8. - С. 81-87.
  17. Попко, Е.В. Формирование метапредметных образовательных результатов младших школьников на основе комбинаторных математических задач [Текст] / Е.В. Попко // Гаудеамус. – 2020. - № 2. – С. 85 -87.
  18. Редько, З.Б. Внеурочная деятельность младшего школьника [Текст]: курс «Учимся решать комбинаторные задачи» / З.Б. Редько // Начальная школа: проблемы и перспективы, ценности и инновации. – 2016. - № – С.  25 -231.
  19. Румянцева, И.Б. Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Занимательная комбинаторика» для детей младшего школьного возраста (7-10 лет) [Текст] / И.Б. Румянцева, И.И. Целищева // Сборник программ внеурочной деятельности. Начальная школа (образовательная система «Школа 2100»). Кн. 1 / Сост. О.М. Корчемлюк. - М.: Баласс, 2018. - С. 88-102.
  20. Румянцева, И.Б. Занимательная комбинаторика [Текст]: учеб. пособие / И.Б. Румянцева, И.И. Целищева. - Шуя: Изд-во Шуйского филиала ФГБОУ ВПО «ИвГУ», 2015. - 230 с.
  21. Румянцева, И.Б. Развитие гибкости мышления младших школьников на внеурочных занятиях по программе «Занимательная комбинаторика» [Текст] / И.Б. Румянцева, И.И. Целищева // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2018. - № 1. – С. 138-142.
  22. Солнышко, С.В. Использование комбинаторных задач при обучении математике [Текст] / С.В. Солнышко // Начальная школа. – 2019. – № 1. – С. 10-15.
  23. Тихомирова, Л.Ф. Математика в начальной школе: развивающие игры, задания, упражнения [Текст]: пособ. для учителей начальных классов, воспитателей детских садов / Л.Ф. Тихомирова. – М.: ТЦ «Сфера», 2017. – 182 с.
  24. Царева, С.Е. Методика преподавания математики в начальной школе [Текст]: учеб. для студентов учреждений высшего образования / С.Е. Царева. – М.: Дашков и К, 2019. – 311 с.
  25. Целищева, И.И. Обучение решению комбинаторных задач детей 4-10 лет [Текст] / И.И. Целищева, И.Б. Румянцева, Е.С. Ермакова // Начальная школа.  – 2015. - № 11. – С.  83 - 90.
  26. Языкова, А.В. Комбинаторные задачи в начальном курсе обучения [Текст] / А.В. Языкова, И.М. Арапко // Технический и практический потенциал современной науки. – 2019. - № 4. – С. 54-59.
  27. Якунина, Н.А. Развитие гибкости мышления младших школьников в процессе решения комбинаторных задач [Текст] / Н.А. Якунина // Гаудеамус. – 2018. - № 7. – С. 84-88.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Вычислительная математика
2012 год 13 стр.
Курсовая Вычислительная математика, вариант 5 СибГУТИ
Telesammit
Курсовая работа Вычислительная математика
2021 год 24 стр.
Численные методы решения некоторых математических задач
antiplagiatpro
Курсовая работа Вычислительная математика
2013 год 43 стр.
Расчет динамики легкового автомобиля
antiplagiatpro
Курсовая работа Вычислительная математика
2020 год 18 стр.
Автоматизированные системы научных исследований (АСНИ)
antiplagiatpro
Курсовая работа Вычислительная математика
2020 год 38 стр.
Научные методы преподавания математики
antiplagiatpro

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское