Введение
- Понятие о методах научного исследования
1.1 Наблюдение и эксперимент
1.2 Сравнение и аналогия
1.3 Анализ и синтез
1.4 Обобщение и конкретизация
1.5 Абстрагирование
1.6 Индукция и дедукция
- Роль методов научного исследования в преподавании математики
Список используемых источников
Тема: Научные методы преподавания математики.
Проблема: необходимость использования научных методов в обучении математики.
Объект исследования: методы обучения математике.
Предмет исследования: научные методы в обучении математике.
Цель исследования: обоснование эффективности использования научных методов в преподавании математики.
Задачи исследования:
- Исследование и анализ литературы по соответствующей проблеме;
- Выявление основных характеристик научных методов обучения и возможности их использования;
- Сформулировать методические рекомендации по использованию научных методов преподавании математики в средней школе;
- Разработать примеры использования соответствующих методов на уроках математики;
- Провести констатирующий эксперимент по исследованию использования научных методов учителями математики в ходе своей профессиональной деятельности.
Гипотеза исследования: изучение научных методов исследования позволит: выявить их место и значение в процессе преподавания математики, что приведет к правильному выбору методов обучения и ограничит «стихийное» их применение на уроках математики; способствованию повышения эффективности учебного процесса; переосмыслить организацию образовательного пространства в обучении математики.
Актуальность.
Ученые-математики в процессе изучения законов природы пользуются различными средствами, в том числе и общепринятыми научными методами исследования. Учеников в процессе обучения можно рассматривать в качестве первооткрывателей, поэтому научные методы исследования можно рассмотреть и в качестве методов обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках любого предмета, в том числе и на уроке математики. От того, насколько много знаний о методах обучения у нас есть и как правильно их подобрать и использовать, зависят дальнейшие результаты.
В педагогике методы обучения – это способы взаимодействия учителя и учащихся, направленного на достижение целей образования, воспитания и развития школьников в ходе обучения [ссылка]. Согласно исследованию, проведенному Ю.К.Бабанским, учителя чаще испытывают трудности в выборе метода обучения, нежели чем в выборе того содержания, которое будет использоваться на уроке. Для преодоления этого затруднения учителю желательно знать то многообразие методов обучения, которое существует, а также знать их характеристики.
Одним из аспектов школьного обучения является выбор или разработка эффективных методов преподавания. Современный учитель использует те методы обучения, которые в большей степени будут ориентированы на личность. А основой многих из существующих методов преподавания – научные методы (например, индукция, дедукция, анализ, синтез, сравнение, аналогия и т.д.). Т.к. процесс изучения математики невозможно отделить от ее преподавания, в таком случае нас ожидает более подробное изучение научных методов исследования, в ходе которого можно будет выявить их роль и место в обучении математике. Успешное использование таких методов в процессе обучения дает возможность сформировать более активную позицию школьников, что, как следствие, приведет к повышению эффективности самого учебного процесса.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) основного общего образования (ООО) к результатам того, как обучающиеся освоили программу ООО, предъявляются определенные требования. Перечислим некоторые метапредметные и предметные результаты освоения основной образовательной программы (ООП).
Метапредметные результаты освоения ООП ООО должны отражать:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
Предметные результаты освоения ООП ООО должны отражать:
- развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию);
- овладение простейшими способами представления и анализа данных;
- развитие алгоритмического мышления;
- формирование умений структурирования информации.
Очевидно, что научные методы обучения нашли свое отражение и в Федеральном государственном образовательном стандарте.
В сегодняшнем мире сформированные и развитые исследовательские способности человека – это не специальные индивидуальные умения, а необходимая характеристика личности человека, говорящая о его профессионализме и компетентности. Непосредственно по этой причине необходимо не просто включать фрагментами какие-то методы исследовательского обучения в школьное образование, а целенаправленно работать, развивать умения и навыки исследовательского поиска, а также методически переосмыслить то, как это организовать.
1. Понятие о методах научного исследования
Относительно теории познания методом считается система последовательных действий, исполнение которых приводит к достижению намеченных результатов и цели. В процессе обучения метод – это способы взаимодействия учителя и учащихся, направленного на достижение целей образования, воспитания и развития школьников в ходе обучения [Методика обучения математике в 2 ч. Часть 2 : учебник для академического бакалавриата / Н. С. Подходова [и др.] ; под редакцией Н. С. Подходовой, В. И. Снегуровой. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 299 с. С.259].
Чаще всего метод разрабатывается так, чтобы эти знания были максимально правдивыми.
Факторы для определения метода:
- предмет исследования,
- степень общности поставленных задач,
- накопленный опыт,
- уровень развития научного знания и т.д.
Есть универсальные методы, но есть и те, которые используются только в определенной области исследования. Такие методы не подходят для достижения целей в других областях. Но есть много методов, которые появились в результате передачи результатов в одной области в другую. Таким образом, на основе применяемых методов происходят противоположные процессы дифференциации и интеграции наук [4].
Метод научного исследования — это способ познания объективной реальности (в данном случае метод — это определенная последовательность действий, приемов и операций).
Как уже говорилось ранее, иногда учителя испытывают трудности при выборе методов обучения и для того, чтобы эти трудности избежать нужно хорошо ориентироваться в том многообразии методов, которые существуют. Для этих целей и существуют различные классификации методов обучения.